Сознание - вопрос №780712

Здравствуте! Помогите с проверкой контрольной по философии: дополните, оцените, подскажите! Спасибо!
  1. Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития

Философия – учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.[1]

Мир, существующий независимо от нашей воли и преставлений, называется объективной реальностью. Субъективная реальность – человеческое сознание.[2]

Предмет философии – познание материального и идеального, законов, их существованияи развития.

Материя – это объективная реальность данная человеку в ощущениях.

Идеальное – это субъективное отражение в сознании людей объективного мира.

Различие между материальным и идеальным выражается и в том, что законы мышления не совпадают с законами тех физичес­ких, химических и физиологических процессов, которые происходят в это время и в этой связи в мозгу и которые составляют матери­альную основу сознания. Далее, одни и те же физиологические ме­ханизмы осуществляют не только разные, но и прямо противопо­ложные мысли.

Существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления. Один из них: «Что является первоосновой мира: дух или материя, материальное или идеальное?» [3] В зависимости от выбора ответа философия делится на два основных направления (философские партии):

  1. Материализм – философское учение, считающее, что первоосновой мира является объективная реальность (материя).
  2. Идеализм – философское учение, считающее, что материальный мир зависит от мысли. У него есть две разновидности: субъективный идеализм (зависимость мира от мысли человека)  и  объективный идеализм (главное – мысль нечеловеческого разума).

В своем развитии философский материализм прошел ряд существенных этапов от наивного в древности, через метафизический к высшей форме – диалектическому материализму:

1. Наивный материализм. Ему свойственно признание первоматерии как свойства и состояния вещей, сохраняющегося во всех их превращениях. Предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания как состоящие из материальных образований и элементов.

2. Метафизический материализм 17-18вв. В его основе лежит изучение природы. Но все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи. Ему характерно обращение к разуму. Метафизическая позиция определяет отношение человека ко всему сущему и, прежде всего к себе самому, к обществу, цивилизации, культуре и т.п. Метафизический материализм уделял недостаточное внимание опыту и эксперименту, не учитывал реальных свойств предметов.

3. Диалектический материализм. Его возникновению способствовало утверждение капитализма и развитие производства. Его основные идеи: а) предметом философии являются наиболее универсальные всеобщие законы мира; б) философия – духовно-практический способ освоения действительности (появляется термин «практика» – родовая деятельность по Марксу). Марксом и Энгельсом создан метод материалистической диалектики. Основные идея концепции сознания: это свойство материи, имеющее общественную сущность и творческую активность. Основные идеи концепции общественного познания: оно имеет социальную и историческую природы; в процессе познания активную роль играет практика; диалектическое взаимодействие субъекта и объекта; чувственное и рациональное находится в диалектическом единстве; истиной является то, что соответствует действительности.

Философский анализ сознания еще в античные времена привел к открытию парадоксального факта: свойства сознания и материи противоположны.

Проблема отношения сознания к материи в XVII в. (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) рассматривалась главным образом в гносеологическом плане. Суть ее такова. Всем очевидно, что мир состоит из материальных вещей, которые мы можем мыслить или как-то себе представлять. Не менее очевидно и то, что наши идеальные образы вещей или мысли о них должны иметь какое-то сходство, подобие с самими материальными вещами. Иначе ведь процесс познания реальности будет невозможен. То есть между вещью и мыслью о ней должно быть что-тообщее: признаки, свойства. (см. Таблицу 1)

Таблица 1.

Свойства материальных объектов

Свойства идеальных объектов

Даны в ощущениях

Не даны в ощущениях

Пространственно локализованы

Невозможно указать точку в пространстве

Обладают массой, плотностью, зарядом и т.п., т.е. набором физико-химических свойств

Физико-химическими свойствами не обладают

Не обладают свойствами истинности или ложности

Истинность или ложность

Не обладают свойствами абстрактности или конкретности

Абстрактность или конкретность

 

В итоге получается, что у материальных и идеальных объектов нет никаких общих свойств. Именно поэтому материальное и идеальное считаются противоположностями: это — взаимоисключающие начала.

