от 50 p.
помогу разобраться в житейских проблемах. могу помочь в написании сочинений, по русскому, татарскому языках
Всего эксперт дал 19 ответов, Рейтинг: +19 (3 лучших ответа, 4 голоса - За, 0 голоса - Против).
Ответ эксперта
За минувшее десятилетие законодательство в области образования неоднократно обновлялось – в первую очередь путем внесения изменений в Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон РФ «Об образовании») и Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее – Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). Эти меры позволяли решать отдельные вопросы, касающиеся функционирования системы образования, но в итоге привели к неустойчивости федеральных законодательных норм, их дублированию, порождая в некоторых случаях противоречия.   
Таким образом, законодательство, регулирующее сферу образования, нуждалось в систематизации и модернизации. Эта задача могла быть решена путем принятия нового нормативного правового акта, в связи с чем в 2010 г. и была начата его разработка. Поскольку новый закон об образовании затрагивает интересы всех жителей Российской Федерации, его предварительный текст был размещен для обсуждения в сети Интернет на сайте www.zakonoproekt2010.ru. За 15 месяцев – с 1 декабря 2010 г. по 1 февраля 2011 г. – на сайт поступило почти 11000 замечаний и предложений. По результатам их рассмотрения Президенту РФ был представлен доклад с рекомендациями по доработке законопроекта. Текст новой версии закона был рассмотрен в 2011 г. на традиционных августовских педагогических совещаниях работников образования. Кроме того, были организованы общественные консультации на сайте www.edu.crowdexpert.ru.   
После того, как законопроект был внесен Правительством РФ на рассмотрение в Государственную Думу, общественная дискуссия продолжилась, но если раньше обсуждались концепция и структура нового закона, то теперь предложения касались в основном внесения поправок в существующий текст.   
Одновременно в Государственную Думу депутатами КПРФ был внесен конкурирующий законопроект “О народном образовании”. Он был рассмотрен, но отвергнут депутатами в первом чтении как не учитывающий результатов модернизации образования, а также возможностей бюджетов бюджетной системы РФ.   
17 октября 2012 г. проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» был принят Государственной Думой в первом чтении. После этого в рамках работы ответственного комитета Государственной Думы были сформированы три рабочие группы по его доработке. Количество рассмотренных группами замечаний и предложений исчислялось тысячами. Были проведены парламентские слушания, на которых выступали представители регионов, профессиональных и других организаций. Общественная палата РФ провела общественную экспертизу нового закона.   
В течение декабря 2012 г. проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» был принят Государственной Думой во втором и третьем чтениях (18 и 21 декабря), одобрен Советом Федерации (26 декабря) и подписан Президентом РФ (29 декабря). В настоящее время Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») является базовым нормативным актом, устанавливающим правовые основы функционирования системы образования*. В связи с его принятием прекращают свое действие более 100 нормативных актов РСФСР и РФ, в т. ч. Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Для того чтобы привести в соответствие с ним существующие нормативные акты, Государственная Дума разрабатывает закон, который внесет изменения в более чем 100 федеральных законов. 

Со дня вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования, будут применяться постольку, поскольку они не противоречат ему или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам РФ. Изданные до дня вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, которые в соответствии с ним могут регулироваться только федеральными законами, действуют до дня вступления в силу соответствующих федеральных законов. Меняется также и концепция высшего образования: если в Законе РФ «Об образовании» употреблялся термин «высшее профессиональное образование», то в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» – просто «высшее образование». В систему высшего образования теперь входят не только бакалавриат, специалитет и магистратура, но и послевузовское профессиональное образование – подготовка кадров высшей квалификации. 

Дополнительное образование в Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации” регулируется исходя из концепции образования в течение всей жизни и включает в себя три подвида: 
  • дополнительное образование детей; 
  • дополнительное образование взрослых; 
  • дополнительное профессиональное образование. 
Таким образом, закон предполагает, что взрослые могут обучаться не только в рамках повышения своей квалификации, но и в рамках образовательных программ, интересных с точки зрения личностного роста и развития. 

