Кто решит тест с ссылками на материал и разъяснит любые вопросы связанные с тестом Возможна оплата по договорённости.

Раздел I. Философия, ее проблемы, роль в жизни человека и общества

1.Мировоззрение — это:

*мироощущение,

знание о мире,

 практический опыт человека,

совокупность взглядов, оценок, норм и установок человека по отношению к миру,

непротиворечивая система суждений о природе.

2.С точки зрения материалистической философии соотношение философии и мировоззрения правильно выражается суждением:

Философия и мировоззрение – основные формы мифологии,

Мировоззрение – часть философии,

Философия часть мировоззрения,

Философия – теоретическое ядро мировоззрения,

Основную роль в формировании мировоззрения играют специальные научные знания, философия – вспомогательную.

3.Возникновение философского мировоззрения относится к…:

*середине III тысячелетия до н.э.

 III – I вв. до н.э.

+VII– VI вв. до н.э.

XVII – XVIII вв. н.э.

4.Первоначальное определение философии как области знания – это:

душа культуры,

учение о мудрости,

любовь к мудрости,

учение о первосущностях,

форма теоретического мировоззрения.

5.Для мифологического мировоззрения характерны такие черты, как:

Рациональность,

строгая логическая структура,

образность и эмоциональность,

рассказ о прошлом,

миропонимание,

вера в сверхъестественное

6.Для философского мировоззрения характерны такие признаки, как:

оценочный характер,

абстрактность,

эмпирическая обоснованность,

доказательность,

логическая обоснованность,

простота,

наглядность,

системность,

максимальная общность.

7.Установите соответствие основных разделов философического знания и исследуемых ими проблем:

1)Онтология

2)Гносеология

3)Логика

4)Социальная философия

5)Аксиология

1)Бытие

2)Познание

3)Формы мышления

4)Общество

5)Ценности

6)Жизненный мир человека

7)Логический анализ языка науки

8.Философские вопросы – это вопросы:

как устроен мир?

каковы пути решения экологического кризиса?

что есть человек и какое место он занимает в мире?

что есть истина?

расширяется ли Вселенная?

возможны ли небелковые формы жизни?

9.Суждения, характерные только для материализма, – это суждения:

*Бог не существует,

Основой мира является мировой разум,

Бытие определяет сознание,

Мир существует вне сознания,

Материя — это все, что обладает массой и энергией,

Сознание есть свойство, продукт материи,

Тела состоят из атомов

10.Основной вопрос философии:

что первично: бытие или мышление?

соответствуют ли наши мысли об окружающем нас мире самому этому миру?

каково отношение сознания к материи, идеального к материальному?

что составляет первооснову мира?

на какие ценности ориентируется личность?

11.Сущность философского идеализма раскрывают такие суждения, как:

сознание – свойство, продукт материи,

материя и сознание – две основы бытия,

+законы природы создаются мышлением человека,

общественное бытие определяет общественное сознание,

мир есть комплекс человеческих ощущений,

основой мира является мировой разум.

12.Сущность агностицизма как философской позиции раскрывают такие суждения, как:

все наши знания, все научные теории – это лишь гипотезы,

человек никогда не сможет исчерпать всех тайн природы,

все, что мы знаем, — это лишь явления, сущность вещей непостижима,

я знаю, что ничего не знаю,

в науке существуют неразрешимые задачи.

13. …- философское учение, отрицающее возможность достоверного познания сущ

ности окружающей человека действительности. идеализм

14.Религия представляет собой:

знание о боге,

эмоциональный опыт человека,

веру в бога,

мировоззрение, основанное на вере в сверхъестественное.

15.Представители философского идеализма – это:

Демокрит,

Гераклит,

Платон,

Г. Гегель,

Р. Декарт,

Д. Беркли.

16.Представители философского материализма – это:

Д. Юм,

*П. Гольбах,

Демокрит,

Р. Декарт,

К. Маркс,

Гераклит,

Платон.

17.Представители агностицизма – это:

 Г. Гегель,

 Д. Юм,

 К. Маркс,

 И. Кант,

 Аристотель,

 Гераклит.

18. С позиций материалистического подхода соотношение философии и частных наук выражается суждением:

 философия и частные науки находятся в неразрывном единстве,

 философия и наука и противоположны, и едины,

 философия – это «наука наук»,

 наука сама себе философия и не нуждается в философии.

