Как заинтересовать и мотивировать ребенка на учебу?

Дочка пошла в первый класс. И сразу начались проблемы — не хочет делать уроки, нет терпения и желания. Каждый раз скандал. Если не получается писать в прописях — рисует какие-то закорючки и смеется. У нас уроки либо смех, либо слезы — не хочу. В школе тоже вертится, болтает, не слушает. Каждый раз разговариваю с ней, она обещает стараться, но ничего не меняется. А учимся мы в Гимназии и дальше будет все сложнее и сложнее и уроков будут задавать больше и больше. А мы по часу делаем одну строчку в прописи кое-как, да еще со скандалом(((
17.09.14
8 ответов

Лучший ответ по мнению автора

Здравствуйте, Евгения! Если я правильно поняла, Ваша дочка не испытывает особых проблем в общении в школе. Это хорошо, так как чаще всего адаптация к школе выражается в привыкании к новому режиму и в трудностях  в выстраивании взаимоотношений с одноклассниками и учителями.
То, что Вы описываете, больше связано с вопросами дисциплины и мотивации.
Стоит рассмотреть 2 серьезных момента.
Первый: необходимо «научить ребенка учиться». Это: как организовано рабочее место, научить ее пользоваться учебниками, выбрать очередность выполнения предметов домашнего задания. Договориться, что если села делать уроки, то 30 минут делаем, не отвлекаясь. Если устала- перерыв, например, 15 минут. Но из-за стола встать обязательно. За столом- только работа.
Второе: вопрос дисциплины. Конечно, каждому ребенку необходимы правила: они делают жизнь ребенка понятной и безопасной. Правила: должны быть, должны не противоречить возможностям ребенка, должны быть понятны  Попробуйте написать правила, касающиеся школы вместе с ней( свои условия надо мягко, но настойчиво внести! ). Пусть в них будут пункты, касающиеся и Вас, но тогда уж придется их соблюдать!
Раз вводятся правила, то необходимо обговорить и наказания ( речь не о физических. Я их вообще не считаю наказанием, а способом унижения и выращивания больного ребенка!). Как правило, дети с «пониманием» относятся к наказаниям( например, к ограничению в чем-либо), если оно справедливо.
Много полезных и «рабочих» советов Вы найдете в книгах Ю.Гиппенрейтер " Общаться с ребенком.Как?", «Общаться с ребенком. Так». Обратите внимание на «зоны развития» ребенка.: как расширять зону самостоятельных умений, сначала делая вместе с ним.
Дисциплина и приучение ребенка к учебе- процесс не быстрый. Наберитесь терпения. Но он очень благодарный и «работает» на будущее и ребенка ( в плане умения учиться), и Ваше( в плане свободного времени в будущем).
И короткое замечание про прописи. Я не знаю по какой программе Вы учитесь, но практически во всех прописях очень мало строчек для отработки написания буквы. Ребенок не успевает отработать навык. Выход есть такой- покупаете второй такой же комплект прописей-и сначала выполняете задание в них, а потом делаете то, что задано. Мотивация- сразу делать в «настоящей», но давай посмотрим, что получается здесь.
Любви Вам и терпения.
С уважением, Марина.
17.09.14
Лучший ответ по мнению автора

