Помогите пожалуйста! Нужны литературные направления... - вопрос №864201

Помогите пожалуйста! Нужны литературные направления и течения 20 века в германии. и время, в которые они были. зарубежная литература

Лучший ответ по мнению автора

XX век вошел в историю культуры как век эксперимента, который потом становился нормой. Появляются манифесты, посягавшие на вековые традиции и незыблемые каноны. Подвергается критике обязательность подражания прекрасному (Аристотель «Поэтика», Лессинг «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии»). Художник XX в. подражает отвратительному, что в древности запрещалось под страхом наказания. Отправной точкой эстетики стало безобразное, отказ от гармонических пропорций нарушает облик искусства, акцент сделан на деформации и геометрических фигурах.

Термин «модернизм» (фр. modernisme, от modern – «новейший», modo – «только что») появился в конце XIX в. и закрепился за нереалистическими явлениями в искусстве.

Модернизм – это и творческий метод, и эстетическая система литературной деятельности ряда школ. Модернизм – пестрое по составу, политическим устремлениям и манифестам литературное движение, включающее множество различных школ, группировок. При всем разнообразии эстетических платформ и формальных установок для модернистов характерны следующие признаки. Это искусство для посвященных, «избранных». Провозглашая «искусство для искусства», модернисты отвергают реализм, народность, идейность, художественные традиции. Объективный мир или болезненно искажен, или вовсе исчезает, взамен него – субъективные ассоциации. Модернисты утверждают, что их творчество не служит никаким политическим целям. Их объединяет пессимистическое мировоззрение, установка на субъективизм, деформацию, стремление художника не отражать объективную реальность, а самовыражать себя. Философские истоки модернизма можно отыскать в трудах Ф. Ницше, З. Фрейда, А. Бергсона, У. Джеймса.

Идеи модернизма в творчестве отдельных художников и школ, в каждом конкретном произведении получают различную интерпретацию. Модернизм может быть определяющим в творчестве писателя (Д. Джойс, Ф. Кафка) или может быть одним из приемов, имеющим существенное влияние на стиль художника (М. Пруст, В. Вульф).

Модернизм помог обратить внимание на уникальность внутреннего мира человека. Пикассо говорил, что художник не менее важен, чем то, что он изображает. Он любил повторять, что знает как выглядят яблоки, и на картине Сезанна его интересует нечто другое.

Марксистское, а затем и советское литературоведение уже с конца XIX в. заняло негативную позицию по отношению к модернизму. Оно видело в нем проявление кризиса и распада буржуазной культуры.

Модернизм, охвативший Европу в начале XX века, имел национальные разновидности: французский и чешский сюрреализм, итальянский и русский футуризм, немецкий экспрессионизм, английский имажизм и школа «потока сознания», американский и итальянский герметизм, шведский примитивизм.

Дадаизм (от фр. dada – «детский лепет без смысла») – непосредственный предшественник сюрреализма. В 1916 г. группа поэтов-дадаистов образовали клуб-кабаре «Клуб Вальтера». Вдохновитель школы дадаистов – румын, обосновавшийся в Париже, Тристан Тзара – поэт, литературовед, философ. Он случайно во французском словаре Руссо обнаружил слово «да-да», которое в некоторых областях Италии обозначает «мать», в русском и румынском двойное подтверждение, у негритянских племен – корову.

Дадаисты декларировали абсурд и атмосферу скандала, дезертирство, выражая тем самым протест против первой мировой войны. Стремились вывести публику из самодовольной успокоенности. Эстетической формой их протеста стало алогичное и иррациональное искусство, часто бессмысленные наборы слов и звуков, составленные методом коллажа. Главная задача искусства, по дадаизму, простота и выражение незамутненного сознания художника.
«Эссе о положении в поэзии» (1931): «Всякое пpоизводное отвpащения, способное стать отpицанием семьи, есть Дада; пpотест с полным употpеблением кулаков pади pазpушительного дела — Дада; познание всех сpедств, до сих поp отвеpгавшихся скpомнолицым сексом pади комфоpтабельных компpомиссов и хоpоших манеp, — Дада; отмена логики, этой пляски импотентов, неспособных твоpить, — Дада; отмена всякой социальной иеpаpхии и pавенство, пpовозглашенное во имя ценностей наших слуг, — Дада; каждая вещь и все вещи в целом, чувства, неизвестности, видения, несомненное столкновение паpаллельных линий есть оpудие боpьбы и — Дада; отмена памяти — Дада; отмена аpхеологии — Дада; устpанение пpоpоков — Дада; отмена будущего — Дада; полная и безоглядная веpа в любого бога, являющегося непосpедственным поpождением спонтанности, — Дада».
что за дорога разделяет нас,

