О подготовительных практиках. Продолжение - блог №714130

Прямое руководство к ясному свету – это руководство Махамудры и Дзогчена. Но здесь говорится об относительной природе ясного света, а не об абсолютной природе. Даже если вы смогли распознать относительный ясный свет, то это все еще не является высокой реализацией. А в учении по шести йогам Наропы и в учении Дзогрим Маха-ануттара-йога- тантры содержится непрямое руководство к ясному свету –например, в таких тантрах, как Ямантака, Гухьясамаджа, Чакрасамвара.

Теперь, что касается прямого руководства к ясному свету, которое объясняется в Махамудре  и Дзогчене. Здесь есть два вида наставлений: первый вид наставлений – это те, в которых говорится, как с помощью воззрения обнаружить медитацию. Второй вид наставлений – о том, как с помощью медитации обнаружить воззрение. Если у человека есть очень высокие отпечатки от предыдущих жизней – бодхичитта и глубокое понимание пустоты, то для него самый лучший метод – это установить медитацию с помощью воззрения. На этом делает основной упор Дзогчен. А метод, который используется в Махамудре Гелуг-Кагью – это метод установления воззрения с помощью медитации. Обе эти техники являются очень высокими. Первая техника установления медитации с помощью воззрения нам сегодня не подходит, она является для нас чем-то недостижимым. Для нас более подходящей будет техника установления воззрения с помощью медитации. Поэтому Гуру Падмасамбхава не давал открыто наставления по Дзогчену, он давал их нескольким ученикам в качестве исключения. Он говорил им, что не надо открыто передавать эти наставления другим, их надлежит хранить их в тайне. Эти скрытые тексты впоследствии находили, и так это учение дошло до наших дней.

Пабо Ромжан был великим йогином времен Пятого Далай-ламы. В то время Далай-лама  очень большой упор делал на традиции Ньингма, что не очень нравилось Пабо Ромжану. Он знал, что для большинства людей традиция Гелуг очень полезна и хороша, потому что в ней путь указывается шаг за шагом. А поскольку у Далай-ламы был интерес к традиции Ньингма, то и у простых людей начал проявляться такой же интерес и они начали искать  скрытые тексты. Некоторые находили настоящие тексты, а некоторые сами прятали какие-то тексты и выдавали их за настоящие. Однажды Пабо Ромжан отправился к Далай-ламе и незаметно от него украл колокольчик с ваджрой. Затем он спрятал их в дупле дерева и так замаскировал, что дупла не было видно. Это было очень большое и старое дерево. Потом он сказал Далай-ламе, что через три дня, в полнолуние он хочет обнаружить некое сокровище.

Далай-лама недоумевал: «Зачем тебе это нужно, ведь твоя традиция – Гелуг, а вы не ищете скрытых сокровищ». Пабо Ромжан ответил: «В наши дни, если человек не нашел ни разу какое-нибудь сокровище, то его никто не уважает, а я хочу, чтобы меня уважали. Поэтому я  хочу достать такое сокровище, например, из дерева. Я прошу вас присутствовать в это время в таком-то месте. Далай-лама согласился. Пабо Ромжан известил всех о том, что он в присутствии Его Святейшества в пятнадцатый лунный день обнаружит сокровище. Пришло, конечно, множество народа. Пабо Ромжан важно звонил в большой колокольчик, выполнял какие-то ритуалы. У него была очень большая пурба, и Далай-лама спросил его: зачем она ему нужна? Пабо Ромжан ответил, что если у человека маленькая пурба, то все считают его неважным практиком Тантры, а если пурба большая, то считается, что это очень хороший практик. Поэтому, для собственной значимости он носит большую пурбу. У Пабо Ромжана при этом не было столь большого эго, просто он демонстрировал тибетцам, как это выглядит со стороны. Он выполнил ритуал и достал сокровище – колокольчик и ваджру из дерева. Люди восхитились и стали радоваться такому событию. Они выполняли перед ним  простирания, как перед великим мастером. Пабо Ромжан протянул эти сокровища Далай- ламе и сказал: «Это мой подарок для вас, это очень особые предметы, они освободят вас от сансары». Все присутствующие тут же пожелали прикоснуться к ним. Это было похоже на то, что сейчас происходит в Москве. Сюда недавно привезли какую-то часть одежды христианского святого, и люди встают очень рано, чтобы занять очередь и иметь возможность прикоснуться к этому предмету. Никто не думает о том, что важно очистить свой ум для того, чтобы стать счастливым, а не встать в шесть утра, чтобы прикоснуться к кусочку ткани. То же самое когда-то происходило в Тибете.

Далай-лама посмотрел на предметы, которые достал Пабо Ромжан и сказал: «Это же мой колокольчик и ваджра». Пабо Ромжан кивнул: «Да, это ваш колокольчик и ваджра. Ведь это я их туда спрятал для того, чтобы сегодня оттуда достать, иначе как бы я мог это сделать?! Здесь нет никакого чуда. А вы по наивности своей думаете, что я великий мастер и делаете передо мной простирания».

Когда Будда давал наставления, он не говорил, что нас освободят от сансары скрытые объекты, стоит лишь до них дотронуться. Будда говорил, что он укажет нам путь к освобождению, а достигнем мы его или нет, зависит только от нас. Нам необходимо что-то делать, чтобы избавить свой ум от омрачений. Это не значит, что таких сокровищ и скрытых текстов не существует, они есть, но они очень редки.

Я расцениваю учение Ламы Цонкапы как главную колонну в здании буддийского учения и при этом принимаю учения других традиций, таких как Кагью, Ньингма, Сакья. Вам тоже нужно принимать буддизм как систему знаний и не отказываться также от всего хорошего, что есть в других религиях и науке. Наука дает очень точные объяснения – никаких абстракций и это мне нравится. Научный подход свободен от предвзятости и субъективности. Религия далека от такого подхода к реальности. Она тяготеет к догматизму – это ее слабое место. А у науки слабым местом является отсутствие философского подхода, любое научное открытие – это только лишь интеллектуальная информация.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

07.08.13
277
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store