Идеальная природа сознания

Мышление идеально.

Сущность и содержание нашего сознания определяются не клетками коры головного мозга, а внешней по отношению к ним социальной реальностью. Это и есть идеальность,     т.е.   отношение представленности, в котором некий предмет, оставаясь самим собой, тем не менее представляет (символизирует, обозначает) нечто совсем другое, никак не связанное с природой представляющего предмета.

Категория «идеального» фиксирует способность высокоорганизованной материи создавать   параллельные     ряды

взаимодействующих материальных структур, один из которых представляет другой, не имея с ним ни прямого физического контакта, ни какого-либо внешнего сходства. Это свойство — системное. Оно возникает, очевидно, под напором эволюции у самоорганизующихся биологических систем, когда нарастающая и усложняющаяся активность живых организмов порождает потребность в реагировании сразу на множество одновременно действующих раздражителей или стимулов.

Специфика проявления идеального в социальной реальности имеет следующие характеристики:

  • структурная       сложность  и дифференцирован- ность; -
  • способность идеальных объектов к I объективации и материализации;
  • включенность в идеальные коммуникации материальных посредников (язык, речь);
  • над индивидуальный, общественный харак­тер существования;
  • обращенность на самого себя.

Подсознанием обычно понимают присущую только        человекуспособность целенаправленно и       обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме, обеспечивающей возможность как свободной ориентации в окружающей среде, так и ее преобразования в процессе  предметно-практической деятельности.

Роль сознания в социальном бытии человека описывают его основные функции: ориентирующая, познавательная, целеполага- ющая, регулятивная, контролирующая, креативная (созидательная), аксиологическая, прогностическая и др.

Из многочисленных свойств сознания наиболее важными считаются три:

  • идеальность;
  • интенциональность;
  • креативность.

О первом из них много говорилось в ответах на предыдущие вопросы данного раздела. Второе -интенциональность - означает предметность и направленность сознания. Этот термин введен немецким философом Э.Гуссерлем. Он понимал интенциональность как смыслоформирующее отношение сознания к предмету, т.е. буквально акт придания смысла предмету сознания.

Креативность сознания означает его способность создавать нечто новое, не возникающее в материальном мире ' естественным порядком. Таковы в принципе все предметы и явления материальной и духовной культуры.

Способность эта базируется на возможностях абстрактного мышления, умеющего отвлекать от объективной реальности общие свойства и комбинировать их в нужных человеку вариациях. Сознание в буквальном смысле этого словатворит социальный мир. Но в отличие от Бога, творческая активность сознания человека не абсолютно произвольна, а ограничена объективными законами природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Со­знание — субъективный образ объективного мира. Субъек­тивность образа — не произвольное привнесение чего-то от субъ­екта. Будучи отражением действительности, образ не существует и не может существовать вне конкретно-исторической личности со всеми ее индивидуальными особенностями. Он зависит от развития нервной системы и мозга, от состояния организма в целом, от бо­гатства или бедности практического опыта людей, от уровня исто­рического развития знаний человечества[4].

Субъективность обра­за, за исключением случаев патологии, обмана и заблуждений, не является свидетельством слабости человеческого сознания. Имен­но это обеспечивает возможность познания человеком объектив­ного мира. Если бы образ предмета не был субъективным, а был бы его материальным отражением, то никакое познание не было бы возможным.

Идеальность образа состоит лишь в том, что он несводим ни к определенным внешним объектам, ни к материальным физиоло­гическим процессам в мозгу. Последние строят образ, но не явля­ются им. Физиологические процессы головного мозга выступают как носители идеального содержания лишь в том случае, когда их результат соотносится человеком с объектом отражения. Именно отнесенность мозговых процессов к объективному миру и делает эти процессы психическими, идеальными. Идеальное — это данность объекта субъекту. И подавляющее большинство людей осознает вещи, себя, свои мысли, абсолютно не подозревая, что творится в самом мозгу. И это потому, что человеку (да и жи­вотному) даны не физиологические состояния его мозга, а внешний мир — объект.