Другие ответы

Здравствуйте, Евгения!
Как известно ребёнок проходит несколько стадий развития, которые, в свою очередь, сопряжены со своими кризисами и своей ведущей деятельностью. Остановимся на двух крайних переходных… в данном случае у Вашего ребёнка переход от игровой деятельности к познавательной. Но по каким то причинам, игровая деятельность ещё не угасла, её не стала замещать познавательная, учебная. И это нередкое явление. Что же здесь посоветовать. Формировать у ребёнка дисциплинированность, усидчивость. Включать в Вашу с ним деятельность серьёзные спокойные, а главное развивающие игры — которые в итоге помогут более легко пройти адаптационный период — переход от одной деятельности к другой. Скажите, много ли времени уделялось ребёнку до школы развивающим играм, занятиям?
И всё же, как замотивировать на учёбу… Только вызвав его неподдельный личный интерес к происходящему… Ну, например: умеет ли Ваш ребёнок читать? если да, то давать ему читать и писать тексты, которые бы могли его увлечь.То есть, чтобы ему хотелось самому скорее узнать чем же там дело кончится… И ни в коем случае не заставлять его делать, что либо силой — иначе рискуете отбить желание учиться всерьёз и надолго. Эффективнее, в этом случае, на мой взгляд ограничивать ребёнка от прочтения или написания на самом интересном месте., да да -я не оговорился — именно не получая логического завершения и не утолив свой природный голод к интересующим моментам ребёнок будет сам стремиться и сам проявлять инициативу, для того, чтобы удовлетворить этот голод., Так, со временем, сформируется новый, так необходимый навык: усидчивость, интерес в том, что ты делаешь.
Удачи Вам и терпения в этом непростом пути! с Уважением, Константин.
17.09.14
Здравствуйте, Евгения. Начало обучения это новая деятельность, новые люди и соответственно к этому необходимо адаптироваться. Адаптационный период может длиться до 6 месяцев. Вам необходимо поддержать вашу дочку, а в первую очередь избегать скандалов. Очень важно знать сколько ей лет? Как проходил ее дошкольный период? Много ли она играла в те игры, которые ей хотелось, а особенно ролевые, были ли игры с правилами?
На данном этапе очень важно:
* как можно меньше конфликтов. Если вам нужно указать на ошибку, то вы указываете именно на нее, а не на дочку (хвалить ее, указывать на ошибку) Например, «ты молодец, у тебя все получается,  но мне кажется что вот эта палочка стоит не совсем ровно»
* Смена деятельности и правильная организация труда. После школы нужно отдохнуть, поиграть, ни чего не делать. В общем выпустить пар. Делать уроки нужно после отдыха, но не вечером. Если на данном этапе она что то не сделала, то не стоит сильно ее ругать, ведь сейчас идет привыкание и оценки пока что все равно не ставят.
*  Возможно есть проблемы с концентрацией внимания. Здесь лучше обратиться за помощью к школьному психологу.
Самое главное это ваше чувство юмора, спокойствие и вера в то что ваша дочка самая лучшая. Постепенно и она переймет вашу веру и будет стараться.
17.09.14
Доброе утро. Не требуйте от дочки обещаний, которые она дает, чтоб успокоить вас, но которые выполнить ей не по силам, потому что вы не сформировали у ребенка такие важные личностные качества, как настойчивость, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность. Формирование этих качеств потребует от вас, родителей, много терпения, спокойствия, мудрости, и даже чувство юмора, потому что формирование этих важнейших личностных качеств нужно последовательно и системно вырабатывать в действиях ребенка (условный рефлекс), поэтому пока попробуйте сделать следующее:
а)для воспитания дисциплинированности: составьте с ребенком режим дня с указанием времени (для этого используйте часы), например: в… часов -пришла из школы, в… часов -поела, в… часов -поспала немного (сон важен для интеллектуального восстановления),  в… часов -сделала уроки, в… часов -поиграла/погуляла и т.д. 
б)для воспитания трудолюбия — дайте дочки домашние обязанности и ответственность  за качество её выполнения.
в)для воспитания усидчивости купите настольные игры и др.
г) используйте при выполнении домашних заданий все еще ведущий вид деятельности - игру 
(помните, первый класс — это адаптационный период, даже оценки запрещено Законом ставить)  
д)поговорите с учительницей, какие методы преподавания она использует, чтобы сформировать у класса дисциплинированность, усидчивость, интерес к обучению, как она меняет виды деятельности на уроке, как снимает у детей во время урока появившуюся усталость и т.д. 
е)составьте требования к поведению ребенка и систему поощрения и наказания и твердо придерживайтесь их
И еще. Ради эксперимента попробуйте всей семьей просидеть,  не меняя позы,  минут 30)) Тогда вы поймете почему ваш ребенок начинает вертеться на уроках. Просидеть 30 минут не меняя позы -невозможно ни взрослому, и уж тем более ребенку.
  Помнитерешить проблему максимально быстро и эффективно поможет специалист.  Мудрости и огромного терпения вам
17.09.14