19.Традиционная философия трактует бытие как:

 Вселенную,

 Бога,

 существование,

 природу,

 окружающую нас действительность,

 материю.

20.Материалистическая философия понимает материю как:

 вещь,

 все, что обладает массой и энергией,

* абстракцию, не имеющую под собой реального основания,

 объективную реальность,

* субъективную реальность.

21.Движение — это:

 отсутствие покоя,

 всякое перемещение вообще,

 атрибут материи,

 способ существования материи,

 всякое изменение вообще.

22. …понятие, выражающее скорость развертывания процессов, их ритм и темп. время

23. …свойство объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с ними и перемещаться в трех измерениях. пространство

24.Согласно материалистической философии сознание — это:

 свойство мозга формировать понятия,

 всеобщее свойство материи,

 сверхчувственное начало бытия,

+ специфический способ отражения объективной реальности,

+ самопознание,

+ общественно-историческое явление.

25.Наиболее ярким представителем античной диалектики является:

 Демокрит,

 Пифагор,

 Гераклит,

 Платон,

 Зенон.

26.Сущность диалектики как метода раскрывает такое суждение как:

+ все течет, все изменяется,

* все явления и предметы взаимосвязаны,

+ противоречия — источник развития,

 развитие — это прогрессивное изменение.

27. Соответствие знания объективной реальности – это: истина

28.Творческая деятельность субъекта, направленная на получение достоверных знаний о мире, – это: познание

29.Установите соответствие между формами познания и их видами:

1. Чувственное познание.

2. Абстрактное мышление.

1) ощущение, восприятие, представление.

2) понятие, умозаключение, суждение.

3) восприятие, суждение, ощущение.

4) умозаключение, представление, понятие.

5) суждение, представление, восприятие.

30.Философия обладает … функциями:

 коммуникативной,

 методологической,

 прогностической,

 технологической,

 мировоззренческой,

 информативной,

 критической,

 аксиологической,

 интеллектуальной.

Раздел II. Основные этапы и направления развития философии

1.Установите соответствие между основными направлениями философии и представляющими их философами:

1)Материализм.

2)Идеализм.

3)Дуализм.

1) Эпикур, Ф. Бэкон, Л. Фейербах.

2) Ф. Аквинский, Д. Беркли, Г. Лейбниц.

3) Р. Декарт, И. Кант.

4) Платон, Демокрит, Ф. Ницше.

5) Н. Кузанский, Т. Гегель, И. Кант.

6) Ф. Бэкон, Д. Беркли, Р. Декарт

2.Установите соответствие между философскими школами античности и принадлежащими к ним философами:

1) Милетская школа.

2) Софистика.

3) Атомизм.

1)Фалес, Анаксимен.

2)Протагор, Горгий.

3)Демокрит, Эпикур.

4)Фалес, Платон.

5)Демокрит, Протагор.

3.Суть суждения Сократа “Я знаю, что ничего не знаю” заключается в:

 отрицании возможности всякого постижения истины,

 ограниченности познавательных возможностей человека,

 абсолютизации познавательных возможностей субъекта,

 попытке вызвать у человека стремление к истине,

 трактовке знания как божественного откровения.

4.Основным систематизатором Средневековой схоластики зрелого этапа ее развития был:

 Абеляр,

+ Аристотель,

* Фома Аквинский,

 Дунс Скот,

 Оккам,

 Росцеллин.

5.Утверждение, что Бог разлит во всей природе, характерно для такого философского направления, как:

 экзистенциализм,

* пантеизм,

+ неотомизм,

 неопозитивизм,

 дуализм.

6.Установите соответствие между принципами Средневековой философии и их содержанием:

1) Номинализм.

2) Реализм.

3) Теоцентризм.

1) реально существует только единичное, а общее — лишь имя, приписываемое вещам.

2) общее существует реально, независимо от единичного.

3) источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.

4) из-за реальности зла в мире Бог нуждается в оправдании.

7.Установите соответствие между философскими периодами и характерными для них особенностями:

1) Античная философия.

2) Средневековая фило-софия.

3) Философия эпохи Воз-рождения.

1) космологизм, атомизм.

2) теоцентризм, креационизм (идея творения).

3) пантеизм, антропо-центризм.

4) атомизм, теоцентризм.

5) креационизм, антропо-центризм.

