Москва

Здравствуйте! Два года назад я приобрел японский автомобиль. Поставил его на учет в ГИБДД. В этом году я продал его. Сейчас покупатель обратился в...

800 p
ГИБДД что бы поставить его на учет, сотрудник ГИБДД требует от него фотографии номеров кузова, рамы, двигателя. Законно ли это??? Слышал, что сейчас номер двигателя не обязателен. Дело в том, что я менял двигатель в авто… установил точно такой же как и был с завода только с другим номером, при этом я делал это сразу после покупки и с новым двигателем зарегистрировал его. Сейчас покупатель сверил номер двигателя с номером указанным в ПТС — естественно они не совпадают… вот только не помню была ли там отметка о замене или нет. Он опасается что ему откажут в регистрации если обнаружится несовпадение номеров двигателя… Правомерно ли сотрудники ГИБДД требуют к осмотру номер двигателя??? И как исправить ситуацию если их требования законны??? СПАСИБО.

Лучший ответ по мнению автора

Сейчас на сайте

Buh

Да, действительно, на момент пересечения границы РФ у автомобиля был такой-то номер двигателя и эти данные отражены на первой странице ПТС. Если автомобиль ставили на учет с новым двигателем, то в ПТС и в базу данных ГИБДД должны были внести в разделе «Особые отметки» соответствующие изменения. Если в ПТС в свое время эти изменения внесены не были, то это не делает сам ПТС недействительным, а данные, указанные в нем на момент первой постановки на учет недостоверными. К тому же покупатель вправе апеллировать к тому, что фактические данные о двигателе совпадают с базой данных ГИБДД и требовать внесения изменений в ПТС, которые ранее не были произведены. Однако смысла в этом мало, т.к. номер двигателя больше не относится к регистрационным данным.

А теперь сравним процедуры осмотра транспортного средства по старому 1001-ому приказу и по новому 605-ому, по результатам проведения которого могут возникнуть основания для отказа в регистрации транспортного средства.

В старом 1001-ом приказе (в Приложении 2 до «ухода» Административного регламента в 605-ый приказ) была (ныне не действующая) норма (пункт 35.4 Приложения 2) о том, что:

«в процессе осмотра осуществляется визуальная идентификация транспортного средства на предмет его соответствия данным паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа, а также при необходимости регистрационным и информационным учетам, с целью подтверждения и (или) установления:
- марки (модели, модификации), типа, категории, цвета, года выпуска, идентификационного номера VIN, номера кузова (рамы), номера шасси транспортного средства;
- соответствия маркировки транспортного средства (содержание, способ нанесения, конфигурация, взаиморасположение), а также признаков изменения маркировки транспортного средства (выявление скрытых, поддельных или измененных каким-либо иным способом);
- внесения изменений в конструкцию транспортного средства, признаков целостности конструкции или составляющей части конструкции транспортного средства, имеющей маркировочное идентификационное обозначение, в том числе наличие признаков кустарного демонтажа (сварные швы, следы прессовки или крепления иным способом) элементов (части) шасси, либо несущего каркаса кузова транспортного средства, а также принадлежности отдельных элементов (фрагментов) транспортных средств конкретной марке (модели, модификации) транспортного средства»,

а также, что «при подтверждении сведений о транспортном средстве данным, указанным в заявлении, а также при установлении несоответствий и (или) признаков изменения маркировочных обозначений и (или) конструкции транспортного средства, указанные сведения описываются в заявлении».

В новом 605-ом приказе (п.41 Приложения 1) озвучено, что «сотрудником производится визуальный осмотр транспортного средства на предмет соответствия идентификационной маркировки с представленными документами на транспортное средство, а также для проверки ее подлинности.
Производится осмотр конструкции транспортного средства на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения и сведениям, указанным в представленных документах...
При расхождении сведений о транспортном средстве с данными, указанным в заявлении, а также при установлении несоответствий и (или) признаков изменения маркировочных обозначений и (или) конструкции транспортного средства, указанные сведения описываются в заявлении».

Собственно, это единственный пункт, который регламентирует порядок проведения осмотра, помимо пунктов 39 и 40, регламентирующих основания для его проведения.

