Санкт-Петербург и Ленинградская обл.

Охарактеризуйте известные вам подходы определения сущность конституции? - вопрос №4007846

Вопрос задан анонимно
15.10.20
1 ответ

Ответы

  1. Здравствуйте!
  2. Вопросы, рассматривающие термин «конституция» в общем смысле, начинают подниматься отечественными государствоведами только в начале XX в. До этого периода российских и зарубежных юристов интересовали аспекты, связанные с определением понятия «закон», соотношением закона и права [1], верховенством права [2]. Более активные размышления о термине «конституция» появляются в начале XX в. в трудах Ф. Лассаля, А.И. Елистратова, А. Джевелегова, П.И. Стучки, Н.И. Лазаревского и др.

    Объяснение указанному феномену дал Б.Н. Чичерин, выделивший причины возбуждения конституционного вопроса:

    1) дворяне, лишившись крепостного права, думали этим путем сохранить обломки своих утраченных преимуществ и связать настоящее с прошедшим;

    2) либералы желали воспользоваться этим случаем, чтобы с помощью возбужденных страстей провести конституционные идеи;

    3) наличие Конституций в соседних государствах, с которыми России приходилось сотрудничать [3. С. 4-8].

    Следует отметить, что термин «конституция» -продукт многовекового развития политической, философской и юридической мысли. Так, например, Ф. Лассаль, отвечая на вопрос «что такое конституция?», говорил: «… фактические отношения силы заносятся на бумагу, выражаются письменно и как ско-

    ро они записаны, они уже не просто фактические отношения силы, а они становятся правами, правовыми учреждениями, и кто восстает против них — подвергается наказанию» [4. С. 16].

    Б. Чичерин, подразумевая под конституцией термин «основной закон», писал, что им определяются устройство и права верховной власти в различных ее отраслях законодательной, правительственной и судебной, а также основные права и обязанности граждан. Основной закон должен быть один для всего государства, ибо им определяется устройство государства как единого целого [5. С. 302-303].

    Ч. Боржо отмечалось, что конституция — основной закон, согласно которому организуется управление государством и регулируются отношения отдельных индивидуумов или юридических лиц к целому. Он обнаруживал основной характер писанной конституции в том, что она является законом гарантий — гарантий наций против узурпации властей, которым она вверила осуществление верховной власти, осуществление своего суверенитета, также гарантией меньшинства против всемогущества большинства. Им также упоминалось, что конституция не должна заключать в себе обширных постановлений [6. C. V, 38-40]. Следовательно, часть общих «постановлений» должна быть конкретизирована в текущем законодательстве.

    Конституция государства, писал Г. Еллинек, затрагивает все те правовые положения, которыми определяются органы верховного управления, способ их образования, их взаимные отношения и круг деятельности каждого их них; вместе с тем в них провозглашаются принципы, определяющие положение личности по отношению к государственной власти. Он отмечал, что римляне также (как Аристотель) проводят строгое различие между конституцией государства и отдельными законоположениями. Установление конституции они обозначали специальным термином «rem pub-licam constituere», из которого впоследствии и возник термин «конституция» в смысле государственного устройства, вошедший далее во всеобщее употребление лишь с XVIII в. [7. С. 5-8].

    Обращает на себя внимание общая идея, встречающаяся у обозначенных авторов: в первую очередь, Конституция — положения, определяющие взаимодействие органов государственной власти, фактические

    отношения силы, закрепленные на бумаге. А уж после нормы — имеющие особые свойства, отличающие их от иных.

    П. А. Строганов полагал, что «конституция — это закон, определяющий порядок, который следует соблюсти при создании административных законов, которые непременно, поскольку они требуют видоизменений, объяснений и т.д. должны подвергнуться перемене согласно известному, строго определенному, неизменному способу, который закрыл бы дверь всякому произволу и, следовательно, уменьшил бы зло могущее произойти от различия способностей тех, кто стоит во главе государства» [8. С. 40-41]. В предложенном подходе отражается важнейшее свойство конституционных норм — высшая юридическая сила, которая подразумевает необходимость учитывать закрепленные положения в Основном законе в процессе формирования всего законодательства.

