О пустоте. Продолжение - блог №725558

Когда Лама Цонкапа цитировал слова Будды «есть красивый сад, окруженный красивыми объектами, в нем стоит золотой дом» – никто этих объектов не создавал, это просто творение ментального ярлыка, и кроме мысленного обозначения невозможно ничего найти со стороны объекта. Это очень близко к нигилизму, потому что отрицается практически все, остается тонкая относительная истина, которая нам не является, и кажется, что ничегоне существует. Лама Цонкапа в своем учении по теории Мадхьямики Прасангики ясно объяснил, что нет никаких собственных характеристик. Таким образом, нет никакого самобытия.

Кхедруб Ринпоче слушал это учение и зашел в своих размышлениях слишком далеко, как будто ничего не существует. Затем он потрепал себя за одежду и сказал, что номинально существующее «Я» существует. С точки зрения Мадхьямики Прасангики в настоящий момент все, что мы видим, является нам как самосущее, то есть мы видим существование собственных характеристик. С точки зрения низших школ, Мадхьямики Сватантрики объект не является зрительному сознанию. Ему являются собственные характеристики, и это не объект отрицания, это существует. Поэтому они говорят, что все, что является зрительному сознанию – это не ложная видимость, а достоверность.

Мадхьямика Прасангика не признает существование собственных характеристик и говорит, что все феномены являются нашему зрительному сознанию как самосущие, поэтому это ложно. Поскольку это ошибочное сознание, то невозможно сказать, что достоверно, а что нет. Лама Цонкапа говорит, что в Мадхьямике Прасангике есть относительная достоверность. В других школах, например, Нингма, Кагью, некоторые поздние мастера стали утверждать, что относительной достоверности не существует. В одном коренном  тексте говорится, что глаза, уши, нос не достоверны, потому что их не познает сознание арьи. Но это имеет другой смысл. Здесь говорится о глазах, имеющих собственные характеристики, и если ваша достоверность относится к собственным характеристикам, то тогда это должны видеть арьи, потому что есть собственные характеристики, и с помощью анализа их можно обнаружить. Мадхьямика Прасангика опровергает Мадхьямику Сватантрику, говоря, что если достоверность опирается на собственные характеристики, то это неправильно.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

17.08.13
235
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store