Неуправляемый ребенок. - блог №31032

    Общаясь с коллегами – педагогами, часто слышу от них один и тот же вопрос: как заставить ребенка подчиняться требованиям педагога? Дети, мол, нынче не те, избалованные, капризные, дерзкие и своенравные. А главное, абсолютно никакого уважения к учителю. Да — отвечаю с иронией – раньше и деревья были больше, и конфеты слаще.

     Моя ирония замечена, и вызывает недоумение и раздражение.«Ну что делать, как воздействовать? Перевели недавно мальчика -  хорошенький такой, чистенький, ухоженный. Думали проблем не будет. А он и сам не учится, и другие, глядя на него и его отношение к учителю, стали «скатываться». Вот что с ним делать?» По мере беседы выясняем, что мальчик недавно потерял отца. ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), типичная реакция подростка на «жестокий мир». Договариваемся с вопрошающим, что подростку будет уделяться особое внимание вместо «террористических» методов воздействия. «И все же, как управлять такими?» — не унимается педагог. «Вы имеете ввиду — манипулятивные техники?» «Да-да!» — услышав заветное слово, обрадовался собеседник (надеясь получить заветный ключик к управлению).

    Приходится долго и нудно объяснять, что любая манипуляция сознанием, неэтична и не должна присутствовать в отношениях педагога с учеником. Единственный способ воздействия – любовь и доверие. Никаких двойных стандартов, только личный пример и общение на равных (напомню, речь о подростках). Привожу пример: если данного мальчика назначить старостой класса (он ведь пользуется авторитетом, раз его поведение копируют) и ответственным за поведение, а еще «сыграть» на самолюбии – сможешь ли? – думаю, и дисциплина в классе поднимется, и мальчик исправится. А еще «давить» на чувство справедливости – оно у подростков развито очень сильно. А вообще, с точки зрения управления детским коллективом, думаю необходимо возродить некое подобие «звездочек», «совета отряда» и «совета дружины» (это из СССР). Это и детей сплотит, и даст им навык самоуправления, и педагогов разгрузит.

    Вспомнил добрым словом и покойного «своего» директора (и учителя истории) – Василия Ивановича (мы его звали — Чапай). Он, в силу своей занятости, вел опрос так: докладчик отвечал, а класс слушал (в отличии от Чапая). Затем он поднимал любого и просил прокомментировать. На основе этого комментария и выставлялась отметка. Класс не мог не слушать – соврешь, навредишь докладчику (а он и в морду на перемене может дать). Таким образом, у нас развивалась ответственность, заодно и интеллектуальный уровень.

    Привел в пример и преподавателя математики (к сожалению уже не помню фамилию), который перепоручал проверку домашнего задания старшеклассникам (с правом оценки). И то доверие, и ответственность, которую ощущал старшеклассник – привели к очень хорошим показателям (ведь одновременно идет закрепление пройденного материала). Его ученики постоянно занимали призовые места на всех олимпиадах (тогда еще всесоюзных).

    Вот такая беседа состоялась у нас с педагогом, который хотел научиться управлять «нерадивыми» детьми.

Кудряшов И.Л..

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Кудряшов Игорь Леонидович

Здравствуйте! Я семейный психолог, специалист по эриксоновской терапии, гипнозу, НЛП. Владею гештальттерапией и транзактным анализом. Готов помочь при семейных проблемах, стрессах, различных жизненных неурядицах. Если в Вашей жизни слишком много нега Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки


Комментарии

Все 10 лет, что моя дочь училась в прелестном заведении, именуемом МОУш)) ну очень среднего образования, зато с огромными претензиями, на каждом родительском собрании мне приходилось отвечать на этот  же самый вопрос)). Только в рамках всего класса. Педагоги, как один, в лице классного руководителя предавались глобальным размышлениям на тему: "Что делать?" Признаться, у меня этот риторический вопрос  всегда вызывал жуткое недоумение и встречный вопрос: "А Вы где учились? И каким местом, простите, слушали курс психологии и педагогики, где об этом подробнейше и доступнейше говорится? И как сдавали эти дисциплины?" И вообще появлялось острое желание, заглянуть в их дипломы)

Как гоняла нас, второкурсников, незабвенная Евдокия Александровна, наш препод психологии! Какие прекрасные методики она нам давала, как чутко курировала нашу практику! Как заваливала на экзамене!