я вдоль неё тянусь рукою мысли,

на кончиках ногтей начертаны цветы,

и цель пути цветок

и вы идете вместе он и ты.


• Любое произведение искусства, которое может быть понято является продуктом журналистики.
• Остальное, названное литературой, является досье человеческой имбецильности для руководства будущим профессорам.

Смысл поэзии дадаистов отражают слова Т. Тзара: «^ Я пишу манифест, и я ничего не хочу, я говорю между тем кое-что, и я в принципе против манифестов, как я против принципов». В этих словах – отрицание, которое найдет свое дальнейшее развитие во французском сюрреализме и немецком экспрессионизме.

Сюрреализм (от фр. surre’alite’ – «сверхреальность») сложился во Франции. Его программа изложена в «Манифесте сюрреализма», написанным А. Бретоном и Л. Арагоном в 1924 г. «Манифест сюрреализма» отдавал должное открытиям Фрейда в области человеческой психики и обращал внимание на грезы, как на важную сторону психической активности. Само слово «сюрреализм» впервые употреблено Г. Аполлинером в предисловии к своей драме «Груди Тирезия», где автор просил извинение за придуманный им неологизм. Он ему понадобился, чтобы обновить театр, вернуть его к самой природе, не повторяя ее: «Когда человек решил подражать ходьбе, он создал колесо – предмет, несхожий с ногой. Это был бессознательный сюрреализм».

Сюрреалисты пытались выйти из бессмысленности дадаистов и творить. Главное, что хотели сделать сюрреалисты – обнаружить в поэзии ее собственные внутренние свойства. Поэзия испугалась жизни и стала заниматься сама собой.

Слагаемые сюрреалистического образа – это деформация, сочетание несочетаемого, свободная ассоциативность.

^ Принципы сюрреализма.

— поэзия не изображает ничего, она заново творит;

— толчком для поэта служит душевный порыв, а не конкретное понятие, поступок;

— для поэта всегда существует только настоящее, вечное время – всегда;

— лирическая вселенная сроится без опоры на конкретном эпизоде;

— предмет поэзии сюрреалистов – вечное универсальное чувство;

— условное космическое пространство;

— особенностью поэтов-сюрреалистов является то, что они часто снимают индивидуальные покровы;

— очень часто поэтика сюрреалистов вступает в спор с реальным здравым смыслом;

— поэты-сюрреалисты хотят поднять слово над смыслом, лишают его всякого социального смысла.

Стихотворение «Из сказки» чешского поэта Витезслава Незвала – передает ирреальное впечатление на основе обычных реалий, соединенных вопреки логике и смыслу, но по закону фантазии:
^ Кто-то на старом рояле

Фальшью терзает слух.

А я в стеклянном замке

Бью огнекрылых мух.
Алебастровая ручка

не обнимала.

Стареет принцесса,

Старухой стала…
Глухо тоскует рояль:

Жаль ее, жаль…

А сердце мое сонно поет:

Было-нету,

Было-нету,

Бим-

Бам.

Незадолго до первой мировой войны в Германии и Австрии сначала в живописи, а затем и в литературе сложилось течение экспрессионизма (от фр. expression – «выражение»). Слово «экспрессионизм» вошло в обиход в 1911г. с легкой руки философа Вильгельма Воррингера, который назвал французских художников Маттиса, Сезанна, Ван-Гога синтетистами и экспрессионистами. С 1912-13 гг. термин стал использоваться и в других видах искусств.

Оно имело антиимпериалистическую направленность, выступало против «механизации» и «обездушивания» жизни. Часть экспрессионистов была за революцию и против классовой борьбы, революция воспринималась как условный символ нравственного усовершенствования. Характерна ярко выраженная антивоенная позиция:

^ Груды искромсанных тел.