Согласно Приложению N1 к Административному регламенту, утв. Приказом N605, в форме заявления нет указания на номер двигателя, есть только указание на его мощность. Т.е. по определению данные, указанные в заявлении, не могут противоречить фактическим данным, если речь идет о номере двигателя, т.к. его там просто нет. Иными словами, номер двигателя не является предметом осмотра в рамках административной процедуры в отличие от идентификационного номера (VIN), номера кузова (кабины, прицепа) и номера шасси (рамы) как номерных агрегатов в том смысле, как это понимается в части отражения в регистрационном документе — свидетельстве о регистрации транспортного средства. Номер двигателя смотрят только как средство определения возможного внесения изменений в конструкцию транспортного средства, не более.

Если по результатам осмотра должностное лицо устанавливает факт внесения изменений в конструкцию транспортного средства (поводом для этого может послужить тот факт, что номер двигателя отличается от указанного в ПТС), то это лишь основание для описания данных фактов в заявлении с тем, чтобы при необходимости получить заключение о соответствии транспортного средства требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877), но никак не основание для отказа в регистрации транспортного средства. В данном же случае изменений в конструкцию транспортного средства не внесено, т.к. установлен точно такой же двигатель, какой был установлен заводом-изготовителем. Т.е. даже не требуется заключения о соответствии «изменений» требованиям Технического регламента. Более того, номер не перебит, не изменен, и даже если бы был изношен естественным способом, то это не являлось бы основанием для отказа в регистрации транспортного средства, т.к. это нормальный естественный процесс, вследствие которого из порядка регистрации транспортных средств и была исключена норма о проверке номера двигателя (по сути сделавшая его неномерным агрегатом), не позволяющая ставить машины на учет по объективным причинам природного характера, что нарушало права неограниченного круга лиц. Собственно, это и рекламировалось, когда были внесены изменения в порядок регистрации транспортных средств.

Как бы там ни было, ускорить решение проблемы можно путем предоставления документов на сам двигатель, а также документов на работы по его установке в транспортное средство для подтверждения законности его нахождения там, если вдруг у сотрудников есть сомнения в происхождении двигателя. Однако если оснований для возбуждения уголовного дела по факту возможной кражи двигателя нет, то и оснований для отказа в регистрации транспортного средства также нет. А при читаемости номера двигателя даже при отсутствии на него документов, проверить факт его кражи не составит труда, а значит, не должно быть и оснований для отказа в регистрации. Укажите, в заявлении, что двигатель был заменен на такой же в таком-то году, пусть проверяют данные.
01.07.15
Лучший ответ по мнению автора

Другие ответы

Здравствуйте Евгений Николаевич! Действия ГИБДД не законны! 
Приказ МВД № 1001 «О порядке регистрации ТС» (новая редакция):
«АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ (Приложение № 2)
24. В представляемых для совершения регистрационных действий документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, должны содержаться: дата и место их составления, сущность и условия сделки (решения государственного органа), персональные данные (для физического лица), установочные данные (для юридического лица), адреса и подписи сторон, сведения о транспортном средстве (марка, модель, модификация (тип), год выпуска (год изготовления), идентификационный номер транспортного средства (VIN), если он присвоен организацией-изготовителем, цвет, порядковый производственный номер шасси (рамы), кузова (кабины, коляски, прицепа), серия, номер, дата выдачи паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа и наименование организаций, их выдавших. (в ред. Приказа МВД РФ от 20.01.2011 N 28)»
(согласно этому Приказу № 28 — В абзаце первом слова «в том числе стоимость транспортного средства (номерного агрегата), », ", реквизиты", "(для юридических лиц — подписи, заверенные печатью) ", «модель, номер двигателя (блока двигателя), » исключить. "
01.07.15
Здравствуйте! 

Начиная с ноября 2013 года, при регистрации ТС используется так называемый VIN-код, который присваивается машине на заводе и состоит из 17 символов. В этих знаках зафиксированы такие важные данные, как:

  • год выпуска авто;
  • страна и завод-производитель;
  • тип машины;
  • номер кузова;
  • данные силовой установки.

