Добрый день! У меня немного нестандартный вопрос. Мой сын (14 лет) имеет завышенную самооценку. В интернете все пишут о корректировке заниженной, но - вопрос №2557034

что делать с завышенной — непонятно! Это сильно меня беспокоит, потому что вижу, что отрицательно сказывается на успеваемости. Сын думает, что он герой с IQ в 130 баллов и продолжает носить домой двойки. При этом отрицая необходимость больше тратить время на учебу и тем более отметая всех репетиторов даже на уровне моего предложения.

Я понимаю, что это нормальная защитная реакция подростка, легче обманывать себя, чем «сделать себе больно» горькой правдой действительности, но точно знаю, что это надо исправлять. Иначе скоро на ЕГЭ кое-кто ничего не наберет.

Я сама по образованию психолог, но работаю в другой области (не практикующий). Готова и хочу сама помочь сыну, но не могу найти ни 1 адекватного источника информации по методам корректировки самооценки именно с завышенной.

Буду благодарна любой информации по этому поводу.

Ответы

Анастасия, здравствуйте!
Вы хотите понизить сыну самооценку для теста ЕГЭ? Как я понимаю, он верит в себя, Вы хотите это разрушить? Вы понимаете, что если занижать самооценку, то и в других сферах она занизится?
По поводу подготовки нужно вызвать у него интерес.Сейчас он, возможно, ориентирован на коллектив, так что можно организовать походы на какие-то коллективные занятия.Или заинтересовать именно знаниями, не тем, что его надо подогнать по тест ЕГЭ, а тем, что ему лично это даст.
16.08.17
Здравствуйте, Анастасия.
Завышенная самооценка — это всего лишь форма защиты при заниженной. Отрицание реальности, а именно страх признать свою неполноценность. Поэтому Вы и не можете найти ничего по завышенной самооценке, да и сами Вы не особо хотите это признавать.
16.08.17
Здравствуйте, Анастасия. Порой, завышенная самооценка, это лишь вуаль заниженной. 
И как в первом, так и втором случае, корректируется она теми же методами.

Чтобы восстановить самооценку и уверенность в себе, необходимо:

— Фокусировать своё внимание на себе, и не сравнивать себя с кем-либо, и уж тем более, не пытаться примерять на себя чужие достоинства; 

Достаточно часто именно этот пункт становится одной из, а порой и главной причиной сниженной самооценки. Здесь необходимо ясно и твердо осознать, что каждый человек индивидуален, единственный и неповторим, со своими сильными сторонами, достоинствами и недостатками. И те аспекты, которые могут быть выражены у одного как достоинства, у другого, могут являться недостатком, и наоборот. 

— Определите свои достоинства, а также сильные стороны и развивайте их;

У каждого человека есть некие способности. И порой, людям свойственно их игнорировать, ошибочно считая, что они не так важны или нужны в жизни. Необходимо определить свои сильные стороны, и развивать их, будь то чувство юмора, способность к творчеству, танцам, IT-технологиям и т.п., так как это путь саморазвития. 

— Всегда подчеркивать и помнить о своих достижениях, как меньших, так и больших; 

Данный пункт является своего рода напоминанием того, что в жизни, так или иначе, были значимые для вас достижения, которые дались через определенные препятствия. И если на рубеже неких событий в настоящем вновь возникли, присутствуют, или могут возникнуть некие трудности, помня о своих достижениях в прошлом, будет приходить осознание того, что преодолеете их и в настоящем, и в будущем.

— Позвольте себе ошибаться. Бойтесь не ошибок, а их повторения;

Не ошибаются только те, кто ничего не делает. Если была допущена ошибка, спокойно, без самоедства проанализируйте, в чем именно она заключалась, или, что и почему не получилось. Что нужно было для достижения желаемого результата и, что Вы готовы были для этого сделать. Проделывайте работу над ошибками, и черпайте из них опыт.

— Идти к своим целям и реализовывать их, невзирая на трудности и препятствия, которые появляются, или могут появиться, в т.ч. и непредвиденно. 

Когда человек определяет свою некую цель, пути и шаги её реализации, далеко не всегда всё может идти так, как предполагалось сначала. Иногда, жизненные обстоятельства вносят свои корректировки, непредвиденные обстоятельства, трудности и т.п. И чем сложнее путь достижения цели, тем выше, в конечном счете, её значимость. Кроме того, это еще и яркий сигнал самому человеку, что он может и умеет продолевать трудности, что только способствует развитию уверенности в себе человека. Если на неком этапе движения к цели весь процесс остановился, а идти далее не представляется возможным, значит нужно еще раз, спокойно и взвешенно пересмотреть обозначенные ранее шаги и пути, и подкорректировать их, а также, пересмотреть, насколько правильно поставлена цель. Верьте в себя, и реализацию своих целей. 

— Больше общаться с позитивно настроенными людьми; 

Круг общения человека играет важную роль, сказываясь и на самооценке. Общаясь с пессимистичными людьми, склонными к постоянным жалобам, давать негативные оценки другим и т.п., постепенно втягивает в такое же состояние. Общаясь с позитивными людьми, и сам человек становится более позитивным. 

