Существует три так называемых коренных негативных состояний ума: первое – это гнев, затем привязанность и третье – это неведение. Неведение, является корнем для привязанности и гнева. На основе этих трех омрачений возникают все остальные омрачения.
Неведение – это ваше незнание о том, что такое “я”. Если кто-нибудь вас спросит: “Кто ты?” Что же вы ответите, ведь тело – это не вы,ум – это не вы. Так, где же вы?
Иногда, когда ваше тело идет, вы говорите: “Я иду”, когда ваше тело сидит, вы говорите: “Я сижу”. Когда ваш ум думает, вы говорите: “Я думаю”, и в это время вы думаете, что ум – это “я”. Иногда вам кажется, что “я” находится вне тела и вне ума, и это “я” говорит, что это мое тело и мой ум. И это нечеткое представление о том, что такое “я” вызывает множество ложных интерпретаций и представлений о существование “я”, то есть представление о его истинном, самосущем существовании.
У вас очень сильное ощущение, что ваше “я” находится внутри вас, когда кто-то говорит: “Ты урод”, вы очень злитесь. Гнев возникает из привязанности, привязанность возникает из неведения. Из-за такого представления о своем “я”, вы привязываетесь к своему “я”.
Если вы привязаны к красоте, а кто-то называет вас уродом, то вы очень сильно сердитесь. Если какой-то мужчина привязан к идеи о храбрости, то этого мужчину вы можете назвать уродом, и он не разозлится, но вот если его назвать трусом, то он разозлится. Если вы скажете женщине, что она труслива, то она не разозлиться, потому что не привязана к храбрости. Например, актеры, которые привязаны к хорошей актерской игре, если им сказать, что они плохо играют, то для них это будет сильнейшим оскорблением. Есть люди, которые привязаны к футболу, если им сказать: “Ты плохо играешь в футбол”, они разозлятся. Почему? Почему в разных людях есть такие слабые места, из-за которых они очень легко впадают в гнев? Все это из-за привязанности. Вот таков механизм, о котором говорит Будда. Привязанность возникает из неведения.
Итак, эти три основных коренных омрачения подобны трем основным цветам, а если тсмешивать эти три цвета, то возникает множество других цветов и их оттенков. Точно также из трех основных омрачений возникают все остальные омрачения. Если вы попытаетесь пресечь хотя бы одно из своих омрачений, то у вас это не получится. Вы устраните одно, у вас появится другое. Самое лучшее, что вы можете сделать – это подрубить под корень, устранить три коренных цвета, три коренных омрачения, и тогда все остальные сами отвалятся.