Ниже представлена таблица, в которой отмечены основные отличия старого и нового закона об образовании.                  

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании”

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”

Управление системой образования

Отсутствуют положения, обязывающие Правительство РФ представлять Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования

Согласно ч. 2 ст. 3 Правительство РФ ежегодно представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и публикует его на своем официальном сайте в сети “Интернет”

В феврале 2012 г. в ст. 5 был введен п. 3.1, в соответствии с которым государство должно оказывать гражданам содействие в получении дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ

Принцип равного доступа государственных и частных образовательных организаций к финансированию за счет средств бюджета использован как базовый при подготовке текста закона. В частности, согласно п. 6 ч. 1 ст. 8 к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий и т. д.

Отсутствуют положения, регулирующие инновационную и экспериментальную деятельность в сфере образования

Ст. 20 посвящена вопросам инновационной и экспериментальной деятельности в сфере образования. В частности, согласно ч. 2 данной статьи экспериментальная деятельность в образовании направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством РФ

Последовательно проводится принцип светскости в образовании

Ст. 87 посвящена особенностям изучения основ духовно-нравственной культуры народов РФ и получения теологического и религиозного образования. Согласно ч. 3 данной статьи примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов РФ, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям данной организации

Организация образовательного процесса

Отсутствуют положения, детально регламентирующие разработку и утверждение примерных образовательных программ

Согласно ст. 12 примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ч. 9) и включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой (ч. 10). Порядок разработки таких программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ч. 11)

Отсутствуют положения, регулирующие использование сетевой формы реализации образовательных программ, технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Ст. 15 посвящена использованию сетевой формы реализации образовательных программ, ст. 16 – вопросам реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Отсутствуют положения, регулирующие проведение независимой оценки качества образования

Закон регламентирует функционирование независимых институтов оценки качества образования (общественная, профессионально-общественная аккредитация, образовательные и профессиональные стандарты). Ст. 95 посвящена проведению независимой оценки качества образования

Отсутствуют положения, детально регламентирующие обеспечение образовательного процесса учебниками и учебными пособиями

Ст. 18 регламентирует использование в образовательном процессе печатных и электронных ресурсов, формирование библиотечных фондов, отбор организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий

Отсутствуют положения, детально регламентирующие возникновение, изменение и прекращение образовательных отношений

Гл. 6. регламентирует возникновение, изменение и прекращение образовательных отношений. В частности, в ст. 54 данной главы установлены требованиям к договору об образовании, в т. ч. введен запрет увеличения стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, в ст. 58 подробно рассматриваются вопросы проведения промежуточной аттестации обучающихся, а в ст. 59 – вопросы проведения итоговой аттестации обучающихся

Правовой статус образовательных учреждений и организаций

В законе говорится об образовательных учреждениях и образовательных организациях. Согласно п. 1 ст. 12 образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Понятие образовательной организации не раскрывается

В законе говорится об образовательных организациях и организациях, осуществляющих обучение. Согласно п. 18 ст. 2образовательная организация – это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Согласно п. 19 ст. 2 организация, осуществляющая обучение, – это юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности

Нормы закона о внутренней структуре образовательного учреждения не имеют регулятивного значения

Нормы ст. 27 устанавливают требования к формированию структуры образовательной организации

Нормы закона о локальных актах образовательного учреждения не имеют регулятивного значения

Нормы ст. 30 устанавливают требования к содержанию и порядку принятия локальных актов образовательной организации. В частности, согласно ч. 3 данной статьи при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, должно учитываться мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников

В законе содержатся отдельные положения об органах самоуправления образовательного учреждения. Так, в п. 2 ст. 35 говорится о том, что формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения

Ст. 26 подробно регламентирует создание в образовательной организации органов управления: единоличных (руководитель) и коллегиальных (общее собрание (конференция) работников, педагогический совет, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и др.). Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция таких органов устанавливаются уставом образовательной организации (ч. 5). В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления организацией и при принятии организацией локальных нормативных актов в организации могут создаваться советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы, а также действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников (ч. 6)

Закон содержит положение, согласно которому ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением (п. 5 ст. 4)

Закон содержит положение, согласно которому принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (ч. 11 ст. 22), а также положение, согласно которому принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения (ч. 12 ст. 22)

Правовой статус обучающихся и их родителей (законных представителей)

Правам обучающихся посвящены отдельные положения закона

В ст. 34 детально прописаны права и гарантии для обучающихся, указаны меры их социальной поддержки и стимулирования

Ответственности и обязанностям обучающихся посвящены отдельные положения закона

В ст. 43 детально прописаны ответственность и обязанности обучающихся. В частности, согласно п. 1 ч. 1 данной статьи обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в т. ч. посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, а также выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы

Отсутствуют положения, детально регламентирующие получение образования лицами особых категорий

Ст. 77. регламентирует получение образования лицами, проявившими выдающиеся способности, ст. 78. – получение образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях, ст. 79 – получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Отсутствуют положения, регулирующие оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ

Ст. 42 посвящена вопросам оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в т. ч. несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления

Не закреплено право родителей (законных представителей) обучающихся получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся

Согласно п. 6 ч. 3 ст. 44 обучающихся родители (законные представители) обучающихся имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся

Не предусматривается создание комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

Ст. 45 установлен порядок создания комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в т. ч. в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Согласно ч. 3 данной статьи такая комиссия создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и работников организации

Правовой статус педагогических работников

Отсутствуют положения, раскрывающие академические права, свободы, ответственность и обязанностипедагогических работников

В ст. 47 подробно прописаны академические права и свободы педагогических работников, а в ст. 48 – их ответственность и обязанности

В законе нет положения, устанавливающего обязанность педагогических работников соблюдать этические нормы

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 48 педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики

Закон не устанавливает гарантии уровня заработной платы педагогических работников

В закон включена фактическая гарантия уровня заработной платы педагогических работников – в привязке к средней зарплате по экономике субъекта РФ. Так, согласно ч. 3 ст. 99 расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в субъекте РФ, на территории которого расположены данные общеобразовательные организации

Отсутствуют положения, регулирующие рабочее время педагогических работников

Согласно ч. 5 ст. 47 педагогические работники имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, а согласно ч. 6 той же статьи в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации

Особенности дошкольного образования

Дошкольное образование финансируется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов

Дошкольное образование финансируется по аналогии со школьным – органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и органами государственной власти субъектов РФ

Согласно п. 2 ст. 52.1 размер родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20% затрат на содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в соответствующем учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, – 10% указанных затрат

Согласно ч. 2 ст. 65 за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей). При этом в соответствии с ч. 5 этой же статьи родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов РФ, но не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, на первого ребенка, не менее 50% – на второго ребенка и не менее 70% – на третьего ребенка и последующих детей

Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными требованиями

Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами, но не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся

Особенности школьного образования

Закон предусматривает наличие лицеев и гимназий

В законе нет упоминания о лицеях и гимназиях, но говорится о том, что образовательные организации вправе реализовывать программы повышенного уровня, которые могут финансироваться в повышенном объеме (повышенный объем финансирования в данном случае будет связан не со статусом субъекта, а с полученным заданием)

Организация общего образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и органов государственной власти субъектов РФ

Согласно ч. 2 ст. 6 федеральные государственные органы вправе обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования

Закон не предусматривает проведение отбора обучающихся при приеме в образовательное учреждение для получения основного общего и среднего общего образования

Согласно ч. 5 ст. 67 при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается индивидуальный отбор в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта РФ

Особенности дополнительного и профессионального образования

Организация дополнительного образования детей относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов

Организация дополнительного образования детей относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и органов государственной власти субъектов РФ

Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов не является общедоступным

Согласно ч. 4 ст. 68 прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов является общедоступным. Вступительные испытания могут проводиться при приеме на обучение по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств

Предусматривается проведение аккредитации программ дополнительного профессионального образования

Не предусматривается проведение аккредитации программ дополнительного профессионального образования

Сроки вступления нового закона об образовании в силу 
Основная часть норм Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” вступает в силу с 1 сентября 2013 г. Исключение составляют положения, регулирующие изменения финансирования, которые вступают в силу с 1 января 2014 г. (т. е. с первого года, в котором реально составить бюджет с учетом нового закона), а также ч. 6 ст. 108, касающаяся переименования образовательных организаций, которая вступила в силу со дня официального опубликования закона. 

Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” за исключением отдельных положений вступит в силу с 1 сентября 2013 г. 

Согласно ч. 13 ст. 108 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” до 1 января 2014 г.: 

1) органы государственной власти субъекта РФ в сфере образования осуществляют: 

а) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных организациях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных организаций, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых за счет средств местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ; 

б) финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим основным общеобразовательным программам частных общеобразовательных организациях в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных организаций субъектов РФ и муниципальных образовательных организаций; 

2) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в рамках решения вопросов местного значения в сфере образования осуществляют: 

а) организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, указанных в п. 1 ч. 13 ст. 108 закона и отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 

б) финансовое обеспечение получения детьми дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных организаций. 

Согласно ч. 5 ст. 108 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с указанным законом не позднее 1 января 2016 г. с учетом следующего:   
1) специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации; 
2) образовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образования должны переименоваться в профессиональные образовательные организации; 
3) образовательные учреждения высшего профессионального образования должны переименоваться в образовательные организации высшего образования; 
4) образовательные учреждения дополнительного образования детей должны переименоваться в организациидополнительного образования
5) образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов должны переименоваться в организации дополнительного профессионального образования; 
6) специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы, должны переименоваться в общеобразовательные организации со специальным наименованием “специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением”; 
7) специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального образования, должны переименоваться в профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением». 

Согласно ч. 6 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при переименовании образовательных организаций их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы. Соответственно государственные и муниципальные образовательные учреждения должны, как и ранее, указывать в своем наименовании форму «учреждение». 

Таким образом, на переименование учреждений и внесение изменений в уставы дается достаточно много времени. Иными словами, принятие закона не означает, что учреждения должны экстренно осуществлять какие-либо действия и нести незапланированные расходы: уставы меняются достаточно регулярно по массе различных причин, и в случае, если такая необходимость возникнет в течение ближайших трех лет, одновременно можно будет внести в них изменения и в связи с новым законом. Если же к моменту окончания 2015 г. устав все еще сохранится в неизменном с 2012 г. виде, то придется предпринять специальные действия по его корректировке.   
Принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не потребует прохождения повторного лицензирования. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут осуществлять образовательную деятельность на основании лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации (за исключением имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ), выданных им до дня вступления в силу данного закона. Вместе с тем, ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации должны быть переоформлены до 1 января 2016 г. Срок также довольно длительный, что позволит большому числу учреждений избежать дополнительных затрат.  
Несмотря на то, что организационные мероприятия в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по возможности сведены к минимуму, для ряда учреждений потребуется достаточно срочная коррекция системы заработной платы работников.   
Согласно ч. 11 ст. 108 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” со дня вступления в силу закона в оклады (должностные оклады) по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования включаются размеры надбавок за ученые степени и по должностям, которые действовали до дня вступления в силу закона с учетом требуемых по соответствующим должностям ученых степеней. В установленные на день вступления в силу закона оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 г. Соответствующие изменения необходимо внести в положение об оплате труда, согласовав документ с первичной профсоюзной организацией, а также в трудовые договоры работников, предупредив их об этом за два месяца. 