— Развивать коммуникативные навыки, свой кругозор и мировоззрение;

Такие навыки дают возможность человеку адекватно и объективно аргументировать свою позицию в том или ином вопросе, если она отлична от мнения оппонента, при этом не оскорблять, или принижать иного видения ситуации. Это дает возможность исключить диалог с позиции ультиматумов, а спорные вопросы, решать путем компромиссов. 

— Развивать территорию собственного личного пространства. 

Личное пространство человека, дает возможность реализовать и развивать свои интересы, хобби, увлечения, расширять круг общения… Когда такое пространство отсутствует, человек чувствует себя прежде всего одиноким. Если возникает некая трудность или проблема, начинает «вариться» в ней, занимаясь самоистязанием, и еще большим раскручиванием проблемы в своих фантазиях и воображении. При наличии личного пространства, у человека есть возможность отвлечься, поделиться болезненным вопросом с друзьями или приятелями. И даже если они не смогут подсказать или помочь в решении вопроса, то как минимум – это возможность выговориться и поделиться наболевшим. 

В то же время, нужно пересмотреть и внутренние факторы семьи: Модель поведения и общения родителей между собой, и с сыном.

16.08.17
Здравствуйте, Анастасия.

Интересно как: хотите понизить ребенку самооценку ...

Самооценка бывает адекватная и неадекватная. Так вот, «завышенная самооценка» — это та же неадекватная, как и заниженная. Это чаще всего некая маска, за которой скрывается как раз  заниженная самооценка. В то же время, я не увидела в вашем сообщении каких-то признаков завышенной самооценки у ребенка. Протест — да. Протест это опять же способ прикрыть неуверенность в себе = заниженную самооценку, либо же достучаться до взрослых, обычно до родителей. 

И да, несмотря на то, что вы по образованию психолог… Вернее даже не так. Именно потому что вы по образованию психолог, вы не можете не знать, что вы сами не сможете оказать своему сыну психологическую помощь. Думаю вам, как коллеге, не имеет смысла рассказывать, почему — вы это знаете. Поэтому поищите хорошего детского психолога, пообщайтесь, сходите вместе с сыном. Вот тогда и станет ясно, какая у него самооценка, и в самооценке ли дело.
16.08.17
Здравствуйте, Анастасия!

"Сын думает, что он герой с IQ в 130 баллов и продолжает носить домой двойки" — это к самооценки не имеет прямого отношения, самооценка это лишь следствие и результат других психических процессов. То, что вы описываете, больше похоже на нарциссизм. 

Нарциссическое расстройство личности — это влюблённость в себя и свои действия, завышенная самооценка далёкая от реальности и отрицание действительности, при этом это только защита, так как внутри пустота. О нарциссических расстройствах вы найдёте в интернете множество литературы. НО у нарциссических расстройств всегда одна причина — особенные отношения с матерью. Чаще всего таким детям говорили, что они лучшие, что они всё могут, что они самые красивые, что мы всё сделаем сами — в результате чего ребёнок впитывает это с ранних лет и перестаёт наполнять себя реальностью. Он верит словам мамы и не верит в реальность. Это закладывается в возрасте до 3-х лет. Если он лучший герой, тогда зачем ему учиться и наполнять свою жизнь знаниями и реальностью, отсюда образуется пустота внутри и нарциссизм становится защитой при начале латентного периода (6-8 лет), а в момент подросткового созревания происходит направление всей сексуальной энергии на себя и нарциссизм становится частью личности. У нарцисса всегда гиперопекающая мать, которая формирует у него образ супер героя далёкий от реальности, но при этом она всячески нарушает его границы и всегда контролирует его. Вы также можете заметить, что ваши отношения с сыном имеют похожую ситуацию, вы сейчас хотите контролировать его и делать всё самой, вместо того, чтобы обратиться к другому специалисту и принять реальность своего бессилия — именно так сейчас поступает и ваш сын.

"Готова и хочу сама помочь сыну..." — это первая и самая грубая ошибка любого человека. Если вы по образованию психолог, тогда вы знаете, что психолог не может корректно помочь себе и своим близким, так как он участник процесса и эмоционально с этим связан. Более того, каждый уважающий себя психолог имеет своего нейтрального психолога, и в большинстве практикующих ассоциаций категорически запрещается практиковать с родственниками и знакомыми вплоть до исключения из профильной ассоциации. Это не просто правило, если вы непосредственный участник воспитания вашего сына, значит вы являетесь частью его психической конструкции, если вы сейчас будите менять конструкцию сами, у ребёнка возникнет двойной посыл (диссоциация) и возможны разворачивания разных психических процессов, то есть вероятность навредить очень высокая. Конечно выбирать вам. Вы можете прочитать в интернете про нарциссические расстройства, но для коррекции психического состояния сына рекомендую вам обратиться к нейтральному психотерапевту. 

Правильных Вам вопросов! Добро пожаловать в психоанализ.
16.08.17

Светлана Подковырова

Сейчас на сайте
Читать ответы

Шендерова Елена

Эксперт месяца
Читать ответы

Марина

Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store