Различие между материальным и идеальным выражается и в том, что законы мышления не совпадают с законами тех физичес­ких, химических и физиологических процессов, которые происходят в это время и в этой связи в мозгу и которые составляют матери­альную основу сознания. Далее, одни и те же физиологические ме­ханизмы осуществляют не только разные, но и прямо противопо­ложные мысли.

В пределах теории познания мысль, сознание, идеальное про­тивоположны материальному, а за этими пределами их нельзя про­тивопоставлять как абсолютные противоположности. 

Сознание существует не только как нечто принадлежащее дан­ному субъекту, но и в виде форм общественного сознания, зафик­сированных средствами языка. Нельзя отрицать реальности сознания: душа — это особая форма бытия сущего. Такой реальностью является и вся духовная куль­тура общества и внутренний духовный мир каждого человека. Мысль действительна. Но ее действительность идеальна. Для вся­кого другого человека мое сознание существует как реальность, ко­торую он воспринимает через чувственные формы ее обнаружения: поступки, слова, жесты, мимику.

Для понимания души важным является следующее определение идеальности: идеальное есть нечто противоположное материальному, но такое, которое в то же время сохраняет свое совечное единство с ним. Когда мы говорим, что душа имматери­альна, т.е. нечто идеальное, мы имеем в виду ее смысловую сущ­ность во всем составе ее компонентов — сознании, самосознании, чувствах, воли, разума, памяти и т.п., но для понимания сути дела мы допускаем условную аналогию между душой и словом. Можно ли слово мыслить лишь в чистом виде смысла? Смысл слова немыслим вне своей материальной оболочки знака — в виде потоков членораздельных звуков или различного рода начертаний в письменной речи. Нам представляется, что и душа, будучи связанной с деятельностью человеческого мозга, имеет вместе с тем и свое специфическое материальное облачение в тончайшую «ткань» биопо­ля, ауры, что придает ей относительно самостоятельное бытие, на чем издревле строится допущение бессмертия души. Можно, види­мо, мыслить ауру как некое подобие эфира — этого тончайшего вида материи. Идея эфира, возникнув в древние времена, сохраня­ет свой неистребимый характер по сию пору[5].

Сознание — одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания.

Сознание — это выс­шая, свойственная только людям и связанная с речью функ­ция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мыслен­ном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека[6].

Сознание — результат  длительного  развития  человеческого общества. Элементы психической и сознательной деятельности имеются уже у высших, особенно стадных, животных, использую­щих звуковую сигнализацию и жесты для обмена информацией, но настоящее человеческое сознание появляется не как простое продолжение и усложнение психической деятельности этих животных, а вследствие глубоких принципиальных изменений. Основой этих изменений явился труд.

Многообразие информации, которую должны были переда­вать друг другу наши предки, требовало таких знаков, каждый из которых сообщал бы не об одном-единственном предмете или действии, а об объектах различных, но обладающих общими чер­тами и потому требующих одинаковой реакции со стороны чело­века. Знак должен был быть общим для определенного класса объектов и общим для всех участников трудового процесса. Представить себе наглядно то общее, что имеется во всех случаях, когда подбегают, прячутся, ударяют и т. п., совершенно отвлекаясь от многочисленных разли­чий между этими актами, можно лишь очень туманно или вовсе невозможно. Вполне наглядными при таком отражении остаются лишь знаки, посредством которых участники общения передают их друг другу.