Нормативные документы 
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 
Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ред. от 03.12.2011) 
Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании” (ред. от 12.11.2012) 
19.09.13
Ответ эксперта
 Социальные институты – 1) исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями, и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества (семья, производство, государство, образование, религия); 2) совокупность общественных обычаев, воплощение определённых привычек поведения, образа мысли и образа жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним.
     11.2. Признаки социального института
     11.2.1. Версия №1:
     1) совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности;
     2) система правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения;     3) наличие учреждений, снабжённых материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности;     4) связь с социально-политической, правовой, ценностной структурой общества;     5) чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия.
     11.2.2. Версия №2:
     1) набор социальных ролей; 2) комплекс устойчивых общепринятых моделей поведения; 3) совокупность норм, регулирующих поведение; 4) базовые ценности, лежащие в основании этих норм; 5) символы.
     11.2.3. Версия №3:
     1) установки и образцы поведения; 2) культурные символы; 3) утилитарные культурные черты – материальные средства и условия; 4) устные и письменные кодексы поведения; 5) идеология (для семьи – романтическая любовь, либо совместимость, либо индивидуализм).
     11.3Этапы институционализации:
     1) возникновение насущной потребности, осознание её обществом, формирование общих целей;     2) постепенная выработка социальных норм, призванных регулировать соответствующую область;     3) создание особой системы знаков, символов;     4) возникновение соответствующей системы статусов и ролей;     5) создание материальной базы социального института;     6) включение сложившегося института в существующую социальную систему, формирование набора санкций для обеспечения ожидаемого поведения.    11.4Типы социальных институтов.
     11.4.1. Основные и неосновные социальные институты
     Предназначение институтов – удовлетворять важнейшие потребности общества. Этих потребностей пять, как и основных социальных института:
     1) потребности в воспроизводстве людей (институт семьи и брака);     2) потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);     3) потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);     4) потребность в получении знаний, социализации поколений, подготовке кадров;     5) потребность в решении духовных проблем смысла жизни.
     Соответственно названным потребностям в обществе сложились и виды деятельности, которые в свою очередь, потребовали необходимой организации, упорядочения, создания определённых учреждений и иных структур, выработки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата. 
     Основные социальные институты:
     1) институты семьи и брака;     2) политические институты, особенно государство;     3) экономические институты;     4) институты образования, науки и культуры;     5) институт религии.  
     Институты возникли в глубокой древности. Производству насчитывается 2 млн. лет, если за отправную точку брать орудие труда, созданное человеком. Семья возникла приблизительно 0,5 млн. лет тому назад. Государству примерно столько же, сколько и образованию, а именно 5-6 тысяч лет.
     Неосновные (неглавные) институты
, которые входят в главные, выполняют частные задачи. 
     Примеры: 1) в состав экономических институтов входит институт собственности, призванный регулировать отношения владения, пользования, распределения; 2) институт семьи включает институт брака, связанный с положением, правами и обязанностями супругов. 
     11.4.2. Социальные институты с точки зрения содержания целей и задач: 1) экономические (собственность, деньги, банки); 2) политические (государство, армия, политические партии и движения, профсоюзы); 3) социальные (социальные статусы и роли); 4) культуры (образование, наука, искусство).
     11.4.3. Формальные и неформальные институты.
     В формальных институтах взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов, положений и т.п. 
     Неформальные институты (дружба) хотя и регулируются в социальных действиях, связях, но не оформлены законом, регламентом.
  11.5Функции социальных институтов. Явные функции и скрытые, латентные (Роберт Мертон).
     Главная функция любого института – удовлетворение определённой потребности.
     В чём заключаются условия успешного выполнения социальным институтом своих функций?  
     1) чёткое определение цели и объёма функций;
     2) рациональное разделение труда и его рациональная организация;
     3) высокая степень деперсонализации действий индивидов и объективизация функций (независимость от личных склонностей и субъективных предпочтений исполнителей);
     4) высокое признание и престиж;
     5) бесконфликтное включение в систему социальных институтов. 
     Те функции, которые открыто определяются, записываются в законах, программах, уставах, официально заявляются, называются явными.
     Поскольку явные функции социальных институтов всегда оглашены, они оказываются более формализованными и подконтрольными обществу. Если институт не справляется с выполнением своих явных функций, ему грозит дезорганизация и изменения.
     Явные функции социальных институтов:
     1) функция социализации;     2) регулятивная;     3) интегративная;     4) коммуникативная.
     Скрытые (латентные) функции социальных институтов – это такие функции, которые осуществляются на самом деле.
     Латентный (лат. latens – скрытый) – скрытый, внешне не проявляющийся.
     Торстейн Веблен: «… было бы наивным считать, что люди едят чёрную икру потому, что хотят утолить голод; или же покупают роскошный «кадиллак” потому, что хотят приобрести хорошую машину; очевидно, что эти вещи приобретаются не ради приобретения явных насущных потребностей. Здесь удовлетворяется потребность в повышении собственного престижа». К явным функциям школы относится получение знаний, подготовка к вузу, усвоение базисных ценностей общества. Латентные функции школы: возникновение прочных дружеских связей, приобретение определённого социального статуса.  
     Иногда латентные функции вполне тождественны заявленным, но обычно между реальной и формальной деятельностью существует лаг (расхождение, различие) небольшой или же очень глубокий. Например, довольно часто возникает непонятное на первый взгляд явление: институт продолжает существовать и даже успешно функционировать в ситуации, когда он не только не выполняет своих функций, но и препятствует их реализации. Очевидно, что у такого института есть скрытые функции, т.е. он удовлетворяет потребности определённых социальных групп (подобное часто наблюдается среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в наибольшей степени).
     Расхождение между формальной и реальной деятельностью институтов – своеобразный показатель нестабильности общества.