А Елена Владимировна, препод по методике преподавания (пардон за тавтологию) и педагогике! Это просто забыть невозможно! Для чего изучать подобные дисциплины? Чтобы потом задавать такие вот, мягко говоря, странные вопросы? Ладно бы, это был человек, не получивший в свое время профильного образования, но ПЕДАГОГ! Уму непостижимо!

А про уважение к учителю… Что тут скажешь? Прежде, чем требовать уважения к себе, нужно научиться уважать других. Детей, которых тебе доверили, в первую очередь. Уважение, наверное, это единственное, что  заслужить сложно, а потерять очень легко. И оно не прилагается к диплому, какого бы цвета он ни был.

Спасибо, Игорь Леонидович — порадовали. Пишите об этом, пожалуйста, побольше, почаще и везде, где только можно. Ради детей. И будущих внуков.)

11.08.10

Пристите меня, но сие есть слова людей, НЕ ИМЕЮЩИХ РЕАЛЬНОГО БОЛЬШОГО ОПЫТА работы в школе. Там всяко бывает. И Макаренка никто из педагогов не использует в работе не зря — не идет он в массы. Ибо работал на насилии, а сейчас кто посмотрит из учителей как-то не так  на дитя — родители с жалобами  бегут к директорам. А детки таких родителей нагло и вызывающе ведут себя с учителями. И хоть сознание ему меняй, хоть в таранс вводи, хоть кол на голове теши — если дома внушили, что учитель враг и сволочь, то НИЧЕГО не поможет. Никакие теории психологии и педагогики. 

ИМХО

11.08.10

Здравствуйте коллеги.

Благодарю за комментарии.

Татьяне: писал, пишу, буду писать:-)

Владимир: что есть, то есть. И Вы правы. Иначе не было бы статьи.

11.08.10

 

 

 

Давайте, только не списывать со счетов, самих педагогов 

это просто замечательно, что есть такие педагоги как выше упомянутые, уважаемые.

Но процентов 60 преподавателей в школах, сейчас просто наплевательски относятся к подросткам.

Зарплата идет и ладно, ни обучающего процесса ни индивидуального подхода, просто нет !!!

Хочешь четкого индивидуального подхода к ребенку, тащи его в спец. школу.

Хотя и там не редко происходит тоже самое, пока учителю интересен процесс он адекватен 

Вспоминаю наши старые добрые времена ), мои старенькие учителя, до сей поры помнят нас всех из десятков выпусков 

и когда встречаемся, очень часто сетуют на нынешнюю педагогическую дисциплину, причем не с точки зрения "А вот мы какие были до вас"  говорят лишь об одном, преподавателю за редким исключением нравится его профессия.

Как решать эти вопросы? чтобы не наступали конфликтные ситуации с учениками и тд.?

так, вы меня простите это же общеизвестные проблемы психологического плана, они уже как каноны в детской психиатрической практике, ничего не меняется только причины, следствия одни и те же )

так почему тому же школьному психологу не организовывать мероприятия с пед. коллективом по профилактике таких взаимоотношений? сложного ничего в этом нет, а эффект будет просто поразителен, когда УЧИТЕЛЬ будет знать первопричины поведения школьника и понимать как правильно вести себя в таких случаях.!! 


12.08.10

Здравствуйте Валерий.

Благодарю за отклик. Думаю все все знают и все все могут (и психологи и педагоги). Стимула нет. Проще играть в игру "разве это не ужасно".

12.08.10

Интересную тему затронули, Игорь Леонидович. Я тоже некоторое время назад удивлялся, почему так происходит. А потом узнал, что современная школьная доктрина в нашей стране НЕ содержит требований к учителю как к воспитателю. Задача учителя — только в передаче знаний. Хотя по старинке есть в школах завучи по воспитательнойработе, но занимаются они в основном отчетами о проведенных конкурсах песни, рисунка и тому подобное.

В советской педагогике постулировалось, что обучение и воспитание — единый и неразрывный процесс, в российской он разорван — присутствует только обучение. И это официальная позиция Министерста образования. Считается, что воспитанием должна заниматься семья.

В 90-х годах был популярен анекдот, заканчивающийся словами "концепция изменилась!". Так вот это по нашу нынешнюю школу. Понятно, что результатом такого изменения стали массовые прогулы, повышенная конфликтность, агрессивность...

Думаю, что через какое-то время концепция снова изменится, потому что новое — это хорошо забытое старое))) Главное, чтобы не слишком поздно.