    Н.И. Палиенко отмечал, что конституция, как правовой порядок, представляет собою совокупность публично-правовых гарантий в интересах граждан и народа [9. С. 127-163]. В данном случае, полагаем, автором акцентируется внимание не столько на формальной составляющей Конституции, сколько на материальной.

    М.А. Рейснер под конституцией понимал основной, органический, фундаментальный закон. Он полагал, что она может быть охарактеризована с двух сторон: материальной и формальной. Так, конституция с материальной точки зрения есть юридическая норма, определяющая форму правления и основные черты государственного строя. В формальном смысле слова — это комплекс таких законов, для издания, отмены или изменения которых недостаточно так называемого законодательного пути, но которые издаются при соблюдении особых правил и форм, предписанных специально для издания конституционных законов, затрагивающих самые важные устои государственного строя. Однако как с материальной, так и с формальной стороны конституция является нормой высшего достоинства и силы. Конституция стоит над законом, она выше его. Она есть верховный закон, которому подчинен сам законодатель. Закон, таким образом, сам становится законным благодаря конституции. Отсюда и ряд мер, которые должны специально конституции обеспечить особую устойчивость и силу [10. С. 192-195]. В предложенном М.А. Рейснером определении понятия «конституция» отражены, на наш взгляд, некоторые ее важнейшие свойства: высшая юридическая сила, верховенство, стабильность, учредительный характер: «… конституция это, можно сказать, скрижали завета, священный, нерушимый закон, стоящий над всеми законами, над всякой властью и гражданином до тех пор, пока в особом торжественном порядке не изменит его та же высшая учредительная власть. Конституция уравновешивает законодательную, исполнительную, судебную власть. Она же определяет ответственность всех властей перед народом и право его на необходимую самооборону. Такое содержание конституции и ее особое значение демократии необходимо приводить к исключительной форме ее изда-

    ния. Учредительная власть — это власть самого народа, взятого непосредственно» [11. С. 19-20].

    A.И. Елистратов определял конституцию как совокупность руководящих начал и правил, на которых зиждется система государственного соподчинения людей [12. С. 142].

    B.Н. Дурденевский, как и М.А. Рейснер предлагал различать конституцию в двух смыслах: материальном и формальном. Однако в эту классификацию он закладывал иные основания: под конституцией в материальном смысле им понималось соотношение социальных (классовых) сил в данной стране и в данную эпоху. Под конституцией в формальном смысле -«установление» государственного порядка в правовых нормах (правилах поведения), т.е. формальная конституция есть юридическое закрепление известного момента в борьбе социальных сил, закрепление, превосходящее обычно в торжественно форме; это — основной закон, с которым должны согласоваться все другие. Однако поскольку конституционный текст существует, проводится в жизнь и путем «поправок», «дополнений» и «пересмотров» приспосабливается к ее ходу — он почти всегда дает основные вехи для ориентировки в строе данного государства [13. С. 6].

    По мнению В. К. Дябло, конституция, в широком смысле слова, — совокупность законов или обычаев, определяющих порядок образования и основные принципы деятельности высших органов государственной власти. Этому понятию в материальном (широком) смысле, с его точки зрения, противопоставлялось понятие конституции в более узком и в более конкретном смысле — понятие формальной конституции: такие законы, определяющие форму государственного устройства, внешним отличительным признаком которых является большая их юридическая сила, чем всех прочих законов. Обыкновенные законы и все текущее законодательство должны быть согласованы с конституцией [14. С. 5-8]. Таким образом, В. К. Дябло, вроде бы, как и М. А Рейнер, классифицировал понятие «конституция» в формальном и материальном смысле, однако, опять же, как и В. Н. Дурденевский, он вкладывал в него иной смысл.

