от 1000 p.
Доктор PhD психологии. РЕАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. Опыт работы с 2008 г. Работаю с вопросами семейных, любовных и других видов отношений. Депрессивное состояние, стрессы и травмы, реабилитационная психология. Помогу увидеть ситуацию с разных сторон, и найти пути
Последний отзыв
Александр - первый психолог, в ходе работы с которым произошел хороший результат. На протяжении 10-ти лет не знала, как избавиться от возникшей проблемы, Александр помог за полгода. Жизнь стала другой Есть система, план работы, «пустой болтовни» не ...  
Всего эксперт написал 39 блогов, Рейтинг: +505 (506 голоса - За, 1 голоса - Против).  

 

       Итак, рассмотрим основные причины, в результате которых человек после травмы или имея некое заболевание, связанное с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, становится «узником» в доме или квартире.

        — Препятствия в вопросе доступа (отсутствие съезда, пандуса для колясочников);

       — Формирование комплекса неполноценности (чаще это наблюдается после перенесенных травм, когда жизнь человека изменилась и на период реабилитации и восстановления утраченных функций вынужден передвигаться в коляске, с костылями или тростью);

       — Страхи (формирование социофобии, чаще при заболеваниях (спровоцированные близким окружением, выраженное в гипперопеке).

        При наличии желания самого человека, данные причины вполне устранимы, используя для этого ВОЗМОЖНОСТИ. При нежелании, данные причины могут становиться не преодолеваемым препятствием, к которым добавляется и масса других.

        ПРЕОДОЛЕВАЕМ ПРЕПЯТСТВИЯ.           1

Препятствия в доступе.  Для многих людей после травмы или имея заболевание (например, ДЦП), при передвижении в коляске, доступ на улицу ограничен ввиду отсутствия съездов, либо пандусов из/в дом, квартиру. Безусловно, строительство или оборудование данного «предмета» доступности предусматривает  расход немалых материальных затрат, что ложится «непосильной ношей» на «плечи» семьи (в подавляющем большинстве случаев).  При наличии данной необходимости (строительство/оборудование пандуса), МОЖНО и НУЖНО обратиться в органы местного самоуправлении и социальной защиты. Законодательством многих стран постсоветского пространства, предусмотрено обеспечение доступности людей ОФВ в социум. Все тонкости и нюансы правовых аспектов данного вопроса можно прояснить у юриста, компетентного в законодательстве ВАШЕЙ страны.     1

Формирование комплекса неполноценности. Чаще данный вопрос/причина формируется у людей после перенесенной травмы, в период использования средств реабилитации и вспомогательных средств передвижения (коляски, костыли, трость…). Выходя на улицу, человек ловит и проецирует на себя взгляды абсолютно всех людей, в поле его зрения. Создается ощущение, что все вокруг смотрят лишь на него. Но так ли это на самом деле? Этот комплекс будет развиваться далее, и укрепляться ровно столько, сколько человек сам будет считать себя неполноценным. В данном случае рекомендована  работа с психологом, по коррекции и восстановлению в вопросе самооценки. Кроме того, возможны самостоятельные пути решения. Итак, человек имеющий травму или заболевания выехал во двор своего дома. На него обратили внимание другие соседи, знакомые. Кто-то подошел, поздоровался… А разве не смотрят ли люди друг на друга без проблем со здоровьем? Несколько подобных прогулок во двор, и количество взглядов, которые человек ловит на себе, станет значительно уменьшаться.  1

Теперь, казалось бы, можно идти (передвигаясь в коляске) и в магазин на соседней улице, и прогуляться в парк, кафе, НО, остается еще одна причина, страхи.  