14.08.10

Браво Борис! Я тоже на это надеюсь (можно сказать свято верю). Но люди остаются людьми независимо от концепции. Просто есть хорошие педагоги и плохие (и всегда были).

15.08.10

В теории-то оно так, но как это применить на практике. Учителя, как и воспитатели всё делают "для галочки". Поэтому-то школьникам и учиться неинтересно. Они только и ждут, как бы скорее закончился урок, и они сорвались заниматься своими неформальными делами, будто заброшенные бомжики.

06.03.11

 

Знаете, когда я поступал в универ, писал сочинение, типа, "Что бы изменил в школе?"  Навалял, помню много ерунды всякой. Поработав всякими психологами в разных конторах лет 15, "набравшись опыта", решил, что пора пойти в школу, так сказать, сеять…

Отрезвляющий душ начался сразу и временами случается и сейчас, спустя 15 лет работы. К сожалению, представления обывателей о школе абсолютно не соответствуют реальности, даже среди пишущих здесь на форуме.

Например, Борис пишет: "… узнал, что современная школьная доктрина в нашей стране НЕ содержит требований к учителю как к воспитателю. Задача учителя — только в передаче знаний."  

-???   Чепуха! Ну если Вы психолог, то поинтересуйтесь в своем районе возможностью поработать психологом, хоть на полставки ради интереса — испытаете доктрину на себе. Только не приходящим тестировать и профориентировать или комиссионно обследовать, а погрузиться в эту жизнь. С ответственностью за конкретный контингент.  

"… занимаются они в основном отчетами о проведенных конкурсах песни, рисунка и тому подобное" — так они и проводят все это и тому подобное — разве это не воспитание?

Или: "В советской педагогике постулировалось, что обучение и воспитание — единый и неразрывный процесс, в российской он разорван — присутствует только обучение."

Как это? Разве возможно оторвать одно от другого?

Откуда такие представления? Из телевизора от Фурсенко или Филипова? Но ведь школа существует не по их указаниям, а скорее вопреки. К сожалению по ящику о школе рассуждают одни и те же лица, типа вышеназванных, да Астахова, Малахова, Бунимовича и подобных. Они и формируют обывательские представления. 

Мне школа образно сейчас кажется тонущим кораблем, откуда уже и крики о помощи не слышны (люди выдохлись, молча копошатся), а на берегу специалисты спорят, в какой цвет еще можно выкрасить корабль, каких реформ подбросить. А давайте им еще экономику подбросим, да обж побольше, да религиоведения… Да и компьютеризацию навяжем. И с Нового года все на Линукс переходим. И чтоб сеть в школе работала, сайт был и четыре федеральных мониторинга ежемесячно заполнять. И ни одного спеца в штате, чтобы сами справились.  Любят мозги по полной и плакать не дают.

В общем, в школе много интересного. Приходите поработать. 


09.03.11

И еще увидел перлы: ... 

 

"процентов 60 преподавателей в школах, сейчас просто наплевательски относятся к подросткам.

Зарплата идет и ладно, ни обучающего процесса ни индивидуального подхода, просто нет."

Откуда такая статистика? Я знаю лично не одну сотню учителей областной сети. Из них явно наплевательски никто не относится. Есть выгоревшие, дорабатывающие, но таких единицы.  

09.03.11

Да, вот это слова человека, явно РАБОТАВШЕГО в школе реально. Все прочие рассуждения людей ДАЛЁКИХ от школы реальной, а не виртуальной.

09.03.11

Анатолий Михайлович

Папа, я

И видал такое в наших школах, о чем и пишу.

 ваше к счастью наверное, виденье школьного процесса, явно с другого ракурса. Причем с хорошего, профессионального.

Я очень рад за вашу область)

09.03.11

Валерий, не сердитесь, если что… У меня сначала двое своих отучились в разных школах, затем одновременно с младшей и я поступил в школу. До этого около 50 воспитателей в детсадах прошли. Как ни странно, у меня не было существенных претензий ни разу. Если возникали вопросы, разговаривали и договаривались обо всем. Так что я по обе стороны побывал. Скажу еще, что "загнаннее" сословия чем педагоги трудно представить. Но люди работают от души, несмотря на негативное преимущественно отношение общества. Дорабатывают старые кадры, пополнения действительно нет. Все, кто в последние годы после института приходили, через год максимум уходили.  Это я преимущественно о Ленинградской области говорю. 

И еще: на родительских собраниях объективного представления о школе не составить! Из рассказов детей — и подавно.

09.03.11
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store