Отражение того общего, что есть в целом классе явлений (бег вообще, удар вообще, скала вообще), при отвлечении от различий между явлениями данного класса, отражение зависимостей, свя­зей между явлениями дается в мышлении. Мышление — важ­нейшая особенность человеческого сознания. Звуковая же систе­ма знаков, посредством которой создаются такие отражения и при помощи которой осуществляется общение, называется язы­ком. Таким образом, коллективный труд требовал образования мышления и языка, возникновение и развитие которых неотде­лимы друг от друга.

Всякий раз, когда люди неправильно отражали существующие в объективной дей­ствительности связи, их попытки овладеть ими терпели неудачу. Миллиарды раз повторялись такие попытки, то удачные, то бес­плодные, пока не сформировалось умение отражать события и их взаимосвязи так, как они имеют место в действительности. Наши предки стали овладевать обычными, на каждом шагу встречаю­щимися, повторяющимися связями. Так возникли умозаключения, т. е. выведение из некоторых известных исход­ных посылок определенного нового знания на основе связей, ко­торые называются логическими. С течением времени способность логично умозаключать укоренилась, так как многие поколения на практике убедились, что логические связи соответствуют отно­шениям и взаимодействиям между самими событиями, действия­ми или вещами. Возникла присущая человеческому мышлению логика.

Таким образом, сознание со всеми его атрибутами (ощу­щениями, мышлением, логикой и т. д.), возникшее в процессе чрезвычайно длительного превращения стада животных в челове­ческое общество и порожденное, как и язык, общественной трудовой деятельностью, представляет собой (как и язык) явле­ние специфически общественное[7].

 

 


<hr/>

[1]

[2] http://философу.рф

[3]Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 13.

 

[4] Современный философский словарь / Под ред. д.ф.н., проф.  В.Е. Кемерова, 2006. – с. 491.

 

[5] Спиркин А.Г. Философия. — М.: Гардарики, 2007.- с. 375-383

[6] Современный философский словарь / Под ред. д.ф.н., проф.  В.Е. Кемерова, 2006. – с.  492-493

 

[7]Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура, 2007. – с. 76-81

  1. Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития

Философия – учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.[1]

Мир, существующий независимо от нашей воли и преставлений, называется объективной реальностью. Субъективная реальность – человеческое сознание.[2]

Предмет философии – познание материального и идеального, законов, их существования и развития.

Материя – это объективная реальность данная человеку в ощущениях.

Идеальное – это субъективное отражение в сознании людей объективного мира.

Различие между материальным и идеальным выражается и в том, что законы мышления не совпадают с законами тех физичес­ких, химических и физиологических процессов, которые происходят в это время и в этой связи в мозгу и которые составляют матери­альную основу сознания. Далее, одни и те же физиологические ме­ханизмы осуществляют не только разные, но и прямо противопо­ложные мысли.

Существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления. Один из них: «Что является первоосновой мира: дух или материя, материальное или идеальное?» [3] В зависимости от выбора ответа философия делится на два основных направления (философские партии):

  1. Материализм – философское учение, считающее, что первоосновой мира является объективная реальность (материя).
  2. Идеализм – философское учение, считающее, что материальный мир зависит от мысли. У него есть две разновидности: субъективный идеализм (зависимость мира от мысли человека)  и  объективный идеализм (главное – мысль нечеловеческого разума).

В своем развитии философский материализм прошел ряд существенных этапов от наивного в древности, через метафизический к высшей форме – диалектическому материализму:

1. Наивный материализм. Ему свойственно признание первоматерии как свойства и состояния вещей, сохраняющегося во всех их превращениях. Предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания как состоящие из материальных образований и элементов.

2. Метафизический материализм 17-18вв. В его основе лежит изучение природы. Но все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи. Ему характерно обращение к разуму. Метафизическая позиция определяет отношение человека ко всему сущему и, прежде всего к себе самому, к обществу, цивилизации, культуре и т.п. Метафизический материализм уделял недостаточное внимание опыту и эксперименту, не учитывал реальных свойств предметов.