Страхи. Страхи доступа в социум чаще выражены при заболеваниях с детства. Будучи в детском и подростковом возрастах, дети могли подвергаться насмешкам, а в некоторых случаях и насилию со стороны других сверстников. Такие события и действия безусловно фиксируются в памяти, что далее формирует некую осторожность, при контакте с обидчиком. Но, осторожность перерастает в страх, когда родители, чрезмерно опекая своих детей, часто напоминают о произошедшем когда-то. И вот становится актуальным еще один вопрос: А не дерутся ли здоровые дети между собой? И как правило, практически всегда есть победитель и побежденный. Для того чтобы преодолеть свой страх, необходимо: Сделать всего один «шаг вперед», «открыть глаза и посмотреть в глаза страху». Что же подразумевает эта фраза… Если страх перед социумом прочно закрепился, возможны, прогулки в сопровождении родных или близких людей. На одном из этапов прогулки «сопровождающий», зайдет в магазин, а ВЫ – одни ожидаете его на улице. Либо в магазине, ВЫ разошлись по разным отделам. По возвращению к дому, ожидаете во дворе, пока «спутник» занесет покупки в квартиру… Вот и начали появляться некоторые периоды самостоятельного пребывания на улице, замечая, что не все так мрачно, как ранее предполагалось. В случаях устойчивых страхов и фобий, рекомендованы консультации психолога/психотерапевта.  1

        Итак, при наличии желания, все причины устранены, человек восстанавливает  свою социализацию, что и является одним из ключевых аспектов социальной реабилитации.  

1 

Попескул Александр. 


Читать далее

         

        Первая волна депрессии позади. Начались тренировки, выстраивается режим дня, появляются некоторые результаты и достижения… Но до желаемых результатов и победы еще надо идти… И вот, приходит осознание, что жизнь, да и сам человек заключены в постоянные тренировки, работе над собой и в тех стенах, в которых проходят дни, месяцы, порой и годы. А тем временем, за окном светит солнце или тихо падает снег, опадает осенняя листва или пробиваются первые зеленые ростки… Там, за окном идет ЖИЗНЬ, точнее она продолжается. И когда человек вновь начинает замечать это, понимает, что все это проходит мимо него. Вспоминается жизнь ДО травмы, как человек не задумываясь шел куда ему было надо или просто захотелось пойти погулять, ходил в кино и театры, парки, встречи с друзьями в кафе… Неужели все это закончилось? Определенно – ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ, если человек сам начнет предпринимать что-либо для этого.  

1 

        С чего же можно начать или правильнее продолжить СВОЮ социализацию? Почему бы не начать с меньшего:  Прогуляться в своем дворе или по улице, на которой живете, улыбнувшись, поздороваться с соседями; Навестить знакомых, живущих рядом, которых давно не видели; Просто поговорить с продавцом из киоска… Как ни странно, НАДО просто выйти на улицу. И даже если человек передвигается в коляске, он еще не перестает оставаться человеком. Да и коляска – лишь ВРЕМЕННАЯ «опора», на пути к достижению цели.

        Безусловно, у одних могут уже появиться комплексы, другие – боятся, что их обидят, третьи – опасаются косого взгляда и т.п. И причин можно найти еще много и много. И вот, становится актуальным вопрос, а готов ли, желает ли человек использовать свои


Читать далее

 

         При проявлении депрессивного состояния, как на ранних, так и в поздних периодах травмы, один из аспектов требующий внимания является режим дня. Именно с этого и можно начинать системность всех дальнейших действий в реабилитации.

        Регуляция и восстановление режима дня начинается уже с восстановления нарушенного (в большем числе случаев) режима сна. Это выражается в том, что человек значительно позднее засыпает и


Читать далее

 

       Вновь столкнулся с вопросом гиперопеки родителей, по отношению к детям с ДЦП.

       Очень часто в работе с людьми, имеющими заболевание ДЦП наблюдается картина, когда дети становятся узниками в доме, квартире, при тотальном контроле родителей. Из письма одной из девушек с ДЦП.