    Г. Кельзен писал, что, пройдя через многочисленные изменения, понятие конституции сохранило ее основной элемент: идею высшего принципа, определяющего весь правопорядок и сущность общества, организованного этим порядком. Как бы ни определялось понятие «конституция», последняя всегда является основой государства и основой правопорядка. То, что он понимал под конституцией (это понятие, по его мнению, совпадает с понятием формы государства), является юридическим выражением равновесия политических сил на данный момент, а также нормами, регулирующими разработку законов, общих норм, во исполнение которых осуществляется деятельность государственных органов (судов и административных властей). Норма, закладывающая основание для создания основных юридических норм государства, определяющая органы и процедуру законодательства, является конституцией в чистом смысле слова, которая является необходимой основой юридических норм, регулирующих взаимное поведение членов го-

    сударственного сообщества, а также норм, определяющих органы, необходимые для их применения, то есть, в конечном счете, основной базой правопорядка [15. С. 8].

    Сущность конституции, по идеи В.И. Ленина, состояла в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе. Фиктивна конституция, когда закон и действительность расходятся; не фиктивна, когда они сходятся [16. С. 345].

    Таким образом, несмотря на свое различие, предложенные выше определения понятия «конституция» имеют ряд сходных черт:

    — конституция стоит над законом;

    — конституция — основной закон;

    — конституция — основа правопорядка;

    — в конституции определяются органы управления государством.

    По нашему мнению, изложенные идеи являются фундаментом современного понятия «конституция», которое продолжает быть объектом исследования и современных авторов.

    Позже о политических аспектах Конституции (в контексте Конституции СССР 1977 г., действовавшей тогда) говорит И.М. Степанов, показывая их с трех позиций: 1) ее роли как Основного закона государства, закрепляющего и регулирующего важнейшие стороны жизни общества; 2) отражения реального соотношения социально-классовых сил; 3) характеристика принципов и признаков ее содержания и формы. Таким образом, Конституция, по образному выражению ученого, — это политико-правовой учредитель, как бы координатор системы законодательства [17. С. 4-7]. То есть рассматриваются уже два аспекта: политический и юридический.

    В.Ф. Коток, Н.П. Фарберов обращали внимание на то, что каждая новая Конституция СССР представляла собой восходящую ступень в развитии общества и государства, в развертывании социалистической демократии, в социальном прогрессе человечества. Конституция призвана закреплять фундаментальные социальные отношения, господствующие в обществе на данном этапе его исторического развития и соответствующие ему формы общественной и государственной жизни. Конституция, определяющая основы общества и государства, не есть программа. Главная ее цель, по их мнению, состоит в закреплении достигнутого и завоеванного [18. С. 3-10]. Но тогда не совсем понятным остается вопрос: если общество не делить на классы, то уместно ли рассуждение о завоевании?

    В определении, предложенном С. С. Алексеевым, отмечается следующее: «Конституция — Основной Закон в том смысле, что представляет собой особый и единственный закон, который является основополагающим началом всей правовой системы страны. Конституция отличается всеобъемлющим юридическим действием. Влияя на общественную жизнь через всю систему законодательства, конституция вместе с тем прямо регулирует общественные отношения, ее нормы служат и непосредственной норма-

    тивной основой при решении юридических вопросов» [19. С. 224]. Отсюда можно сделать вывод о том, что автор говорит о таком юридическом свойстве Конституции, как высшая юридическая сила. К тому же, несмотря на отсутствие закрепления прямого действия конституции в тексте Конституции СССР, Конституции РСФСР вопрос о непосредственности действия норм Основного Закона поднимался в науке уже тогда.

    Однако в целом в советский период по-прежнему превалирует акцент на закрепление «политического устройства», политической значимости, «общенарод-ности», но вместе с тем уже подчеркивается, что Конституция — это «ядро правовой системы», обладающее особыми свойствами.

    Ранее, в РСФСР, Конституция называлась Основным Законом, что было указано непосредственно в самом названии этого документа. Так, Я.Н. Уман-ский пишет: «… в отличие от обычного закона Конституция — Основной Закон государства. Уже само наименование «Основной Закон» говорит о его особом месте в системе законов, издаваемых в государстве, и его особом значении в сравнении с любыми другими законами» [20. С. 56-60]. Н.П. Фарберов [21. С. 10-11], Б.В. Щетинин [22. С. 124-125] придерживались схожей позиции.

