Тверская область

Возможна ли инфляция в условиях натурального (бартерного) обмена? - вопрос №2250000

Ответы

Герой А. С. Пушкина Евгений Онегин «…читал Адама Смита и был глубокий эконом, то есть умел судить о том, как государство богатеет и чем живет и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет». (Рассмотреть представления Онегина с позиции современной экономической теории, в чем он был прав и в чем бы вы с ним не согласились.)

Произведение «Евгений Онегин» не зря называют «энциклопедией русской жизни». Пушкин изобразил общество того периода с разных сторон. В числе которых, было образованное дворянство той поры, для которого большой интерес представляли труды английского экономиста Адама Смита. Его называют ранним идеологом промышленного капитализма.

Так как же «государство богатеет и чем живет и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет»? Очень просто – прибегая к помощи бартера. Но насколько это имеет смысл сейчас? Смотря, с какой стороны земного шара посмотреть. Вот в России, в современной России, рынок бартерных поставок настолько широк, что практически любой товар можно приобрести в обмен на другие товары. Как бы «странно» это ни выглядело в глазах развитых стран, но это характерная особенность переходного периода в развитии экономики России. Однако, если в странах Центральной и Восточной Европы это явление носило временный характер, то в России стало неотъемлемой чертой экономики. Этому даже был посвящен ряд материалов в «The New York Times». Бартерные обмены получили настолько широкое распространение, что осуществлять товарообмен без денег оказывается даже дешевле. Например, в сфере индустрии стройматериалов, металлургии, пищевой промышленности.

Но это еще, что! Если верить сети Интернет, то, например, производитель кранов из Екатеринбурга расплачивается со своими кредиторами экскаваторами. А в газетах даже стали появляться объявления такого рода «обменяем нижнее белье высшего качества на сумму 2,5 млн рублей на любой автомобиль» или «древесину в Красноярске на продукты и медикаменты». Нечто подобное было в 90-е, о которых мы сейчас вспоминаем лишь со слов старших родственников.

Но как ответить на вопрос о том, плохо это или хорошо? Вообще, возможна ли инфляция в условиях натурального (бартерного) обмена и почему?

Инфляция при натуральном обмене не может произойти, если смотреть с точки зрения ее изначального значения. Просто потому, что нет денежного эквивалента товара. А поскольку при бартере используют взаимовыгодную продукцию, то в таком случае угроза минимальна. Что кстати, очень удобно в среде крупных предприятий, в отраслях с более высокой степенью концентрации производства.

Однако, не стоит забывать и о том, что увеличение номинального объема денежной массы приведет к инфляции, а реальная денежная масса останется неизменной, как и уровень демонетизации сделок между предприятиями. Таким образом, денежная эмиссия сама по себе не приведет к сокращению объемов бартерных сделок, но инфляция, как «побочный эффект» скорее всего, гарантированна. Если конечно, правительство не намерено сократить бартерные обмены. Но тогда ему придется осуществить серьезные институциональные преобразования. Например, чтобы сократить объемы бартера, российское правительство должно способствовать развитию конкуренции. Более того, несмотря на то, что такая политика пока не очень-то повлияла на объемы бартерных сделок, правительству не следует прекращать свои усилия. Возможно, объемы бартера резко сократятся, когда будет достигнут определенный уровень конкуренции.

При темпах роста цен, превышающих умеренную инфляцию, теряется смысл хранить деньги. Единственным разумным решением в такой ситуации является потратить деньги прежде, чем их стоимость сократится наполовину за месяц (неделю, день). Попытка каждого потратить деньги как можно быстрее будет ускорять инфляцию.

А происходит это по самой простой схеме. Повышается спрос. Следовательно, повышаются цены, количество денег в обращении увеличивается, что и приводит к ускорению инфляции. А далее по накатанной дорожке. Люди скупают, а это выгодно продавцам, которые поднимают цену, что и поднимает инфляцию.

Заколдованный круг можно разорвать лишь осуществив ряд мер против роста цен. Повышение цены, сдерживание роста спроса, замедление оборота денежной массы и блокировка скрытых доходов. Все это конечно нужно ради одной цели – снизить количество обесцененных денег. Однако, чаще всего это хорошо прописано только в учебниках. Например, использование кредитно-денежных и бюджетных рычагов для снижения уровня безработицы повышает уровень инфляции; а использование этих же рычагов для снижения уровня инфляции повышает уровень безработицы. Вот так и появляются вопросы из рода «Кто виноват?» и «Что делать?». Но в итоге то конечно, все равно все виды дезинфляционной политики сводятся к принудительному сужению денежных потоков в экономике. И тут уже кто на что горазд. И блокировка банковских карт, и уничтожение купюр, и повышение учетной ставки, а также выпуск государственных займов, блокирование или принудительное снижения цен, ограничение некоторых социальных льгот. Однако, на мой взгляд, тонкость борьбы с инфляцией заключается именно в том, не чтобы как можно быстрее применить все эти меры, но чтобы правильно уловить и использовать именно те, обусловленные местом и временем явления.

02.01.17
Посмотреть всех экспертов из раздела Бизнес > Финансовые рынки
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store