Изменение представления человека о Боге в философии от античности до эпохи возрождения. - вопрос №1005472

Изменение представления человека о Боге в философии от античности до эпохи возрождения.

Ответы

Античная философия не знает личного бога. В античной философии бог не является личным началом, он не вмешивается в мировой процесс. Бог в античной философии — это божество, являющимся источником мирового процесса, но к самому процессу оно никакого отношения не имеет. В философии Аристотеля бог это перводвигатель, сверхчувственная субстанция. В философии Плотина источником бытия является Единое, которая само выше всякого бытия. Единое первосущность, но ни разум, ни предмет разумного познания. Все степени бытия есть эманации Единого.

Христианство привнесло идею личного бога-творца, творящего мир из ничего (ex nihilo). Бог в христианстве является не только началом всякого бытия, но и промыслителем, заботящимся о своем творении. Таким образом, бог в христианстве не является безучастным, он активно вмешивается в мировой процесс. Бог — спаситель, дарующий человеку вечную жизнь с ним, так как человек сам по себе существо слабое и греховное. Вне бога он обречен на уничтожение, небытие, но в боге он обретает вечную жизнь, сам становится богом по благодати (обожение).

Это представление о боге не претерпело существенных изменений вплоть до эпохи возрождения. В эпоху возрождение  человек  избавляется от представлений о себе как о существе греховном и нуждающимся для своего спасения в боге. Человек находит  абсолютное начало в себе, и в конце концов ставит на место бога собственную личность. В период позднего возрождения получает распространение пантеизм   — учение, в котором бог и природа отождествляются. Природа — бог в вещах (Джордано Бруно). Формируется деизм (Жан Боден) — учение, которое признает существование бога как надмирного начала и творца, но отрицает его вмешательство в мировые процессы. Богу отводится роль часовщика, который дал ход мировым часам, запустил механизм, и более не вмешивается в сам процесс. Таким образом, мы видим как новое учение о человеке в эпоху возрождения изменило представления о боге и его роли в истории. В какой-то степени это означает возврат к античным представлениям (отсутствие личного бога в пантеизме, его невмешательство в мировые процессы в деизме).

13.04.14

Елизавета

Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Учеба и наука > Философия
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store