Тлеют и корчатся трупы.

Мозг вытекает струей

Из проломленных лбов.

Остекленели глаза.

Воздух отравлен запахом бойни.
О, если бы видеть могли вы

Своих сыновей, немецкие матери,

Матери Франции!

Лежат вперемешку

Разбухшие трупы бывших врагов,

Касаясь друг друга руками беспалыми,

В зловещем объятии!
Я вижу их, вижу. Но кто же я сам?

Зверь ли? Пес мясника?

Я вижу их, вижу:

Опозоренных…

Мертвых…

(Эрнст Толлер «Трупы в лесу»).

Основа экспрессионизма – деформированное изображение действительности ради особой выразительности в передаче духовного мира художника. Провозгласив тезис о приоритете самого художника, а не действительности, экспрессионизм сделал акцент на выражении души художника, его внутреннего «я». В творчестве экспрессионистов постоянно ощущается чувство страха и бессилия перед хаосом событий. Формы внешнего мира рассматриваются художником-экспрессионистом только как средство для выражения своих переживаний. В поисках максимальной выразительности и динамичности образа экспрессионисты отказывались от упорядоченного синтаксиса и логических связей, превращали язык в хаос отдельных слов и восклицаний. К 30-м гг. экспрессионизм в литературе перестал существовать как течение, но сохранил свое влияние в музыке в последующие десятилетия.

^ Формальные признаки экспрессионизма:

— тяготение к абстракциям, заменившим конкретные понятия, идеи и моральные принципы;

— обобщенные символы и собирательные образы. Стихотворения при этом становятся трудно переводимыми.

^ Руки-серпы сметайте улицы-ущелья ввысь!

Голова-чертополох шипит туча-губка… Месяц-дыра –

Как качается человек человек: о безбрежно!

Женщина поворачивает на свету растерзанное чрево.

(Бехер из сборника «Песнь против современности» 1918г.).

Кубизм прежде всего связан с живописью, с деятельностью французских художников. В литературоведении употребляется с 1908 г. Французский поэт Анре Сальмон провозглашает кубизм совершенно новым искусством, призванным спасти мир. Кубизм выражает чаяния страдающего художника (в широком смысле).

Кубисты сочли, что в живописи нужно произвести коперниковский переворот: разбить традиционные представления о цвете, форме, представить мир в геометрических формах. Аналогией кубизма в литературе является футуризм (от англ. «футуро» — «будущее»). Направление возникает во Франции и Италии.

Футуристы выступали против искусства прошлого, традиции. Пытаются отыскать и ввести в практику новые формы для изображения нового мира: «Обычный опыт должен быть дополнен сущностью века». Для кубистов и футуристов целью искусства оказывается не познание и отображение мира, а создание новой реальности.

Абстракционизм – наиболее крайняя, радикальная школа в искусстве модернизма. Основной принцип – отрицание изобразительности, которая является основой всякого искусства. Абстракционизм устремлен к разрушению реального, зрительного образа и соответствует этому образу эстетики.

«Новая вещественность» или «мнимый реализм» (1918-1939).

Основа – появившийся интерес к реальности, однако вместо истинной реальности имеется в виду, тот или иной, суррогат.

Используя принцип реализма, стремились закрепить хаос жизни с помощью стабильных форм. В литературе это направление проявилось в романе Д.Джойса «Улисс». Джойс создал роман, где каждая вещь является способом выразить весь мир. Джойс: «Я хочу выразить все во всем».
б) Особенности развития реализма в XX веке.

Реализм XX в., наследуя традиции прошлого (аналитизм, интерес к социальной сфере) отличается по палитре приемов от реализма XIX в.

Реализм XX в. имеет дело с принципиально иной социальной действительностью. Это войны и диктаторские перевороты, социальные и национально-освободительные революции. Реализм XX в. имеет дело с иным уровнем научного осмысления мира и человека, учитывает психоанализ Фрейда и его последователей, философию экзистенциализма, разочарование в просветительском гуманизме (человек уже не мера всех вещей).