8.Отличительные особенности философского мышления в эпоху Возрождения – это:

 антропоцентризм,

 пантеизм,

 гуманизм,

 атеизм,

 деизм,

 антисхоластическая направленность,

 критика религии,

 дуализм.

9.Характерная черта французского материализма XVIII в. – это:

 диалектика,

 скептицизм,

 догматизм,

+ метафизика,

 созерцательность,

 сенсуализм.

10.Основные особенности философии Нового времени – это:

 атропоцентризм,

 механицизм,

+ наукоцентризм,

 эмпиризм,

+ рационализм,

+ диалектрический стиль мышления,

 агностицизм.

11.Установите соответствие между философскими традициями и методами исследования, к которым они тяготеют:

1. Эмпиризм.

2. Рационализм.

1) индуктивный метод, эксперимент.

2) математический метод, интеллектуальная интуиция, дедуктивный метод.

3) индуктивный метод, вычислительный эксперимент.

4) дедуктивный метод, религиозное откровение.

5) компьютерное моделирование, эксперимент, математический метод.

12.Философские проблемы, которые исследовал И. Кант, — это проблемы:

+ этические,

 социального бытия,

 познавательных способностей человека,

* источников человеческого познания,

 социальной структуры общества,

+ исторического процесса.

13.Создателем и систематизатором диалектики как философского метода является:

 Р. Декарт,

 Д. Локк,

* Г. Лейбниц,

+ Г. Гегель,

 Л. Фейербах.

14.Гносеологический переворот, связанный с переносом внимания с объекта познания на специфику познающего субъекта, осуществил:

 Г. Гегель,

 И. Кант,

 Г. Лейбниц,

 Л. Фейербах,

 К. Маркс.

15.Особенности философской позиции Л. Фейербаха – это:

 субъективный идеализм,

 критика религии,

+ диалектический материализм,

 объективный идеализм,

 критика «абсолютной идеи»,

 антропологизм.

16.Л. Фейербах вере в Бога противопоставил:

 атеизм,

 любовь к человеку,

 веру в идеальные общественные отношения между людьми,

 нравственные основы общества.

17.К. Маркс является основоположником:

 трудовой теории стоимости,

 теории классов и классовой борьбы,

 материалистического понимания общества,

 теории государства и права.

18. Для русской философии к.19 – н.20 в.в. характерны такие особенности, как:

 православный характер,

 евроцентризм,

 антропоцентризм,

 наукоцентризм,

+ тесное переплетение с художественной литературой,

 критика западного классического рационализма,

 интерес к морально-этическим проблемам,

+ материализм.

19.Представители русской религиозной философии к.19 – н.20 в.в. – это:

 Д. Соловьев,

 А. Герцен,

 Н. Бердяев,

 Л. Шестов,

 Н. Огарев,

 М. Бакунин,

 П. Флоренский,

 С. Франк,

 П. Чаадаев.

20.Основные идеи философии В. Соловьева – это идеи:

 революционного обновления общества,

 всеединства мира,

 непротивления злу насилием,

 «богочеловечества»,

+ существования всеобщей божественной мудрости,

 непосредственного перехода к социализму с опорой на самобытность русского народа.

21.Основные проблемы русской философии к.19 – н.20 вв. – это:

 философия науки,

 выбор пути развития России,

* сущность общих понятий,

 социальная справедливость,

 религиозно-этическое искательство,

* философия всеединства,

+ рациональное постижение мира.

22.Проблема, составляющая предмет дискуссии между славянофилами и западниками, — это:

 природа общих понятий (универсалий),

 исторические судьбы России и русского народа в мире,

 рациональное постижение мира,

 необходимость размежевания богословия и философии.

23.Наиболее характерные черты экзистенциализма – это:

 эмпиризм,

 проблема свободы как важнейшая,

 интерес к анализу языка науки,

 утверждение уникальности человеческого бытия,

 интерес к проблемам логики,

+ антропоцентризм,

 интерес к переживаниям отдельной личности.

24.Особенность герменевтики как философского течения XX в. – это:

 совокупность приемов истолкования текстов гуманитарного характера,

 учение о ноосфере,

* исследование проблемы понимания как условия осмысления социального бытия,

+ интерпретация библейских текстов.

25.Философская проблема, существенная для постпозитивизма, — это:

 язык науки,

 эмоционально-духовная жизнь человека,

 динамика научного знания,

 истина и вера,

 эстетическое,

 обыденный язык.

