Об ошибках в практике шаматхи. Продолжение - блог №681961

Я буду объяснять вам пять ошибок медитации вместе с восемью противоядиями от них. То есть я дам объединённые наставления по ошибкам и противоядиям, для того, чтобы эти они стали для вас более эффективными.

Итак, существует четыре противоядия от лени – первой ошибки медитации. Применяются целых четыре противоядия от одной ошибки, от лени, потому что победить лень очень тяжело, очень трудно.

Вы должныпонимать, что энтузиазм не имеет никакого отношения к насилию над собой, к принуждению что-либо сделать. Энтузиазм – это состояние, при котором вы делаете практику с радостью. Если у вас есть энтузиазм, то во время практики вы чувствуете  счастье, радость. Именно такой энтузиазм является противоядием от лени. Если же вы слишком сильно заставляете себя практиковать, то это тоже станет препятствием, потому что рано или поздно вы выдохнетесь, и у вас совершенно пропадёт желание делать практику. Поэтому вы должны понять, что нельзя себя насиловать, постоянно принуждать.

Какой бы практикой вы ни занимались, помните, что не надо слишком сильно себя заставлять, лучше постарайтесь развить в себе подлинный энтузиазм. Не надо себя истязать, бить, говорить себе, что вы лентяй, что вы должны медитировать. Не наказывайте себя за то, что не медитируете – это не искусный метод.

Если вы будете себя заставлять, насиловать, то, если вы уйдёте в ретрит, вам грозит опасность сойти там с ума. Исследуйте эту ситуацию: у большинства людей, когда они проводят ретрит, несколько двигается рассудок, то есть они сходят с ума во время этого ретрита. С чем это связано? Это связано с тем, что они всё время себя насилуют, заставляют практиковать. Но здесь очень важно знать меру, потому что немножко подталкивать себя всё-таки надо, но не следует слишком далеко заходить в этом деле. Точно также, когда вы держите чашку, если вы её слишком сильно сожмёте в руках, вы её разобьёте, но если вы совершенно расслабите свою руку, то вы не сможете удержать чашку, и она упадёт. Поэтому очень важно быть искусным, идти по срединному пути.

Итак, если говорить о противоядиях от лени, то первое противоядие – это вера. Какая вера? Это вера в преимущества развития шаматхи, и иметь такую веру очень важно. Если вы  очень сильно поверите в преимущества шаматхи, то ваша лень ослабнет сама по себе, то есть её станет меньше. Я вам уже очень подробно объяснял преимущества шаматхи, вы должны прослушать эти объяснения ещё раз, усвоить их и, осознав все преимущества шаматхи, сделать вывод о том, что шаматха действительно очень важная реализация, которую вам обязательно нужно достичь. Развитие шаматхи является наилучшим способом обретения покоя ума, умиротворённости ума.

В настоящий момент наш ум подобен водоёму или пруду. Воду в этом водоёме постоянно взбаламучивает палка наших концепций. А поскольку мы всё время мутим воду, со дна поднимается вся грязь. Мы сами себя вводим в омрачённое состояние тем, что постоянно цепляемся за свои концепции, следуем за ними. С безначальных времен в нашем уме присутствуют различные концепции, мы не способны просто пребывать в настоящем  моменте своего сознания. А что такое настоящий момент сознания? Это и есть просто  ясное и познающее состояние ума. На такой реальности – ясности и познающей способности – мы никогда не останавливаемся, мы никогда не пребываем на этом.

Своими мыслями мы постоянно обращаемся то к прошлому, то к будущему. Мы либо погружаемся в прошлое, перебирая в уме то, что нам кто-то сказал или сделал. Все наши мысли направлены на то, что уже случилось в прошлом. Либо наши мысли нацелены уже на будущее: «Они со мной поступят так, а может быть, они поступят так, может быть, у меня будет такая проблема, а может быть, такая проблема». Мы все время напряжены, строим планы, пытаемся придумать, как заполучить тот или иной объект. Поймите, что прошлого уже нет, а будущего ещё нет, ещё не существует. Что у вас есть? У вас есть только настоящее, вот этот вот настоящий момент вашего сознания.

Итак, поскольку наш ум не способен сосредотачиваться на настоящем моменте, поскольку его постоянно влечёт либо в прошлое, либо в будущее, в нем возникает очень много разнообразных концепций и нечистых планов. И это множество концепций, которое роится в нашем уме, постоянно провоцирует различные омрачения: гнев, зависть и т.д. Вот, например, сериал «Санта Барбара». Если вы внимательно посмотрите на то, чем заняты герои этого сериала, вы увидите, что все они ни на секунду не останавливаются на нынешнем моменте своего сознания, на настоящем моменте. Они погружены либо в прошлое, либо в будущее, и из-за этого у них в уме сильны омрачения: зависть, гнев и т.д.

А если же вы находитесь в настоящем моменте своего сознания, пребываете на нем, то это означает, что вы находитесь в медитации. Только через медитацию вы способны сконцентрироваться на настоящем мгновении, моменте своего осознавания. Если вы, допустим, просто сосредоточитесь на образе Будды, будете однонаправленно пребывать на нем – это и есть настоящее вашего ума. Вы видите образ Будды, созерцаете образ Будды, вы сосредоточены на образе Будды. Либо вы пребываете со своим умом, то есть пребываете на осознании ясности и познающей способности своего ума – это тоже пребывание в настоящем моменте.

Но некоторым людям пребывание со своим умом даётся очень тяжело, потому что при этом нет объекта, на котором можно было бы сосредоточиться. Мы не видим свой ум, и нам трудно сконцентрироваться на нем. То есть объект медитации есть, но нет конкретного образа, вы его не видите, он без формы. Поэтому для начинающих лучше сосредоточиться на образе Будды.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

 

 

07.07.13
305
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store