3. Диалектический материализм. Его возникновению способствовало утверждение капитализма и развитие производства. Его основные идеи: а) предметом философии являются наиболее универсальные всеобщие законы мира; б) философия – духовно-практический способ освоения действительности (появляется термин «практика» – родовая деятельность по Марксу). Марксом и Энгельсом создан метод материалистической диалектики. Основные идея концепции сознания: это свойство материи, имеющее общественную сущность и творческую активность. Основные идеи концепции общественного познания: оно имеет социальную и историческую природы; в процессе познания активную роль играет практика; диалектическое взаимодействие субъекта и объекта; чувственное и рациональное находится в диалектическом единстве; истиной является то, что соответствует действительности.

Философский анализ сознания еще в античные времена привел к открытию парадоксального факта: свойства сознания и материи противоположны.

Проблема отношения сознания к материи в XVII в. (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) рассматривалась главным образом в гносеологическом плане. Суть ее такова. Всем очевидно, что мир состоит из материальных вещей, которые мы можем мыслить или как-то себе представлять. Не менее очевидно и то, что наши идеальные образы вещей или мысли о них должны иметь какое-то сходство, подобие с самими материальными вещами. Иначе ведь процесс познания реальности будет невозможен. То есть между вещью и мыслью о ней должно быть что-тообщее: признаки, свойства. (см. Таблицу 1)

Таблица 1.

Свойства материальных объектов

Свойства идеальных объектов

Даны в ощущениях

Не даны в ощущениях

Пространственно локализованы

Невозможно указать точку в пространстве

Обладают массой, плотностью, зарядом и т.п., т.е. набором физико-химических свойств

Физико-химическими свойствами не обладают

Не обладают свойствами истинности или ложности

Истинность или ложность

Не обладают свойствами абстрактности или конкретности

Абстрактность или конкретность

 

В итоге получается, что у материальных и идеальных объектов нет никаких общих свойств. Именно поэтому материальное и идеальное считаются противоположностями: это — взаимоисключающие начала.

Идеальная природа сознания

Мышление идеально.

Сущность и содержание нашего сознания определяются не клетками коры головного мозга, а внешней по отношению к ним социальной реальностью. Это и есть идеальность,     т.е.   отношение представленности, в котором некий предмет, оставаясь самим собой, тем не менее представляет (символизирует, обозначает) нечто совсем другое, никак не связанное с природой представляющего предмета.

Категория «идеального» фиксирует способность высокоорганизованной материи создавать   параллельные     ряды

взаимодействующих материальных структур, один из которых представляет другой, не имея с ним ни прямого физического контакта, ни какого-либо внешнего сходства. Это свойство — системное. Оно возникает, очевидно, под напором эволюции у самоорганизующихся биологических систем, когда нарастающая и усложняющаяся активность живых организмов порождает потребность в реагировании сразу на множество одновременно действующих раздражителей или стимулов.

Специфика проявления идеального в социальной реальности имеет следующие характеристики:

  • структурная       сложность  и дифференцирован- ность; -
  • способность идеальных объектов к I объективации и материализации;
  • включенность в идеальные коммуникации материальных посредников (язык, речь);
  • над индивидуальный, общественный харак­тер существования;
  • обращенность на самого себя.

Подсознанием обычно понимают присущую только        человекуспособность целенаправленно и       обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме, обеспечивающей возможность как свободной ориентации в окружающей среде, так и ее преобразования в процессе  предметно-практической деятельности.

Роль сознания в социальном бытии человека описывают его основные функции: ориентирующая, познавательная, целеполага- ющая, регулятивная, контролирующая, креативная (созидательная), аксиологическая, прогностическая и др.

Из многочисленных свойств сознания наиболее важными считаются три:

  • идеальность;
  • интенциональность;
  • креативность.