«… у меня ДЦП, 2 группа инвалидности, но я могу почти хорошо ходить, разговариваю почти хорошо, могу делать многие дела по дому, люблю вышивать. Мне 28 лет, живем мы вдвоем с мамой, которая меня постоянно во всем контролирует. Она мне многое не разрешает и запрещает. Она запрещает мне ходить на улицу, чтобы меня там не обидели, не дразнили. Не могу с кем-то познакомится даже по интернету, чтобы выйти замуж, родить ребенка. Мама всегда говорит, чтобы я не знакомилась с парнями потому, что они воспользуются мной и бросят. Но мне ведь хочется иметь хоть ребенка, которого я буду любить. Я уже готова даже просто родить для себя…»

        При рождении ребенка и определении у него ДЦП, родители как правило начинают больше уделять внимания им, опекая их, что собственно и переходит в гиперопеку на раннем еще этапе жизни детей. Когда дети взрослеют, уровень этой опеки все увеличивается по мере роста и развития потребностей ребенка.  И уже в период пубертатного созревания, гиперопека дополняется или переходит в контроль и полное подчинение ребенка родителю/лям. Вызвано это опасениями родителей, что их детей обидят, воспользуются, бросят… Но как нам известно, мысли могут материализоваться, а страхи – чем больше человек думает о них, тем сильнее их притягивает.

        Как же детям становится самостоятельными, независимыми от родителей и социально адаптированных в обществе? Это и есть один из вопиющих вопросов психологической реабилитации людей/детей с ДЦП.

        Безусловно, возможно попытаться поговорить с родителями (детям), но услышат ли они их сейчас? Не секрет, что дети для родителей всегда остаются детьми, в любом возрасте, а особенные дети – тем более. И попытки, и стремления детей убедить родителей в чем либо противоречащем их действиям (гиперопеке и контроле), часто провоцируют лишь конфликты.

                Чтобы встать на путь самостоятельности, детям необходимо самим начинать его, с самых незначительных, но САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ действий. От меньшего к большему развивать количество и объем выполняемых действий, поэтапное и последовательное построение которых лежит к выходу в социум и интеграцию в обществе. Это вопрос не одного дня, недели и порой даже месяца. Родители не смогут столь быстро изменить свое отношение, т.к. семейный уклад и правила сформированы и заложены еще с ранних лет, но нарастающий уровень самостоя


Читать далее

 

         В предыдущих статьях были описаны некоторые психологические  аспекты, влияющие на восстановительный процесс. Были описаны ошибки, допускаемые людьми в системе. Как меняется психика и психологический подход в том числе и в отношении самореабилитации. Почему же это происходит? Почему далеко не все реабилитируемые получают желаемый результат? Является ли лишь только травма причиной всем этим негативным изменениям?

        Безусловно, травма является не только


Читать далее

 

       С первых дней травмы человек готов и желает делать все необходимое для того, чтобы выздороветь (восстановиться). При этом его функции и возможности  значительно ограничены, что уже подразумевает необходимость в оказании ему посторонней помощи. И очень часто эта помощь перерастает в гиперопеку человека со стороны родственников и ближайшего окружения. Безусловно, цели таких действий благие, дабы помочь там, где трудно или нечто недоступно, НО, обратная сторона «медали» говорит совсем о другом. Близкие настолько увлекаются этим процессом, что начинают выполнять за пациента и те действия и манипуляции, выполнение которых ему доступно. Таким образом, самостоятельность человека заменяется гиперопекой. При этом, сам человек, не выполняя определенных действий, не несет и ответственности за них. С этого собственно и начинается перекладывание ответственности на других, развивается потребность в постоянной помощи. Помогать больному надо, НО там, где это действительно необходимо. Стимулировать человека к выполнению новых самостоятельных функций и действий, которые могут усложняться. Выполнения этих действий проявляют и подчеркивают новые полученные возможности и дальнейшие перспективы.

         Когда человек проявляет активность к становлению самостоятельности, это значительно снижает возможность развития психической инвалидизации, и стимулирует далее в процессе реабилитации.

         Выполняя самостоятельно те или иные действия, пациент сам наблюдает динамику своих достижений, которые важно регулярно фиксировать. Конечно, не все желаемое МОЖЕТ И БУДЕТ получаться с первого раза. Некоторые навыки нужно учиться развивать, некоторые – восстанавливать. Все это дается с трудом, но это необходимо для дальнейшей, социальной реабилитации в т.ч.