18.09.13
Ответ эксперта

Ничего в Законе об образовании подобного нет!!! Наоборот, там записано, что: 
«14. Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. 
16. Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом». — статья 50 ФЗ 

Следовательно, основополагающим принципом при решении вопроса о привлечении обучающихся к труду должна стать добровольность. При этом согласия одних учащихся недостаточно: необходимо согласие их родителей (законных представителей). Привлечение детей к работе без их согласия и согласия их родителей является принудительным трудом, а в силу гл. 2 ст. 37 Конституции РФ принудительный труд в Российской Федерации находится под строжайшим запретом. Указанная норма Конституции РФ базируется на международном праве: ст. 8 — принудительный и обязательный труд запрещён Международным пактом о гражданских и политических правах. 

18.09.13
Ответ эксперта

 Согласно ст 43.ч.4 Конституции РФ основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными. Основное общее образование — это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы. В 10, 11-е классы прием учащихся осуществляется только по их желанию. 

18.09.13
Ответ эксперта

Если не будет успевать, то могут. даже если не беременная, а так не имеют право

18.09.13
Ответ эксперта

вы можете перевестись в заочное отделение, но когда сдадите сессию.такие правила.

18.09.13
Ответ эксперта

ТК Статья 173. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения
Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:
прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно — по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно — по 50 календарных дней (при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе — 50 календарных дней);
подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — четыре месяца;
сдачи итоговых государственных экзаменов — один месяц.
Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы:
работникам, допущенным к вступительным испытаниям в образовательные учреждения высшего профессионального образования, — 15 календарных дней;
работникам — слушателям подготовительных отделений образовательных учреждений высшего профессионального образования для сдачи выпускных экзаменов — 15 календарных дней;
работникам, обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации — 15 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — четыре месяца, для сдачи итоговых государственных экзаменов — один месяц.

18.09.13
Ответ эксперта

обратитесь в районный отдел образования, объясните всю ситуацию.

18.09.13
Лучший ответ по мнению автора
Ответ эксперта

нет не могут.перезаключение, расторжение, заключение, то есть любые действия не правомерны без ведомо другой стороны

18.09.13
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store