О первом из них много говорилось в ответах на предыдущие вопросы данного раздела. Второе -интенциональность - означает предметность и направленность сознания. Этот термин введен немецким философом Э.Гуссерлем. Он понимал интенциональность как смыслоформирующее отношение сознания к предмету, т.е. буквально акт придания смысла предмету сознания.

Креативность сознания означает его способность создавать нечто новое, не возникающее в материальном мире ' естественным порядком. Таковы в принципе все предметы и явления материальной и духовной культуры.

Способность эта базируется на возможностях абстрактного мышления, умеющего отвлекать от объективной реальности общие свойства и комбинировать их в нужных человеку вариациях. Сознание в буквальном смысле этого словатворит социальный мир. Но в отличие от Бога, творческая активность сознания человека не абсолютно произвольна, а ограничена объективными законами природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Со­знание — субъективный образ объективного мира. Субъек­тивность образа — не произвольное привнесение чего-то от субъ­екта. Будучи отражением действительности, образ не существует и не может существовать вне конкретно-исторической личности со всеми ее индивидуальными особенностями. Он зависит от развития нервной системы и мозга, от состояния организма в целом, от бо­гатства или бедности практического опыта людей, от уровня исто­рического развития знаний человечества[4].

Субъективность обра­за, за исключением случаев патологии, обмана и заблуждений, не является свидетельством слабости человеческого сознания. Имен­но это обеспечивает возможность познания человеком объектив­ного мира. Если бы образ предмета не был субъективным, а был бы его материальным отражением, то никакое познание не было бы возможным.

Идеальность образа состоит лишь в том, что он несводим ни к определенным внешним объектам, ни к материальным физиоло­гическим процессам в мозгу. Последние строят образ, но не явля­ются им. Физиологические процессы головного мозга выступают как носители идеального содержания лишь в том случае, когда их результат соотносится человеком с объектом отражения. Именно отнесенность мозговых процессов к объективному миру и делает эти процессы психическими, идеальными. Идеальное — это данность объекта субъекту. И подавляющее большинство людей осознает вещи, себя, свои мысли, абсолютно не подозревая, что творится в самом мозгу. И это потому, что человеку (да и жи­вотному) даны не физиологические состояния его мозга, а внешний мир — объект.

Различие между материальным и идеальным выражается и в том, что законы мышления не совпадают с законами тех физичес­ких, химических и физиологических процессов, которые происходят в это время и в этой связи в мозгу и которые составляют матери­альную основу сознания. Далее, одни и те же физиологические ме­ханизмы осуществляют не только разные, но и прямо противопо­ложные мысли.

В пределах теории познания мысль, сознание, идеальное про­тивоположны материальному, а за этими пределами их нельзя про­тивопоставлять как абсолютные противоположности. 

Сознание существует не только как нечто принадлежащее дан­ному субъекту, но и в виде форм общественного сознания, зафик­сированных средствами языка. Нельзя отрицать реальности сознания: душа — это особая форма бытия сущего. Такой реальностью является и вся духовная куль­тура общества и внутренний духовный мир каждого человека. Мысль действительна. Но ее действительность идеальна. Для вся­кого другого человека мое сознание существует как реальность, ко­торую он воспринимает через чувственные формы ее обнаружения: поступки, слова, жесты, мимику.

Для понимания души важным является следующее определение идеальности: идеальное есть нечто противоположное материальному, но такое, которое в то же время сохраняет свое совечное единство с ним. Когда мы говорим, что душа имматери­альна, т.е. нечто идеальное, мы имеем в виду ее смысловую сущ­ность во всем составе ее компонентов — сознании, самосознании, чувствах, воли, разума, памяти и т.п., но для понимания сути дела мы допускаем условную аналогию между душой и словом. Можно ли слово мыслить лишь в чистом виде смысла? Смысл слова немыслим вне своей материальной оболочки знака — в виде потоков членораздельных звуков или различного рода начертаний в письменной речи. Нам представляется, что и душа, будучи связанной с деятельностью человеческого мозга, имеет вместе с тем и свое специфическое материальное облачение в тончайшую «ткань» биопо­ля, ауры, что придает ей относительно самостоятельное бытие, на чем издревле строится допущение бессмертия души. Можно, види­мо, мыслить ауру как некое подобие эфира — этого тончайшего вида материи. Идея эфира, возникнув в древние времена, сохраня­ет свой неистребимый характер по сию пору[5].