Замена двигателя в 2015 году не требует особого оформления, если новый мотор соответствует параметрам, указанным в VIN-коде. Достаточно внести изменения в паспорт транспортного средства и в базу учета. Для этого нужно предоставить следующие бумаги:

  • ПТС и его копию;
  • гражданский паспорт и его копию;
  • свидетельство регистрации ТС;
  • страховку;
  • справку-счет на новый мотор;
  • таможенную декларацию на силовой агрегат (если покупка осуществлялась за рубежом);
  • копию сертификата от сервисного центра на возможность замены агрегата;
  • акт проведенных работ из сервисного центра, где указано об отсутствии конструктивных изменений и соответствие всех параметров требованиям ГОСТ.

Чтобы все оформить как полагается и «спать спокойно», нужно весь вышеприведенный список документов отнести в РЭО ГИБДД по месту проживания и написать стандартное по форме заявление по поводу замены силового агрегата. Далее инспектор сверит его номер и сообщит, когда следует подойти за результатом. Автомобиль должен уже быть на учете в ГИБДД!

Важно! Данная операция требует уплаты госпошлины в размере 1 300 рублей. Квитанция об оплате прилагается к списку документов. Страховку придется переоформить, поскольку в ней зафиксированы прежние данные ПТС, а также мотора.

01.07.15
Сейчас на сайте

Buh

С 3 апреля 2011 года Приказом МВД РФ N28 от 20.01.2011 в Свидетельство о регистрации транспортного средства (приложение 3 к приказу МВД РФ N1001 от 24.11.2008) были внесены изменения, заключающиеся в том, что модель и номер двигателя были исключены из данного документа. Т.е. с вступлением в силу указанного приказа двигатель перестал квалифицироваться как номерной агрегат и стал квалифицироваться как запчасть автомобиля, т.к. выбитый на нем номер подвержен износу и естественному стиранию или разъеданию под воздействием агрессивной внешней среды. Номерной же агрегат — это кузов автомобиля, данные о котором есть как в ПТС, так и в свидетельстве о регистрации транспортного средства.

Кроме того, согласно пункту 22 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (Приложение 1 к Приказу МВД России от 7 августа 2013 г. N 605 — далее Административный регламент) «основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, к рассмотрению является отсутствие одного или нескольких необходимых для проведения регистрационного действия документов, предусмотренных пунктом 15 Административного регламента, либо если представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям».

Ввиду того, что двигатель более не относится к номерным агрегатам, то требования о предоставлении каких либо фотографий незаконно. Более того, т.к. модель двигателя полностью соответствует тому, что был установлен на заводе, нет также оснований для того, чтобы признавать транспортное средство не соответствующим требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877). В особенности, если данное транспортное средство было поставлено на учет уже с новым двигателем и вопросов по регистрации тогда не возникло.

Необходимо обратиться с жалобой на действия/бездействие должностных лиц ГИБДД вышестоящему должностному лицу (руководителю регистрационного подразделения либо его заму) с требованием письменно (на основании части 2 статьи 24 Конституции РФ) разъяснить основания, по которым они считают двигатель номерным агрегатом и отказывают в государственной регистрации транспортного средства. Параллельно можно подать жалобу в прокуратуру и в районный суд в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.

Ссылаться будут на пункты 15.4.2 и 15.5 Административного регламента, но они не содержат определения номерного агрегата, впрочем как и Приказ N1001.

Ну и наконец, под номерным агрегатом в терминах Положения о лицензировании торговли транспортными средствами и номерными агрегатами (утв. постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. N 1227), которое постановлением Правительства РФ от 8 мая 2002 г. N 302 признано утратившим силу, понимался двигатель, блок цилиндров двигателя, шасси (рама), кузов (кабина) автомототранспортного средства или самоходной машины, а также коробка передач и мост самоходной машины.

Однако с отменой данного постановления понятие «номерной агрегат» не имеет нормативно-правовой основы, что не дает права должностным лицам регистрационных подразделений нарушать права граждан.

Ну и наконец даже в самом 1001-ом приказе с введением в действие 605-го приказа было исключено Приложение N4 «Свидетельство на высвободившийся номерной агрегат», что также «льет воду на мельницу» гражданина.

