помогите - вопрос №205123

девочка 9 лет.на все мои замечания, на какие-то свои ошибки и если что-то не получается реагирует слезами.постоянно говорит что устала, а мне кажется, что это просто ее лень.как выйти из этой ситуации?

Ответы

Нет, не лень.

«На все мои замечания...» В школе требуют и исправляют, дома начинается то же самое. Вал требований и обвинений. Все недовольны, все хотят больше, чем можно сделать.

Взрослым легко. Они всё прошли, в них всё уже есть, и задачи детей они видят как элементарные. Если Вы учились в тухвузе, то знаете, как профессор может сказать: «Путём элементарных преобразований мы получаем...». А они совсем не элементарны, эти элементарные.

Всё, что для нас само собой разумеется, ребёнку ещё надо выбрать из невероятного множества малоразличимых возможностей. Если рядом нет гениального педагога, для которого затруднения ребёнка прозрачны, то пробиваться к малейшему успеху надо самому. И хорошо, если его поддерживают при каждом правильном выборе. Но большинство родителей и учителей действует по-дурацки.

Когда ребёнок что-то делает впервые, он делает действие, выбранное на свой страх и риск из многих вариантов. Мы этого не видим, у нас и в мыслях нет подтвердить, что он правильно выбрал, что это хорошее дело, его стоит продолжать. Вместо этого мы достаём свой взрослый эталон и сравниваем с ним первую несмелую попытку. Конечно же обнаруживаем несовершенства и тотчас высказываем недовольство. Но ребёнок не видит подробностей. Он видит, что сделал неправильный выбор. Сделал не то, что надо. И перестаёт это делать. И тут родители видят, что ребёнок остановился, заставляют снова и снова заниматься тем, чем недовольны, обвиняют в лени и тупости.

Многих взрослых невозможно переучить. Они продолжают общаться с ребёнком так, как начали. Способных засомневаться в своих методах единицы. Но и среди них далеко не все последовательно идут к лучшему. Большинство отвлекается на другие дела, а потом долбит по-прежнему, да ещё и разочаровываются в иных подходах, с которыми едва-едва ознакомились. Учить и воспитывать можно вообще без замечаний, вообще без исправления ошибок. Но вместо того, чтобы осваивать это искусство, составляют себе убеждение о невозможности и продолжают наказывать за каждое действие.

Ребёнок, наказываемый за то, чего требуют, оказывается в безвыходной ситуации. Хорошо, если плачет, в этом случае взрослые хотя бы могут пожалеть. И всего лишь уменьшить нажим. Окажется, что плакать полезно, это упрощает жизнь. Получится хнычущая лень. А то ещё и болезненность в дополнение к плаксивости.

Здесь нет простых одноразовых рецептов. Надо учиться. Оставить в покое ребёнка и учиться. Рассказывать о своих находках, вместе играть в идеальную школу. Игровые модели помогают гораздо больше, чем когда шпыняют.

Конкретные подсказки можно найти в альтернативных педагогиках. В Вальдорфской, например. Один из лучших журналов, рассматривающих эти вопросы среди многих прочих, — «Домашний ребёнок».

21.02.12

Шендерова Елена

Эксперт месяца
Читать ответы

Марина

Читать ответы

Юлия

Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store