Здравствуйте, Евгения! Ну любой, даже взрослый, человек не очень-то стремится заниматься тем, что не вызывает у него интереса. Это естественно. Причем, чем больше это связано с необходимостью себя ломать, с наказаниями, требованиями, замечаниями и прочими негативными эмоциями — тем меньше этим хочется заниматься. Разве лично у вас это по-другому? Поэтому выход на данном этапе очевиден: стараться сделать процесс учебы интересным, а любые ассоциации с ним — приятными. Сюда входит и атмосфера во время уроков, и форма их делания, и ваше отношение к ошибкам и неправильностям, и всевозможные поощрения., и ваш невероятный восторг от того, когда она что-то сделала хорошо (даже если это абсолютная малость) Главное — создать максимально положительные ассоциации с процессом учебы.
17.09.14
Здравствуйте, Евгения! 
Для начала: посещала ли Ваша дочь курсы подготовки к школе? Сколько ей сейчас лет? Проводилась ли диагностика психологом на готовность к школе? 
Далее: имелись ли у вашей дочери четкие представления о том, что школа-не детский сад и там есть обязанности? Всегда ли она так поступаетили только при вас? Была ли ранее замечена эта черта: не получается-значит не буду делать или сделаю кое-как...? 
Есть ли в семье еще дети? 
Все попытки "«приструнить»-нужны вам! Это вы понимаете перспективу обучения в гимназии, она-нет. Ваша задача-не бовать от нее готовой мотивации и любви к школе, а помочь сформировать. Как-это уже вопрос личной о специалистом. Выберитеэкспертаи поговорите с ним.
С уважением,
17.09.14
В первые недели первого же класса детям вообще не должны задавать серьёзных домашних заданий, а если задают, то нормальные учителя должны 10 раз предупредить родителей об особенностях их выполнения: не заставлять ребёнка, если он не хочет, категорически отказывается, устал и т.д. Самое главное в этот период — дать ребёнку привыкнуть к новому режиму, осознать понятие школы и уроков как таковых. Никаких повышенных требований к занятиям дома, только спокойствие, отдых после уроков -ребёнок должен выспаться, набегаться и напрыгаться вволю, отдохнуть после вынужденного, непривычного, длительного  сидения за партой. Ни о каких слезах от домашнего задания не может быть и речи, заставляя заниматься до слёз (не важно, сколько это по времени и интенсивности), вы отобьёте охоту учиться и ходить в школу вообще. Только терпением, спокойствием, разговорами, привычной атмосферой можно добиться желания учиться у Вашего ребёнка. Каждый ребёнок уникален, по-своему чувствует этот мир, Ваша дочь должна сейчас ощущать и быть уверена в Вашей безусловной любви, не связанной с её успехами или поражениями, высокими достижениями или слабостями. Настраивайте её только на хорошее, каждый день перед школой вселяйте уверенность, что всё у неё получится, что она умничка, что Вы её всегда поддержите и поможете, когда понадобится. Не прививайте ребёнку тревожность по поводу её не очень высокой усидчивости, мотивации, нежелания писать в тетради, всё обязательно уладится, дайте ей время привыкнуть ко всему новому. Часто нашей родительской ошибкой бывает запугивание, пусть даже и в шутку «не будешь хорошо учиться — тебя никто не будет любить, с тобой никто не будут дружить, играть и т.д.» — не повторяйте её. Только позитив. Оценивайте только поступки безотносительно личности «ты поступила, как ...», а не «ты такая неусидчивая, неряха...». Хвалите за достижения, пусть даже самые малые, это поднимает самооценку, уверенность в себе, и положительно влияет на мотивацию. Всё, что дочь сможет сделать сама, без Вашего вмешательства — пусть делает, поменьше участия в тех заданиях, где можно. Так Вы выработаете у неё самостоятельность, удовлетворение от собственных успехов, особенно если будете всякий раз подчёркивать, что это она сама добилась. Не забывайте, что основная деятельность шестилеток-это всё ещё игра. Используйте её для прививания навыков в учёбе тоже. Это очень краткий ответ на Ваш вопрос. Пишите в чат, дополню и отвечу на другие вопросы, есть опыт работы. Удачи Вам, терпения и благоразумия. За оценку ответа буду благодарна.
17.09.14
Евгения, мои коллеги дали Вам много полезных советов и рекомендаций, все они помогут Вам выстроит правильный режим для дочери, подобрать методы взаимодействия с ней и т.д. Я хочу обратить Ваше внимание на "учимся мы в Гимназии ", «мы по часу делаем одну строчку в прописи кое-как», «У нас уроки»… уточните, у кого у НАС, кто МЫ, хорошо, что хоть "Дочка пошла в первый класс". Поговорите с дочкой как со взрослой, расскажите о Ваших обязанностях, о Вашей ответственности за работу, о папиной работе и т.д., как с равной пообщайтесь, может это поможет девочке по иному взглянуть на обучение. И старайтесь уходить от слияния с дочерью, она — это она — ученица, девочка, а Вы — это Вы — её мама, каждая из Вас самостоятельная личность, у каждой свои обязанности. Может так Вы сможете помочь своей малышке, попробуйте, вдруг она Вас услышит. Удачи. Ирина.
17.09.14

Игорь Летучий

Сейчас на сайте
Читать ответы

Swami Deva Geet

Сейчас на сайте
Читать ответы

Антон Теряев

Сейчас на сайте
Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store