О благоприятных условиях для практики - блог №678308

Второе благоприятное условие – это иметь меньше желаний, то есть у вас не должно быть слишком больших ожиданий. Не нужно думать, что вы особенный человек, что вам удастся развить шаматху за шесть месяцев или за один месяц. Такие мысли являются препятствиями для развития шаматхи. Вы должны сказать себе: «Я создам причины, буду применять противоядия от ошибок медитации в соответствии с указаниями моего Учителя и пытаться продвигаться по Пути. Если у меня будет быстрый прогресс – хорошо, если же нет – ничего страшного, постепенно, поэтапно я этого достигну». Очень важно иметь терпение. Скажите себе: «Даже если это займёт много времени, постепенно я добьюсь своего».

Как-то я летел в одном самолёте с Анатолием Карповым и спросил: «Что самое важное в шахматах?» Он сказал: «Самое главное в шахматах – это терпение. Если твоё положение на доске немножко изменилось в худшую сторону, то ты должен запастись терпением и медленно, постепенно пытаться завоевать выгодное положение, отыграть и добиться желаемого. Если ты попытаешься действовать нахрапом, нетерпеливо, то ничего не выйдет. Двигаться к своей цели нужно постепенно».

То же самое и в буддийской медитации, техники буддизма очень похожи на шахматные техники. Если вы хотите развить шаматху, вам необходимо двигаться к своей цели постепенно. Если в случае возникновения ошибок, например, блуждания или вялости ума, вы будете проявлять нетерпение, сердиться и кричать: «Уходите, мои отвлечения и вялость», – вы получите обратный эффект. Чем больше вы злитесь на свои концепции, тем сильнее их количество будет возрастать. Поэтому, когда у вас в уме возникают концепции, вы должны понимать, что в этом нет ничего страшного, что они возникают по определённой причине. А в чём же причина? Рано или поздно вы поймёте, что причины ваших концепций находятся в желаниях. Ваши желания порождают большое количество концепций. Поэтому лама Цонкапа очень чётко сказал: «Имейте меньше желаний. Чем меньше будет у вас желаний, тем меньше будет у вас беспокоящих вас концепций. Они сами по себе прекратятся при отсутствии желаний».

Есть два вида концепций: позитивные и негативные. Позитивные концепции не являютсяплохими, а вот негативные концепции – это плохо. Неправильно говорить, что все концепции плохие, и стремиться устранить все концепции. Почему? Потому что, устранив все концепции, вы погрузитесь в состояние, подобное глубокому сну, и всё. Например, концепции о применении противоядий – это полезные концепции, их необходимо иметь. А отсутствие этих концепций влечёт за собой отсутствие противоядий. А когда вы медитируете без концепций, но и без противоядий, то никакого прогресса у вас нет, потому что вы не применяете противоядия от ошибок медитации. Поэтому вы должны знать, что концепции делятся на позитивные и негативные. С негативными концепциями необходимо бороться, их надо уменьшать.

Когда вы уменьшите свои желания, то у вас естественным путём уменьшится и количество негативных концепций. Во время развития шаматхи у вас должно быть только одно желание – развить шаматху. И в этом желании нет ничего плохого, потому что, если у вас нет этой концепции, если у вас нет этого желания, у вас не будет мотивации развивать шаматху. И поэтому, когда говорится: «Не имейте никаких концепций, не имейте никаких желаний», – это противоречит принципу медитации. Потому что, когда вы думаете о том, что вам не нужно иметь никаких концепций, – это само по себе есть концепция, и получается противоречие. Поэтому вы должны знать, что у вас не должно быть негативных  концепций, у вас не должно быть негативных эмоций, но иметь позитивные эмоции очень важно.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

03.07.13
241
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store