26.Утверждение “Философия — это логика науки” можно отнести к такому направлению современной философии, как:

* герменевтика,

 экзистенциализм,

 неопозитивизм,

* неотомизм,

 постмодернизм,

+ позитивизм.

27.Философское направление, представленное именами: Ж.-П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев, М. Хайдеггер, — это:

 неогегельянство,

 экзистенциализм,

 неотомизм,

 позитивизм,

 неокантианство.

28.Основные задачи, которые ставит перед собой философия неотомизма, — это:

+ адаптироваться к современным условиям,

 доказать истинность современной научной картины мира,

 приблизиться к простому человеку,

+ доказать истинность католицизма,

 разрушить грань между человеком и Богом,

 обосновать гармонию веры и разума.

29.Для философии постмодернизма характерны такие особенности, как:

 признание гармонии веры и разума,

 отказ от фундаментальных принципов традиционной философии,

 отрицание всех форм монизма,

 интерес к проблеме истины,

 плюрализм и фрагментарность реальности,

 рационализм,

 антропоцентризм.

30.Характерные черты современной неклассической философии – это:

 рационализм,

 вера в прогресс,

 многообразие школ и течений,

 критическое отношение к классической философии,

 оптимизм,

 материализм,

* пессимизм,

 иррационализм,

 плюрализм.

Раздел III. Общество: основы философского анализа

1.Представление Платона о природе государства состоит в том, что оно:

 результат общественного договора между людьми, гарантия их безопасности,

 осуществляет отеческую опеку над человеком и управляет им, человек подчиняет свои интересы государственным,

 «град божий», противостоящий «граду небесному».

2.Становление новых воззрений на роль государства в философии XVII в. связано с именами:

 Ф. Бэкона,

 Т. Гоббса,

 Г. Лейбница,

* Д. Локка,

 Р. Декарта,

 Б. Спинозы.

3.Философия эпохи Возрождения рассматривает человека как:

 общественное животное,

 мыслящее существо,

 творца, художника,

 созданное Богом существо,

 микрокосм.

4.Философы эпохи Просвещения трактуют социальные процессы с позиций:

+ материализма,

 идеализма,

* дуализма,

 агностицизма.

5.Установите соответствие между теоретическими моделями общества и характерными для них особенностями:

1Натуралистическая.

2Идеалистическая.

3Материалистическая.

4Плюралистическая.

1) природные условия — определяющий фактор развития; государство – биологический организм;

2) сознание — конечная причина исторических событий; отрицание объективных законов развития общества;

3) определяющая роль общественного бытия; признание объективных законов истори-ческого процесса;

4) равнозначность всех факторов; отрицание детерминирующего фактора общества;

5) определяющая роль общественного бытия; сознание как конечная причина исторических событий;

6) отрицание детерминирующего фактора общества; природные условия — определяющий фактор развития общества.

6.С позиции материалистической модели общества основа общественного бытия – это:

 природная среда,

 мораль,

 политические отношения,

 материальные отношения,

 религия.

7.Суждение материалиста Л Фейербаха “Периоды человечества отличаются один от другого лишь переменами в религии… .” характерно для … модели общества:

 материалистической,

 идеалистической,

 натуралистической,

 факторной.

8.Сущность геополитики как социально-философской доктрины состоит в том, что:

 географическая среда может ускорять или замедлять развитие общества,

 законы развития общества отличны от законов природы,

* политика государства определяется географическими факторами,

+ природная среда — необходимое условие существования людей.

9.Особенность натуралистического подхода к обществу состоит в том, что:

 природная среда — необходимое условие существования людей,

+ географическая среда может ускорять или замедлять процесс развития общества,

* географическая среда определяет политический строй, культуру, экономику и мораль,

 законы развития общества отличны от законов природы.

10. Установите соответствие между теоретическими моделями общества и персоналиями, их представляющими:

1. Идеалистическая.

2. Материалистическая.

3. Плюралистическая.

4. Натуралистическая.

1. П. Сорокин, Л. Фейербах.

2. К. Маркс, Ф. Энгельс.

3. М. Вебер, Р. Арон.

4. Ш. Монтескье, Г.Бокль.

5. Р. Арон, К. Маркс.

6. Ш. Монтескье, П. Сорокин.

7. Л. Гумилев, М. Вебер.