         Восстанавливая самостоятельность и утраченные функции, начинают рассматриваться и вопросы восстановления соци


Читать далее

 

       Многие люди, перенесшие некую травму или заболевание, в результате которой остаются явные, видимые или скрытые нарушения работы тела/организма, получают статус «ИНВАЛИД», для ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ. Данный статус дает возможность человеку получать все те льготы, реабилитационный инвентарь и другое обеспечение, предусмотренное государственными социальными программами. При этом, определение «Инвалидность» — разделены минимум на три группы (а так же по типу и виду «недуга»), каждая из которых имеет свою, определенную программу обеспечения.

       После того, как люди начинают получать предусмотренные им «блага», ЧАСТЬ таких людей усматривают в этом «все прелести жизни» и выгоду, которую можно извлечь из того состояния, в котором они оказались. Развивается большое желание получать нужные субъекту «льготы» везде и во всем, даже в тех аспектах, где они НЕ предусмотрены. В результате таких «удобств», развивающихся пожеланий и возможности манипулирования окружающими, стремительно развивается устойчивое, латентное, а порой и вполне осознаваемое НЕЖЕЛАНИЕ стремиться к восстановлению или лечению (в тех случаях, в которых это возможно и необходимо). Зачем что-то делать или менять, если все необходимое дадут? Если где-то, что-то НЕ дают, можно воспользоваться статусом ИНВАЛИД и взывать людей к совести и справедливости, при этом явно манипулировать. Как ни странно, но это работает. И вот, становится актуальным вопрос;

— Какое отношение формируется к столь «справедливым манипуляторам», в результате их действий? Как правило, контакты с такими людьми постепенно пресекаются, а далее – сводятся к возможному минимуму. В целом же, когда люди общаются и от одной из сторон периодически звучит определение себя как «инвалид», это сразу настораживает второго собеседника, реакция которого направлена на скорейшее завершение диалога, дабы не оказаться подвергнутым манипуляциям и нравоучениям.

        Таким образом, «инвалид», «благодаря» манипуляциям, взываниям к жалости, сочувствию и справедливости, получает желаемые блага от социального и близкого окружения. Но именно эти действия и становятся ОСНОВНОЙ причиной того, что социум начинает пресекать возможные контакты, и далее отталкивать человека. И причина этому, как выяснилось, совсем не травма или заболевание.

        Человек с ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (ОФВ). Кто же это такие, и чем они отличаются от инвалидов? Внешне, физически и физиологически – ни чем. Разница заключается, прежде всего, в их психологии и менталитете. В том, как люди воспринимают себя сами, в отношении к себе, личностных стремлениях и позиционировании перед обществом.

        Человек ОФВ имеет все те же права и возможности, в рамках обеспечения Государственными Социальными Службами. Но при этом, его стремления и желания развиваться, как личность не останавливаются.

Утратив определенные функции – занимается их восстановлением.

При невозможности восстановить утраченное (например после ампутации) – занимается поиском альтернативных вариантов, дающих возможность реализовывать свои потребности самостоятельно.

Ищет и находит новые возможности восстановить социальный статус и роль. Безусловно, порой это требует не только физических, но и материальных затрат.

Обращения к обществу – выглядит действительно как обращение, а НЕ требования.

У людей ОФВ сохраняется и увеличивается круг друзей, приятелей и просто знакомых.

Они способны не только лишь принимать, но и давать. Способны понимать и уважать людей близкого окружения, а так же в обществе, принимать их мнение и точку зрения, что собственно и формирует отношение к ним, противоположное тому, которое формируется по отношению к инвалидам.

        Итак, как видно из описанного, разница между инвалидом и человеком ОФВ – это всего лишь проявление человеком себя. И в зависимости от этого проявления, и будет формироваться отношение социального окружения к определенному человеку


Читать далее

 

       При травме позвоночника и спинного мозга, жизнь человека меняется кардинально во всех сферах жизни. Кроме нарушения физических и физиологических функций, нарушается социальная сфера деятельности человека как в семье, так и обществе.

       Пройден определенный этап активной физической реабилитации, утраченные функции частично восстановлены… Человек на пути к самостоятельности, а кто-то – движется дальше, до «победного конца». И вот, когда правильно поставлена цель, сформирована система упражнений, активизированы волевые процессы, человек упорно занимается, казалось бы – все страшное позади… Но увы, впереди «вторая волна депрессии». Начинается социально-психологический процесс адаптации к «новой» жизни.