Все это не могло не влиять на реалистический тип художественного мышления, не могло не менять прежние стандарты и соотношение описательности, подражательности и вымысла, индивидуализации и типизации, критерии правды жизни. Реализм XX в. отказался от копирования и зеркального повторения действительности, стал широко внедрять приемы опосредованного познания мира. На смену традиционной описательности пришли:

— аналитическое исследование (Т. Манн «Доктор Фаустус», «Волшебная гора»),

— ирония и подтекст (Э. Хемингуэй),

— гротеск, фантастическое и условное моделирование (М. Булгаков).

Реализм продуктивно использует модернистские приемы – «поток сознания», деформацию, суггестию и др. ранее недоступные приемы. Философия входит в литературу в новом качестве, как прием, глубоко проникая в ткань художественного произведения. Продуктивно развивается жанр притчи (Кафка, Камю, Экзюпери).

Меняется герой, человек предстает более усложненным, нередко непредсказуемым в своих поступках (Фолкнер, Пиранделло). Литература стремится проникнуть в сферу иррационального, в подсознание, исследует бессознательное и сферу инстинктов, по-новому трактует биологическое в человеке (Лоуренс, О’ Нил). Автор престает быть всевидящим и всеведущим демиургом, но не утрачивает своего первостепенного значения.

Меняется жанровая палитра романа в результате диффузии жанровых разновидностей: научно-фантастического, политического, детективного, семейного, авантюрного и т.д. Поворот от социума к личности, от типического к индивидуальному повлиял на жанр эпопеи и определил ее интерес к субъекту. В литературе XX в. широко используется термин «субъективная эпопея» в тех случаях, когда речь идет о романах, где в центре сюжетных линий и проблем находится индивидуальное сознание (термин «субъективная эпопея» впервые употребил Луначарский применительно к роману М. Пруста).

Внимание к коренным проблемам бытия, приоритет общечеловеческих ценностей в реализме XX в. продолжают линию, заявленную в творчестве Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Франца, Б. Шоу. Продолжает существовать тенденция классического реализма, следующая канонам выработанным в прошлом веке — гуманизму и оптимистическому взгляду на историю и человека (Д. Голсуорси, С. Моэм, Г. Гауптман, С. Лагерлеф).

В XX в. сосуществуют 2 формы отражения действительности:

Условно-метафорические, фантастические формы;

Описательные, повторяющие мир зеркально.

Их не следует противопоставлять, т.к. на практике они нередко соседствуют. Жизнестойкость реализма в XX в. доказывается наличием в нем специфических ответвлений.

^ Социалистический реализм – художественный метод, возникший на волне революции 1917 г. Творческая основа – марксизм. В основе идеологии метода заложены тезисы об изображении действительности в ее революционном развитии, и о человеке, который формирует окружающие исторические обстоятельства.

^ Магический реализм – метод, сложившийся во 2-й половине XX в. Он объединяет латиноамериканский миф с современной техникой письма, в основе который заложены принципы реализма.

Реализм – живой, развивающийся метод. Реализм постоянно обогащается новыми формами, приемами, образами.

в) Литературный экзистенциализм.

Экзистенциализм необычно распространился благодаря французским писателям. Они перевели философские понятия на доступный всем язык художественной литературы. А. Камю писал: «Хотите философствовать – пишите романы».

Французский «литературный экзистенциализм» показывает, что экзистенциализм не столько система понятий, сколько выражение определенного настроения в мире, где «все дозволено» («Если Бога нет, то все дозволено» Ф.М. Достоевский «Записки из подполья»), и выбор соответствующего поведения.
г) Постмодернизм.

Постмодернизм (от англ. Postmodernism – буквально: то, что приходит после модернизма) – многозначный и подвижный в зависимости от исторического, социального и национального контекста комплекс философских, научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений.

Зарождение постмодернизма датируется концом второй мировой войны, и начиная с начала 1980-х гг. осознается как общеэстетический феномен западной культуры.

Первоначально постмодернизм опирался на теорию и практику постструктурализма и деконструктивизма. Первые либеральные критики постмодернизма (Лиотар, Хассан, Джеймсон, Батлер и др.) пытались через эмоциональные представления выявить мировоззренческий комплекс художественного произведения.

Основными понятиями направления являются «мир как хаос», «мир как текст», «сознание как текст», интертекстуальность, дискретность, авторская маска, «кризис вторитетов», метарассказ, фрагментарность повествования.

