Три источника формирования потребности "Условной выгоды" - блог №422212

Здравствуйте.

Знаете ли Вы, каковы истоки появления потребности в получении условных выгод у любого человека? В этом блоге я Вам об этом расскажу.

Как мы выяснили в прошлый раз, нейрофизиологический механизм условной выгоды в нас не заложен. У каждого из нас есть зеркальные нейроны, которые позволяют нам понимать чужое сознание — то есть желания и намерения, а также прогнозировать вероятноеповедение других людей.
Так как основная функция зеркальных нейронов – это подражание – выясняется интересная деталь. Получается, что если объекты подражания маленького ребенка, только познающего окружающий мир, сами используют в своей жизни полный набор условных выгод – то ребенок впоследствии будет пользоваться этим же набором, не осознавая свое поведение. Лишь через осознание  и принятие  себя, своих чувств, мыслей, поступков можно прийти к ощущению внутренней свободы, гормонии и счастья. 

изображение из вопроса
 

Что же влияет на нашу жизнь, определяя степень ее свободы до осознания? 

1. Родительские предписания

«Будь честным», «Всегда доводи дело до конца», «Работай на совесть», «Пробуй до тех пор, пока не получится » — это пример положительных предписаний. Их исполнение несет хорошие плоды. Они формируют личность победителя по жизни, счастливчика и уважаемого человека.
«Ты глупый», «Все равно у тебя ничего не получится», «Не твоего ума дело», «Да кому ты вообще нужен» — негативные предписания. Их очень сложно искоренить, они прочно сидят в головах и родительским голосом низводят всяческие начинанию к бесполезности. Такими фразами растят классических неудачников. Именно они, уже приняв решение о своей ничтожности, зарывают в землю свои истинные желания. А потом начинают свою игру – используют все, предписанные им возможности в полной мере.
Например, помните экзистенциальную выгоду? Фразы «Все женщины хотят только денег» и «Всем мужчинам только одно нужно» — их никто не придумывал. Они были предписаны еще в детском возрасте – поэтому сейчас это так сложно осознать.

2. Модель родительского поведения

Муж и жена, как ни странно, приходят в совместную жизнь с РАЗНЫМИ мнениями об организации быта, досуга, воспитания детей и т.п.
Эти самые мнения сложились вследствие многолетнего наблюдения за семейной жизнью родителей. Если семья была неполной – представления могут рождаться из наблюдений за бабушкой и дедушкой, или за женатыми друзьями семьи. В последнее время большое влияние, к моему великому сожалению, оказывает телевизор. И слишком малое – художественная литература.
Если в родительской семье была принята игра «Скандал» — с хлопаньем дверями и битьем посуды – маловероятно, что она не перейдет и в нашу новоиспеченную ячейку общества. Для ее организатора – это будет естественный ход событий, с обязательным вынесением условных выгод, которые к этой игре прилагаются. Второй же участник игровых действий (в игры в одиночку не играют!) будет, либо поддерживать игру, либо откажется в ней участвовать. К сожалению, в обоих случаях имеет место существование угрозы для этой семьи. В первом случае игры запустят механизм саморазрушения данной семьи. Во втором будет сложно избежать «Боевых действий», между супругами может встать стена непонимания.
Нужно учиться осознавать свое поведение, говорить о своих желаниях и договариваться – только в этом случае родительский анамнез будет Вам не страшен.

3. Влияние окружающей среды

Если Вы – счастливый обладатель положительных предписаний и владелец своей собственной, уже осознанной модели поведения – Вас может ожидать еще третий кот в мешке.
Это окружающие люди. Воспитатели в детском саду, учителя, одноклассники, соседи – как ни странно они оказывают на становление Вашей личности огромное влияние. От их реакций, слов, поведения – может зависеть Ваше эмоциональное состояние, уверенность в себе и в Вашей безопасности. Вы можете начать накопление отрицателых эмоций начиная с первого грозного взгляда нянечки и копить их до пенсии. В этом и может  заключаться Ваша условная выгода, к примеру. 
Родители не вездесущи и не могут отследить каждого человека, который приближается к Вам на расстояние метра. Да они и не должны. Их обязанность – научить Вас общаться, воспринимать, мыслить, действовать. А все остальное – это Ваш собственный выбор. Лишь правильная череда выборов и грамотное исполнение своих желаний приведет Вас туда, куда Вам нужно.


А если вдруг Вас никто не научил этому – примите решение и научитесь сами. И тогда окружающий мир станет для Вас просто окружающим, а не влияющим, или попирающим Ваши границы Миром.
Все в Ваших руках. Анамнез – это прошлое, как ни странно, но оно уже прошло, и его нет. Вы можете уже с этой секунды взять и начать жить иначе. Вы свободны в том, что Вам делать и что говорить – можете быть в этом уверены. Это Ваша личная ответственность, а не долг или вина. Живите той жизнью, которой хотите жить и будьте собой, а не Вашими родителями.

С уважением, Светлана Леонтьева ©

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Леонтьева Светлана, Санкт-Петербург

Работаю с поведением. Обращайтесь.
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Самопознание и развитие


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store