    Как справедливо отмечает А. Н. Кокотов, в отличие от конституций советского периода, Конституция России законом (основным законом) прямо себя не именует. Вместе с тем, по мнению ученого, исключение из Конституции содержательного объема термина «закон» не имеет целью выведение ее из числа таковых. Это технико-юридический прием, призванный установить ее особое место в законодательной системе страны, а также показать, что Конституция больше, чем юридический закон (она выступает фундаментом государственной и общественной жизни также в качестве программного идеологического, политического, морально-нравственного акта) [23. С. 353-362].

    Значительно раньше, в период обсуждений проектов Конституции России Конституционной комиссией, в одном из интервью А. А. Собчаком высказывалась иная точка зрения: «Конституция — Основной закон государства. В проекте же она не провозглашается Основным законом государства и общества. Мы не в ранге Господа Бога — общество жило, живет и будет жить по своим собственным законам, которые не сродни юридическим, а лишь имеют юридический характер» [24. С. 854].

    Некоторые современные авторы [25. С. 117-118], несмотря на то, что законодатель в тексте Конституции РФ отказался от традиционного для России двойного наименования «Конституция (Основной Закон)», определяют ее именно так. В целом это принципиально не меняет отношения к Конституции РФ как акту высшей юридической силы. Ее верховенствующее положение в правовой системе Федерации обусловлено объективными факторами, которые определяют ее юридическую природу и социальную основу, основополагающими принципами государственного значения [26. С. 3-4].

    Например, по мнению О. Е. Кутафина, будучи высшим по своей нормативной силе актом, Конституция сама является элементом системы нормативных актов. Конституция не вынесена за рамки действующего права, она является его органической составной частью, поэтому Конституция — это не «надзаконный» акт, а реально действующий закон, носящий характер Основного закона [27. С. 43-45]. С точки зрения

    B.Е. Чиркина, конституция — это всегда основной закон, в котором в концентрированном виде зафиксированы принципы общественного строя, организации государства, правового положения коллектива и личности [28. С. 6-13]. Н.С. Бондарь говорит о конституции как об обладающем высшей юридической силой основном законе государства и общества, который закрепляет в соответствии с объективно сложившимся соотношением социальных сил согласованную волю всех социальных групп общества и является мерой достигнутой свободы, правовым выражением баланса политических, социально-экономических, национально-этнических, религиозных, личных и общественных интересов в гражданском обществе и правовом государстве [29. С. 8] и выступающий в этом качестве ценностным императивном развития государственно-организованного общества. Это единый политико-правовой документ, каждая часть которого должна быть органически связана со всеми остальными, пронизана едиными концептуальными основами политического и экономического развития общества, государственно-правового строительства. Конституция -ценностно-нормативная модель организации жизни общества, охватывающая все ее основные сферы [30.

    C. 25]. Интересной в данном контексте представляется идея А.Н. Кокотова: конституция — это особым образом выраженный план правотворческой деятельности всех управомоченных субъектов; основа систематизации национального права, предопределяющая его структуру, преодолевающая разрозненность отдельных разделов законодательства, отраслей права [31. С. 52-55], т.е. понятие «конституция» в данном определении расшифровывается ученым не через «Основной Закон».

    Более традиционным, на наш взгляд, является определение, высказанное Ю.А. Тихомировым: конституция — это нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу, содержащий систему правовых норм, регулирующих отношения между человеком и обществом, с одной стороны, человеком и государством — с другой, а также основы организации самого государства. Ее высшая юридическая сущность проявляется двояким образом: 1) нормы Конституции имеют приоритет над нормами законов и подзаконных актов; 2) сами законы и иные акты принимаются предусмотренными Конституцией органами и в установленном ею порядке. В связи с этим можно рассматривать Конституцию как главный источник права, лежащий в основе всей системы нормативно-юридического регулирования общественных отношений в государстве. Безусловно, нельзя утверждать, что основной закон в равной мере учитывает все социальные интересы, и, тем не менее, это своего рода их «правовая равнодействующая», отражающая ба-

    ланс интересов и способная служить прогрессивному развитию общества [32. С. 23-30]. В изложенном отражены некоторые юридические свойства Конституции (высшая юридическая сила, регулятивность), а также взаимосвязь между человеком и государством, что имеет свою принципиальную значимость [33. С. 32].