Зародившись в русле постструктивизма, постмодернизм существенно расширил сферу применения. Постструктивизм ограничивается узкой сферой философско-литературных интересов. Постмодернизм претендует на выражение общей теории современного искусства вообще и специфического постмодернистского менталитета. Постмодернизм понимается как выражение духа времени во всех сферах человеческой деятельности: искусстве, философии, науке, экономике, политике.

Важным признаком постмодернистского мышления является феномен «поэтического мышления». Постмодернистские романы Фаулза, Дж. Барта, Х. Кортасара включают в себя не только описание событий и действующих лиц, но и пространные рассуждения о самом написании данного произведения. Введение в художественную ткань произведения теоретических блоков объясняется невозможностью в «новых условиях» писать «по-старому», т.е. в традиционной реалистической манере. Этот симбиоз художественного вымысла и литературоведческого теоретизирования продиктован необходимостью объяснения читателю непривычной формы повествования.

Металитературность – один из ключевых признаков постмодернизма. Постмодернизм склонен к цитированию и самоцитированию, иногда оперируя целыми блоками семантических цитат. Представитель «нового романа» А. Роб-Грийе называл постмодернистскую прозу «цитатной литературой». Причем в постмодернистском коллаже не происходит взаимовлияния, переплетения, синтезирования материала. Он переоценивается, как бы высвечивается со всех сторон для полной апробации.

Термин постмодернизм подчеркивает кризисный характер постмодернистского сознания. Этот кризис уходит корнями в рубеж 19-20 вв., когда был подорван авторитет позитивистского научного знания. Постмодернизм сознательно отвергает всякие правила и ограничения, выработанные предшествующей литературной традицией. Искусство постмодернизм рассматривает как своеобразный художественный код, т.е. свод правил организации текста художественного произведения. Постмодернистская критика исследует различные способы повествовательной техники, призванной создать фрагментированный дискурс (фрагментарность повествования).

Постмодернизм обобщает опыт авангардистской литературы XX века и носит ярко антиреалистический характер. Умберто Эко считает неизбежным появление феномена постмодернизма. При любой смене культурных эпох происходит слом одной культурной парадигмы и возникновения на ее обломках другой. Так, например, особенно плодотворно в постмодернизме используются те формы и жанры, которые считались давно «отработанными» во времена преобладания реализма: готика, барокко, меннипеи, т.е. искусство переходных эпох. У. Эко подчеркивает, что нечто близкое постмодернистским настроениям можно наблюдать в разные переходные эпохи.

М. Брэбрери в 1979 г. писал: «Модернизм стал понятием историческим… Похоже, что мы вступили в новый период экспериментаторства, и реализм в романе после периода возрождения подвергается серьезному пересмотру. Начался новый эстетический период, и нам выдан удобный флаг, под которым можно пускаться в плавание. На этом флаге значится «Постмодернизм»».

В отличие от реализма постмодернизм даже не претендует на создание модели мира, т.к. постмодернисты выражают неуверенность в иерархии и содержании жизненных ценностей. Поэтому у писателя постмодерниста нет претензий на роль автора-демиурга, на логически развивающееся действие, на единство и связность хронотопа, на стабильность и психологическую однозначность героев. Постмодернистский текст вариативен, фрагментарен, многозначен. Ключевыми образами-знаками постмодернистской литературы становятся полисемантичные образы-символы: карнавал, лабиринт, сумасшедший дом.

В отличие от модернизма как трагичного искусства отчужденной индивидуума, постмодернизм это искусство трагикомическое, фарсовое, не только ироническое и пародийное, но и самоироническое и самопародийное. Радикальная ирония становится основой творческого подхода постмодернизма.

Постмодернизм нельзя рассматривать как некое синтезирующее искусство, как окончательный вариант современности, в нем превалирует ощущение исчерпанности старого и непредсказуемости нового, контуры которого неясны и не обещают ничего прочного и ясного. Это делает постмодернизм очень ярким выразителем «духа времени» конца XX столетия на стыке веков и тысячелетий.

24.12.13
Лучший ответ по мнению автора

Илья

Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Учеба и наука > Литература
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store