Кроме того, согласно пункту 19 Приказа N1001 «транспортные средства, номерные агрегаты, ввезенные на территорию Российской Федерации, регистрируются за юридическими или физическими лицами, указанными в документах, которые были выданы таможенными органами Российской Федерации при таможенном оформлении транспортных средств, номерных агрегатов в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данное требование распространяется также на транспортные средства, номерные агрегаты, зарегистрированные в установленном порядке в органах внутренних дел Российской Федерации, находящихся за ее пределами».

Т.к. двигатель не регистрируется (нет такой строки в свидетельстве о регистрации транспортного средства), то и к номерным агрегатам он не относится в терминах того же Приказа N1001, который призван регламентировать данные правоотношения.

Иными словами, убеждение должностных лиц о том, что они вправе нарушать права граждан, руководствуясь только собственным пониманием того, что такое номерной агрегат, как-то противоречит Конституции, да и имеет смысл по этому поводу в соответствии с частью 1 статьи 28.4 КоАП РФ подать в прокуратуру заявление об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.35 КоАП РФ: «применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, или нарушение установленного порядка применения предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати тысяч рублей».
01.07.15
Здравствуйте Евгений Николаевич.
1. Согласно п. 3 Приказа МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств»:

            Не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям:
           представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию;
           обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов,несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
Согласно решению Верховного Суда РФ от 9 апреля 2015 г. N АКПИ15-40:
Судебные инстанции в приведенных постановлениях указали, что прекращение (аннулирование) регистрации транспортного средства регистрационным подразделением Госавтоинспекции не является произвольным, а осуществляется при установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил, таких как представление документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации,а также содержащих недостоверную информацию; обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствие транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и ряда других обстоятельств.
Такое нормативное правовое регулирование основано на нормах действующего законодательства, позволяет исключить из процесса дорожного движения транспортные средства, не отвечающие установленным требованиям в области обеспечения дорожного движения, а также создать дополнительные гарантии исполнения их владельцами обязательств, установленных действующим законодательством.

Это означает, что в данном случае сотрудники ГИБДД ему откажут в регистрации транспортного средства в любом случае, т.к.  для этого у них  есть необходимые правовые  основания предусмотренные правилами регистрации ТС и данные основания к тому же еще и подкреплены соответствующей судебной практикой в виде Решения Верховного Суда РФ от 9 апреля 2015 г. N АКПИ15-40.
 Значит  идти сейчас и подавать документы на регистрацию для того чтобы лишь получить отказ и обжаловать его в судебном порядке просто по моему мнению не имеет смысла и не даст никакого положительного результата, следовательно проблему нужно решать таким образом, чтобы были все основания для обращения в суд в случае отказа в совершении регистрационных действий.

Заблуждение относительного того,  что при постановке на учет ГИБДД не имеет права требовать осмотра номера силового агрегата необоснованны, имеет в т.ч. по вышеуказанным мною основаниям, да . действительно номер двигателей  согласно последним изменениям не указан в свидетельстве о регистрации, но есть одно но, не надо забывать о том, что  сам двигатель как был номерным агрегатом так им и остался, более того в паспорте транспортного средства и автоматизированной базе ГИБДД данный номерной агрегат и его номер фигурируют также как и нумерация кузова и шасси, цвет, тип силовой установки.



2. Между тем, так или иначе что сделано, то сделано и в любом случае поставить на учет ТС средство необходимо так или иначе.
Согласно Приказу МВД РФ №28 от 20 января 20011 г.:
3.3.16.4. В подпункте 35.4: 3.3.16.4.1. Подпункт изложить в следующей редакции:
«35.4. Госинспектором или иным уполномоченным должностным лицом производится визуальный осмотр транспортного средства, подготовленного владельцем к осмотру. В процессе осмотра осуществляется визуальная идентификация транспортного средства на предмет его соответствия данным паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа, а также при необходимости регистрационным и информационным учетам, с целью подтверждения и (или) установления: марки (модели, модификации), типа, категории, цвета, года выпуска, идентификационного номера VIN, номера кузова (рамы), номера шасси транспортного средства; соответствия маркировки транспортного средства (содержание, способ нанесения, конфигурация, взаиморасположение), а также признаков изменения маркировки транспортного средства (выявление скрытых, поддельных или измененных каким-либо иным способом);
внесения изменений в конструкцию транспортного средства1, признаков целостности конструкции или составляющей части конструкции транспортного средства, имеющей маркировочное идентификационное обозначение, в том числе наличие признаков кустарного демонтажа (сварные швы, следы прессовки или крепления иным способом) элементов (части) шасси, либо несущего каркаса кузова транспортного средства, а также принадлежности отдельных элементов (фрагментов) транспортных средств конкретной марке (модели, модификации) транспортного средства; наличия государственных регистрационных знаков и соответствия их требованиям государственных стандартов Российской Федерации.