    По справедливому замечанию Т.Я. Хабриевой, Конституция Российской Федерации принципиально отличается от прежних актов конституционного законодательства СССР и России. Она несет в себе новые ценности и ориентиры политического и социально-экономического развития, в центре которых стоят основные права и свободы человека. Она создана с учетом современных идей конституционализма, таких как свобода, гуманизм, права личности, разделение властей, представительная форма правления. Теперь Конституция служит одним из важнейших инструментов проведения политических и экономических реформ, создания гражданского общества, рыночной экономики. Более того, конституционная реформа 1993 г. открыла путь экономическим, политическим, социальным и иным преобразованиям [34. С. 20-32].

    В. Пастухов отмечает, что «современная российская Конституция — это продукт сложного компромисса между воззрениями советской интеллигенции на власть и общество и потребностями «революционной партократии», пришедшей к власти в результате череды политических переворотов конца 80-х — начала 90-х гг. прошлого столетия» [35. С. 5]. Вместе с тем, по идее К. В. Арановского, «основной закон -лишь форма. Одним лишь изданием основного закона конституцию не создать. Конституция представляет собой не столько нормативный акт высшей юридической силы, сколько образ жизни, политический строй, основанный на правилах гражданской обороны и верховенстве права, создаваемый народной общностью и ею же обеспечиваемый» [36. С. 42].

    Анализ интерпретаций дефиниции «конституция» позволяет выявить некоторые аспекты его смысловой нагрузки:

    1) конституция есть основной закон, обладающий особыми гарантиями стабильности, который может быть пересмотрен в особом, закрепленном только самой конституцией порядке; учреждающий государство, систему и порядок формирования его органов, их компетенцию, определяющий характер взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления; устанавливающий пределы государственной власти посредством закрепления прав человека и гражданина и возложения коррелирующих с этими правами обязанностей на государство [37. С. 56-72];

    2) конституция — это принятый при соблюдении особой учредительной процедуры в соответствии с волей всего народа или его значительной части основной закон государства, обладающий специфическими свойствами и устанавливающий цели и принципы развития государства, основы правового положения личности, экономического, социального, духовного и политического устройства общества, ор-

    ганизации публичной власти (государственной власти и местного самоуправления) [38. С. 38];

    3) конституция есть программа развития общества;

    4) конституция есть программа развития государства.

    Единство государственного и общественного

    строя порождает не только конституционный строй, но и обусловливает прямое взаимодействие государства и гражданского общества, которое носит постоянный, устойчивый и системный характер. Как справедливо отметил Д. А. Авдеев, «Конституция представляет собой однородную качественную правовую материю, обладающую свойствами, которые характерны для нее как цельного документа. И никакие конституционные положения не могут иметь юриди-

    ческий приоритет по сравнению с другими, ибо это противоречит самой природе Конституции как организационно-юридического акта» [39. С. 19].

    Резюмируя вышеизложенное, полагаем, что Конституция Российской Федерации — это правовая надстройка жизни государства и общества; основа правового поля отечественного государства; Основной закон, закрепляющий фундаментальные общественные отношения, основы правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, организацию государственной власти и местного самоуправлении; политико-юридический акт, на котором базируются ценности государства и общества, имеющий программный характер.

16.10.20

Buh

от 500 p.
Сейчас на сайте
Эксперт месяца
Читать ответы

Елена Бабичева

от 100 p.
Читать ответы

Агибалов Иван Иванович

от 600 p.
Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Юриспруденция > Трудовое право
4 ответа
08.02.10
Вопрос задан анонимно
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store