11.Сущность волюнтаризма состоит в том, что:

+ народ творит историю, опираясь на материальные условия в соответствии с объективными законами развития общества,

 ход истории не зависит ни от действий личности, ни от деятельности народа,

 история есть результат деятельности мирового разума,

* выдающиеся личности творят историю, не считаясь с объективными обстоятельствами.

12.Представители натуралистической модели общества – это:

 А. Сен-Симон,

 Ш. Монтескье,

 Ж-Ж Руссо,

 Г. Бокль,

 А. Смит,

 О. Конт,

 Л. Гумилев,

 Л. Мечников.

13.Для идеалистической модели общества характерно суждение, что выдающаяся личность:

 не играет никакой роли в истории,

 играет определяющую роль в обществе,

 может оказать существенное влияние на исторический процесс при определенных условиях.

14. Наиболее полное понятие “цивилизация” можно определить, как:

 совокупность людей, объединенных единством религии,

* синоним культуры общества,

 мировое сообщество государств и народов,

 меру развития материальной культуры общества,

* деградацию культуры, ее закат,

 целостность материальной и духовной жизни общества в определенных пространственных и временных границах,

 совокупность материальных и духовных ценностей общества в процессе его исторического развития.

15.Признаки, характерные для антропогенной цивилизации, – это:

 власть техники,

 общность человека и природы,

* личные интересы преобладают над общественными,

+ доминируют информационные технологии,

 отрицание прогресса,

 человек занимает центральное место,

 высокие интеллектуальные качества личности.

16.Космогенную цивилизацию характеризуют такие признаки, как:

 отрицание прогресса,

 власть техники,

 общность человека и природы,

 человек занимает центральное место,

 человек не существует как индивидуум,

 личные интересы преобладают над общественными.

17.Цивилизационный анализ общества разработан:

 К. Марксом,

 Н. Данилевским,

 К. Поппером,

 М. Вебером,

 А. Тойнби,

 П. Сорокиным,

 О. Шпенглером.

  1. Сущность цивилизации состоит в том, что цивилизация – это:

+ ступень развития общества, следующая за периодом дикости и варварства,

* этап истории человечества, фундаментом которого является культура,

+ стадия деградации, упадка культур,

 мера развития материальной культуры общества.

19.Преобладание личных интересов над общественными характерно для … цивилизации:

 космогенной,

 техногенной,

 антропогенной.

20.Для материалистической модели общества характерны утверждения о том, что:

 социальные законы имеют вероятностный характер,

 в природе действуют бессознательные, слепые силы,

 общественные законы реализуются через сознательную деятельность людей,

 законы природы имеют вероятностный характер,

+ законы развития общества отличны от законов природы.

21.Основные содержательные характеристики формационного подхода к обществу – это:

 обоснование его системного характера,

* утверждение линейного характера социального развития,

 признание закономерности и единства истории,

* утверждение экономической детерминированности,

* констатация прогрессивного развития общества,

 признание вероятностного характера общественного развития,

 отрицание преемственности в социальной динамике.

22.Цивилизационный подход к изучению исторического процесса раскрывают такие понятия, как:

 базис,

 культура,

+ ценности,

 надстройка,

 способ производства,

* социокультурная общность,

 производственные отношения,

* общечеловеческие ценности,

 локальные культуры.

23. …духовная сторона общественной жизни, совокупность взглядов, теорий, идей, чувств, представлений людей. Общественное сознание

24.Сущность фатализма раскрывает суждение о том, что:

 исторический процесс совершается закономерно,

 общественная жизнь не имеет объективных законов,

* ход истории заранее предопределен и неизбежен,

 научное предвидение исторических событий возможно.

25.Сущность плюралистической модели общества раскрывает суждение о том, что:

 история есть результат деятельности мирового разума,

 жизнь общества определяется борьбой рационального и иррационального, разума и инстинктов,

 общество — продукт взаимодействия различных равноценных факторов,

 основой общества является развитие науки и техники.

26.Для социально-материалистической модели характерно утверждение о том, что:

 выдающаяся личность не играет никакой роли в истории,

 выдающаяся личность играет определяющую роль в обществе,

 все социальные группы, слои, общности, индивиды являются, движущими силами развития общества,

 общественная жизнь — случайный процесс.

27.Социальные законы с точки зрения материалистической модели являются:

 всеобщими,

* динамическими,

+ статистическими.