Т.е. первоначальнов обязательном порядке  визуальная идентификация на соответствие всех данных данным указанным в паспорте ТС, а не надо забывать что в ПТС номер силового агрегата остается и только при необходимости как указано в приказе уже проводится сверка с целью подтверждения и установления: марки (модели, модификации),
типа, категории, цвета,
года выпуска,
идентификационного номера VIN,
номера кузова (рамы),
номера шасси транспортного средства;
соответствия маркировки транспортного средства (содержание, способ нанесения, конфигурация, взаиморасположение), а также признаков изменения маркировки транспортного средства (выявление скрытых, поддельных или измененных каким-либо иным способом).

Можете самостоятельно ознакомиться с информацией на одном из сайтов ГИБДД РФ по вопросу связанному с заменой двигателя и регистрации ТС после этого, ответ ГИБДД однозначный- необходимо либо привести в соответствие ПТС либо предоставить документы на приобретенный двигатель - http://www.gibdd.ru/news/66/1450329/?sphrase_id=5812327 (консультация ГИБДД по состоянию на 20.03.2015 г.).

3. Из всего вышесказанного следует, что:
а) у сотрудников ГИБДД есть основания для идентификации сведений содержащихся в ПТС, в котором данные о номере двигателя остались и в случае их несовпадения может быть применен пункт правил регистрации на основании которого  не производятся регистрационные действия с транспортными средствами в случае несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах;
б) в случае замены двигателя на аналогичный необходимо либо внести новые  данные  в ПТС либо предоставить документы  на приобретенный двигатель (документ из сервиса об указании, что  все изменения соответствуют требованиям ГОСТ,  копия сертификата из сервиса  об операции по замене агрегата, справка-счет или договор купли-продажи от продавца).

И вот только после соблюдения всей необходимой процедуры, в случае отказа ГИБДД в постановке на учет можно смело идти в суд, т.к. уже в этом случае данный отказ однозначно будет признан неправомерным.

 Все это необходимо также в связи с действием статьи 326 Уголовного кодекса РФ, в которую никаких изменений не вносили и она осталась в том же виде как и прежде.
Статья 326 Уголовного кодекса РФ:

Подделка или уничтожение идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя, а также подделка государственного регистрационного знака транспортного средства в целях эксплуатации или сбыта транспортного средства, использование заведомо поддельного или подложного государственного регистрационного знака в целях совершения преступления либо облегчения его совершения или сокрытия, а равно сбыт транспортного средства с заведомо поддельным идентификационным номером, номером кузова, шасси, двигателя или с заведомо поддельным государственным регистрационным знаком либо сбыт кузова, шасси, двигателя с заведомо поддельным номером -

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Надеюсь, что смог Вам помочь в решении вопроса. Желаю успеха!

01.07.15
Сами могут сфотографировать, если есть соответствующее основание.
01.07.15
.
01.07.15
Сейчас на сайте

Buh

Кстати, согласно абзацу третьему пункта 51 Приложения N 1 к Приказу N 1001 (Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации) «прекращение (аннулирование) регистрации не применяется в отношении транспортных средств, с момента регистрации которых на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными), либо недействительными, прошло более 5 лет (срок давности)».

Но это не наш случай, т.к. в вопросе про 2 года. Ну а в АКПИ15-40 ни слова про номер двигателя нет, и ясности именно по этому вопросу данный правоприменительный акт не добавил.
01.07.15
Постaвит, помучается, но поставит. Нет основания отказать.
01.07.15

Buh

Сейчас на сайте
Buh
Buh
Эксперт месяца
Читать ответы

Игорь Анатольевич

Читать ответы

Владимир Морозов

Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Юриспруденция > ДТП, ОСАГО, ГИБДД
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store