Сознание — одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания.

Сознание — это выс­шая, свойственная только людям и связанная с речью функ­ция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мыслен­ном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека[6].

Сознание — результат  длительного  развития  человеческого общества. Элементы психической и сознательной деятельности имеются уже у высших, особенно стадных, животных, использую­щих звуковую сигнализацию и жесты для обмена информацией, но настоящее человеческое сознание появляется не как простое продолжение и усложнение психической деятельности этих животных, а вследствие глубоких принципиальных изменений. Основой этих изменений явился труд.

Многообразие информации, которую должны были переда­вать друг другу наши предки, требовало таких знаков, каждый из которых сообщал бы не об одном-единственном предмете или действии, а об объектах различных, но обладающих общими чер­тами и потому требующих одинаковой реакции со стороны чело­века. Знак должен был быть общим для определенного класса объектов и общим для всех участников трудового процесса. Представить себе наглядно то общее, что имеется во всех случаях, когда подбегают, прячутся, ударяют и т. п., совершенно отвлекаясь от многочисленных разли­чий между этими актами, можно лишь очень туманно или вовсе невозможно. Вполне наглядными при таком отражении остаются лишь знаки, посредством которых участники общения передают их друг другу.

Отражение того общего, что есть в целом классе явлений (бег вообще, удар вообще, скала вообще), при отвлечении от различий между явлениями данного класса, отражение зависимостей, свя­зей между явлениями дается в мышлении. Мышление — важ­нейшая особенность человеческого сознания. Звуковая же систе­ма знаков, посредством которой создаются такие отражения и при помощи которой осуществляется общение, называется язы­ком. Таким образом, коллективный труд требовал образования мышления и языка, возникновение и развитие которых неотде­лимы друг от друга.

Всякий раз, когда люди неправильно отражали существующие в объективной дей­ствительности связи, их попытки овладеть ими терпели неудачу. Миллиарды раз повторялись такие попытки, то удачные, то бес­плодные, пока не сформировалось умение отражать события и их взаимосвязи так, как они имеют место в действительности. Наши предки стали овладевать обычными, на каждом шагу встречаю­щимися, повторяющимися связями. Так возникли умозаключения, т. е. выведение из некоторых известных исход­ных посылок определенного нового знания на основе связей, ко­торые называются логическими. С течением времени способность логично умозаключать укоренилась, так как многие поколения на практике убедились, что логические связи соответствуют отно­шениям и взаимодействиям между самими событиями, действия­ми или вещами. Возникла присущая человеческому мышлению логика.

Таким образом, сознание со всеми его атрибутами (ощу­щениями, мышлением, логикой и т. д.), возникшее в процессе чрезвычайно длительного превращения стада животных в челове­ческое общество и порожденное, как и язык, общественной трудовой деятельностью, представляет собой (как и язык) явле­ние специфически общественное[7].

 

 


<hr/>

[1]

[2] http://философу.рф

[3]Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 13.

 

[4] Современный философский словарь / Под ред. д.ф.н., проф.  В.Е. Кемерова, 2006. – с. 491.

 

[5] Спиркин А.Г. Философия. — М.: Гардарики, 2007.- с. 375-383

[6] Современный философский словарь / Под ред. д.ф.н., проф.  В.Е. Кемерова, 2006. – с.  492-493

 

[7] Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура, 2007. – с. 76-81

 

 

06.10.13
0 ответов
Вопрос закрыт

Елизавета

Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Учеба и наука > Философия
Решено
Ниже.
5 ответов
14.12.16
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store