28. …… – объективная социальная реальность, реальный процесс жизни людей, определяющую основу которого составляет производство материальных благ. Общественное бытие

29.Сознательная целеустремленная деятельность людей (масс, классов, личностей, других общностей), направленная на изменение, развитие и сохранение социальных условий – это … фактор. субъективный

30. … – наука об общих закономерностях самоорганизации сложных систем. синергетика

Раздел IV. Общество как саморазвивающаяся система

1. “Упорядоченная, самоуправляемая целостность разнообразных общественных отношений, носителями которых являются индивиды и социальные группы”, — это определение:

 цивилизации,

 нации,

 социальной системы,

 общественно-экономической формации,

 государства,

 класса.

2.Социальная система обладает такими качествами, как:

 сверхсложность,

 иррациональность,

* наличие интегративного качества,

 самоуправляемость,

 устойчивость,

 слабая предсказуемость развития,

 иерархический характер.

3.Система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности – это …:

4.Производственные отношения – это отношения:

 нравственные,

 семейные,

* собственности,

 идеологические,

 потребления,

 распределения,

 управления,

 политические,

 правовые,

 обмена.

5. … — это коренные качественные изменения в системе «наука – техника — производство» при ведущей роли науки. НТР

6.Для научно-технической революции XX в. как социального явления характерны такие особенности, как:

 внедрение машин в производство,

 научная революция опережает техническую,

 наука является ведущим фактором производительных сил,

 механизация производства,

 замена функций интеллектуального труда,

 локальный характер,

 совпадение революций в науке и технике,

 использование достижений науки и техники в отдельных отраслях,

 служебная роль науки по отношению к производству,

 глобальный характер,

 замена функций физического труда.

7.Социальная сфера как подсистема общества включает такие элементы, как:

 род,

 племя,

 партии,

 народ,

 классы,

 государство,

 творческие союзы,

 нации,

 страты,

 профессиональные союзы.

8.Основные классообразующие признаки – это:

 образование,

 квалификация,

 место в исторически определенной системе производства,

 политические взгляды,

 способ получения и доля общественного богатства,

 положение в системе власти,

 престиж,

 отношение к средствам производства,

 роль в общественной организации труда.

9.Наиболее важные признаки нации как социальной общности – это общность:

 территории,

 языка,

 культуры,

 религии,

 экономических связей,

 политических взглядов,

 психологического склада.

10.Социальная мобильность – это:

 переход человека из одной социальной группы в другую с понижением, повышением или сохранением социального статуса,

 активные миграционные процессы в обществе,

 возможность свободного передвижения по территории государства.

11.Политическая сфера как подсистема общества включает такие элементы, как:

 сословия,

 государство,

 племя,

 политические организации,

 народ,

 творческие союзы,

 партии,

* нации,

 общественные организации.

12.Основные признаки выделения страт – это:

 отношение к средствам производства,

 положение в системе власти,

+ социальный статус,

 место в исторической системе производства,

* культурный уровень,

 образ жизни,

 профессия,

 уровень дохода,

* образование,

+ роль в организации труда.

13.Формы политического режима – это:

 монархия,

 демократия,

 конфедерация,

 диктатура,

 авторитаризм,

 тоталитаризм,

 республика,

 федерация.

14.…. — это форма политического режима, которая основана на неограниченной власти класса или группы людей данного класса”. диктатура

15.Цивилизационная сущность государства состоит в:

+ подавлении эксплуатируемых,

 защите интересов господствующих классов,

* регулировании общественных отношений в интересах всех социальных общностей,

 охране частной собственности.

16.По типам государства можно разделить на:

 феодальные,

 тоталитарные,

 рабовладельческие,

 буржуазные,

 правовые,

 демократические,

 авторитарные,

 социалистические.

17. … режим — это система насильственного политического господства, характеризующаяся всеобъемлющим вмешательством бюрократического государства во все проявления жизни общественного организма и жизнь отдельных личностей. тоталитарный

18.Формы правления – это:

 абсолютная монархия,

 демократия,

 унитаризм,

 президентская республика,

 диктатура,

 авторитаризм,

 федерация,

 тоталитаризм,

 конфедерация.

19.Установите соответствие между формами общественного сознания и их главными функциями:

1) Искусство.

2) Религия.