        Желание и естественная потребность человека дальнейшей социализации напоминает о себе. Но увы: многие кто состоялись профессионально, не могут дальше работать по своей специальности, в силу своих ограничений, изменения ритма и формата жизни в целом.

— Распадаются семьи или отношения в них кардинально меняются (у тех кто был женат/замужем до травмы).

— Угнетает проблема доступности человека в коляске, в социуме.

— Проблема с новым трудоустройством.

— Молодые ребята и девушки, которые не состояли ранее в браке, сталкиваются с проблемой создания семьи.

Безусловно, это далеко не весь список тех трудностей, с которыми сталкивается человек после травмы, но основные причины здесь следующие:

— До травмы, человек рос и развивался в обществе, дома, семье имея определенные навыки, социальный опыт, свою систему норм и ценностей, которые необходимы для его жизнедеятельности. Имел свою социальную роль. Но после травмы ритм, форма и течение жизни меняются, и имеющийся уже прошлый опыт не может в полном объеме соответствовать в направлении дальнейшего или нового развития личности. Таким образом, иногда, приходится учиться жить по новому.

— Социальная роль. Получив группу инвалидности, человек сам присваивает себе статус ИНВАЛИДА. Многие инвалиды начинают активно пользоваться новым социальным статусом, с целью поиска личной выгоды и удобств, при этом, исключая поиск личных возможностей.  И это является основной ошибкой, которая и создает дальнейшие проблемы.

        Пока человек сам считает и представляет себя как инвалида, так и будет относиться к нему, и воспринимать социальное окружение. И


Читать далее

 

        Пройдены начальные этапы и психологическая подготовка, и начался процесс активной реабилитации. Человек выполняет упражнения ЛФК, тем самым разрабатывая и включая в работу те части тела, на которые пришелся основной «удар», как результат и следствие травмы. Результатом активных тренировок и является восстановление утраченных физических, и физиологических функций человека.

        Насколько же человек может восстановиться, в результате этих тренировок? Сколько времени потребуется


Читать далее

 

        ЛФК является одной из основных (если не основной) составляющих системы реабилитации при спинальной травме, в восстановлении утраченных функций.

        Пассивные и активные занятия необходимо начинать уже в раннем послеоперационном периоде.

        Роль пассивных занятий заключается в растяжке и разработке суставов, что дает как минимум – профилактику контрактур.

        Активные занятия – предусматривают активное выполнение упражнений самим пациентом, задача которых и является ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ в частях тела, которые оказались парализованными. Активные выполнения упражнений и включение самого пациента начинается не ранее предписаний и рекомендаций врачей нейрохирургов и реабилитологов.

        Попадая на реабилитацию в реаб. центры и санатории, пациенты независимо от своих желаний, следуют сформированной комплексности, системности, этапности выполнения упражнений и проявляют активность. По окончанию пребывания в специализированном центре пациента переводят на домашний этап реабилитации, при этом уже имея первые результаты. При выписке больного необходимо ознакомить и дать систему упражнений, которую он будет выполнять на домашнем этапе САМОРЕАБИЛИТАЦИИ. В процессе самореабилитации важно не прекращать ЛФК получив некоторые результаты. Необходимо их закреплять, и развивать новые функции и движения. Это первые «шаги» к самостоятельности, которая способствует дальнейшему восстановлению.

         На каждом из этапов должна ставиться цель и задачи требующие выполнения и достижения результата, и этапы, системность и комплекс могут изменяться (в зависимости от индивидуальных особенностей самого больного), но нельзя «переступать» через этапы, которые необходимо пройти.

         Эффективность восстановления при выполнении упражнений и занятий ЛФК, является бесспорным фактом. Вопрос только в том, насколько эта эффективность проявляется и выражается для каждого из пациентов. И здесь эффективность подразумевает РЕЗУЛЬТАТ. Именно вопрос конечного результата и беспокоит каждого. На сколько и к чему, больной сможет прийти? Этот в


Читать далее
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store