О развитии бодхичитты. Продолжение. - блог №620124

Будда сказал своим ученикам: «Один человек много лет делал обширные подношения всем буддам, другой же не делал никаких подношений, но на короткое время породил в себе очень сильное чувство любви, доброты и сострадания, обращенное ко всем живым существам. Кто из них накопил больше заслуг?»

Его ученик Ананда ответил: «Второй человек». Будда спросил его: «Почему?»

Ананда не смог ответить на этот вопрос. ТогдаБудда ответил сам: «Первый человек накопил хорошие заслуги, потому что в течение многих лет делал обширные подношения всем буддам. Однако второй накопил больше позитивной кармы, потому что он породил в себе любовь и сострадание ко всем живым существам. Он накопил заслуги, равные количеству всех живых существ. Поскольку живых существ бесчисленное множество, он накопил бесчисленные заслуги». Поэтому в данном случае, когда мы говорим о любви и сострадании, мы говорим о любви и сострадании ко всем живым существам.

Развить любовь и сострадание к  другим людям очень легко. Эту практику вы можете выполнять в любое время. Но при этом не надо быть слабыми, надо быть сильными. Вы должны быть подобны искусной матери в том, как она обращается со своими детьми. Она любит своих детей, но когда они делают что-то неправильно, она пресекает эти поступки из любви и сострадания, но не из гнева. А что  часто делаете вы? Когда вы любите какого-то человека, то позволяете ему все. Но когда что-нибудь он сделает не так, то вы перестаете его любить. Вы пытаетесь удержать человека от негативного поступка только из гнева. Это ошибка.

Итак, как приступить к медитации на бодхичитту? Сядьте в медитативную позу. Как обычно перед медитацией вы должны прочитать молитву. Когда дело дойдет до аналитической медитации на бодхичитту, скажите себе: «В течение множества жизней из-за того, что не порождал в себе бодхичитту, я накопил множество негативной кармы и не накопил заслуг. Я все время повторял «Я, Я, Я» и пил соленую воду, стремясь найти счастье в сансаре, но никогда не бывал удовлетворен. Даже в этой жизни, начиная с рождения и до  сегодняшнего момента, я продолжаю пить соленую воду и думать «Я, Я, Я». Чего же я этим добился? Но сегодня я буду медитировать на бодхичитту. Будды и бодхисаттвы, благословите меня, чтобы я мог породить в своем уме бодхичитту!» Если вы христианин, то обратитесь с такой же просьбой к Христу. Иисус будет очень счастлив, он не скажет: «Нет, я тебя не благословлю, потому что ты занимаешься буддистской медитацией». Какой бы метод вы ни использовали, чтобы стать добрым, если вы им станете, то все будут только счастливы. Например, если я буду развивать в себе доброту, используя христианский метод, то Будда никогда не скажет, что не любит меня, потому что это христианская доброта. Будда и Христос не дети, а великие мудрецы. Но если вы используете метод, от которого становитесь хуже, то никто не будет вами доволен.

 Затем из Поля заслуг исходит свет и нектар, который устраняет загрязнения, мешающие порождению бодхичитты, чтобы вы могли породить бодхичитту гораздо быстрее.

Первое положение медитации: подумайте немного о преимуществах бодхичитты. Я их только что перечислил: бодхичитта подобна нектару, лекарству, алмазу, бодхичитта – это мощнейший огонь, очищающий нашу негативную карму за одно мгновение, это древо исполнения желаний, которое помогает накопить мощную положительную карму. Эти положения вы должны помнить.

Затем вы медитируете на порождение равностности. Существует две техник и порождения равностности. Первая техника более простая. Вы визуализируете перед собой живых существ, поделенных на три категории. Первая категория, которую вы визуализируете справа от себя, – это ваши враги. В центре напротив вас стоят посторонние люди. Слева вы визуализируете живых существ, которых любите, к которым вы привязаны. Ваша любовь смешана с привязанностью. Это не чистая любовь. Затем задайте себе вопрос: «Почему я делю людей на эти три категории? Все они живые существа, человеческие существа. У всех есть свои достоинства и недостатки. Все они, так же как и я, хотят счастья и не хотят страдания. Зачем же делить их на эти три категории?» Каков же ответ? Ответ таков: «Первая категория людей немного причиняет мне вред, поэтому я отношу их к категории своих врагов. Люди в центре, по моему мнению, никак со мной не связаны, не помогают и не вредят мне, а категория людей, которых я люблю и к которым привязан, полезна мне, потому что они иногда мне помогают»

Вот в чем заключается механизм вашего ума, почему вы любите одних и не любите, ненавидите других. Этот механизм основан на вашем эго. Поэтому вы все время очень заняты, переставляя людей из одной категории в другую. Тот, кто был в прошлом году вашим врагом, сегодня уже ваш друг и наоборот. Кто все это делает? Ваше глупое эго, «Я, Я, Я». Затем скажите себе: «С какой стати мне считать этих людей своими врагами, сейчас они вредят мне, но в прошлом они мне много раз помогали, и в будущем они также будут мне помогать и могут стать моими друзьями. Когда они вредят мне, то делают это из-за своего неведения, из-за гнева. Сначала, в первую очередь гнев причиняет вред им, а затем уже мне. Точно так же как и я, они являются жертвами своего гнева». Поэтому вы должны сказать: «Мой враг подобен мне. Я тоже злюсь, но я не всегда злюсь, а разозлившись, чувствую сожаление. Точно так же мой враг в гневе может сказать мне множество дурных слов, а потом будет сожалеть об этом. Гнев никогда не делает людей счастливыми. Зачем же мне относить людей к категории своих врагов?» Нет никакого внешнего врага, враг зависит от ярлыка, который вы навешиваете на людей. Это понятие возникает из вашего собственного ума, а не со стороны объекта. Если бы враг существовал со стороны объекта, то он должен быть врагом для всех. Но для некоторых людей он – лучший друг. Один человек не может одновременно являться и другом и врагом. Так что же такое враг? Когда этот человек причиняет вам вред, ваш ум дает ему название «враг». Итак, враг – это название. Нет никакого объективно существующего врага. То же самое и с другом. Нет  никакого друга со стороны объекта, который был бы привлекателен со стороны объекта.

Когда мы думаем, что человек является хорошим со стороны объекта, мы привязываемся к нему. Мы не испытываем чувства чистой любви, мы испытываем привязанность. Так наступает охлаждение в отношениях между супругами после того как исчезает привязанность. Привязанность к человеку иногда называют любовной романтикой. Эту романтику описывают поэты. Думайте именно в этом русле, размышляйте об этом. Вы должны представлять себя третьим лицом, не заинтересованным человеком. Взгляните на себя со стороны, вспомните свои поступки в прошлом, проанализируйте их. Тогда нечто откроет вам глаза. Вот это называется Дхармой. Когда ваш ум открывается и становится шире, это означает, что вы обрели одну каплю мудрости. Это называется реализацией. Она не имеет отношения к полетам в небесах. Реализация означает то, что посредством слушания учения Будды в вас ослабевает один недостаток и укрепляется одно достоинство.

Вы собираете реализации капля за каплей и, таким образом, накапливаете океан реализаций, а океан реализаций называется состоянием будды.

 

© перевод лекции Геше Тинлея.

28.04.13
283
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store