1) эстетическая,

2) мировоззренческая,

3) регулятивная,

4) методологическая,

5) нормативная,

6) познавательная,

7) прогностическая.

20.Общественная психология связана с:

 классовыми и национальными интересами,

 проникновением в общественное сознание теорий и идей, защищающих экономические интересы людей,

 общественным сознанием, эмоциональной и волевой сферами.

21.Формы общественного сознания – это:

* философия,

 культура,

* мораль,

* право,

* религия,

 общественная психология,

 искусство,

 идеология.

22.Сфера духовного бытия общества, выполняющая нормативную функцию, – это … сфера:

 научная,

 эстетическая,

+ нравственная,

* политическая,

 философская.

23.…… — это специфическое средство отражения и выражения жизни в форме художественных образов, предметом которого является реальная действительность и внутренний мир человека, его чувства и переживания. искусство

24. Идеология – это:

+ систематизированное отражение социальной действительности,

* систематизированное отражение действительности с позиций определенных социальных сил, которое дается в теоретической форме,

 отражение классовых интересов в религиозных концепциях,

 система взглядов на политические партии и политическую борьбу,

 совокупность представлений о развитии общества и месте человека в нем.

25. Система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства, – это…? политика

26.Установите соответствие между уровнями и видами общественного сознания:

1 Обыденное.

2 Теоретическое.

1) Эмпирические знания, народное творчество, общест-венная психология.

2) Идеология, наука, профес-сиональное искусство.

3) Идеология, общественная психология, наука.

4) Эмпирические знания, иде-ология, профессиональное искус-ство.

5) Идеология, наука, общест-венная психология.

27. Одна из древнейших форм духовной деятельности, основой которой является вера в сверхъестественное, – это…? религия

28.Идеология как сфера общественного сознания – это:

+ чувства, настроения, иллюзии,

* система идей, концепций,

 следование традициям,

 выражение коренных интересов общности,

 отражение сущности общественных отношений,

 отражение повседневных условий жизни,

 поверхностное отражение реального бытия.

29. …… – это совокупность норм, правил и принципов поведения, исторически выработанных обществом и реализующихся в практике поведения. мораль

30. …. — сфера человеческой деятельности, направленная на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире. познание

Раздел V. Субъекты и движущие силы социального развития. Человек и исторический процесс.

1.Движущие силы общества с материалистической точки зрения – это:

 прогрессивная историческая деятельность,

 божественное предопределение,

 любая человеческая деятельность,

* классы и классовая борьба.

2.Индивиды и социальные общности, которые осознают свое место в обществе, руководствуются социально значимыми целями и участвуют в их осуществлении, – это … истории. субъекты

3.С точки зрения материалистического понимания общества поступки людей определяются:

 традициями,

 религиозными взглядами,

 природными условиями,

 божественным предопределением,

 интересами,

 социальными институтами.

4.Содержание понятия «интерес» с позиций материалистического объяснения общества – это:

 желания, склонности, расположения, испытываемые людьми,

 причина, стимулирующая деятельность индивидов, общностей, обусловленная прежде всего их положением в системе общественных отношений,

 субъективное отношение человека к предметам и явлениям действительности,

 польза, выгода, корысть.

5.С позиций идеалистического взгляда на движущие силы исторического процесса верным является суждение о том, что:

+ народ играет решающую роль в истории,

* определяющая роль в обществе принадлежит «элите»,

 народ – противоречивая общность,

* народ — пассивная толпа,

 ход истории зависит от божественного начала,

* решающая роль в истории принадлежит выдающимся личностям.

6.С позиции идеалистического понимания общества верно суждение о том, что:

 роль народа в процессе общественного развития возрастает,

 народ – творец истории,

 народ – толпа,

 народ – прогрессивно мыслящие классы общества.

7.Возможности народа в социальной деятельности:

 безграничны,

 ограничены.

8.Из допущения, что общественное развитие целиком определяется сознанием и волей великих людей, следует, что:

* исторический процесс совершается закономерно,

 научное познание общества невозможно,

 общественная жизнь не имеет объективных законов,

* научное познание и предвидение исторических событий возможно,

 развитие общества невозможно,

 ход истории заранее предопределен и неизбежен,

* общественная жизнь — случайный процесс.

9.Народ как социальная общность с позиций материалистического подхода – это:

 все население данной страны,

 трудящиеся классы,

* те классы, слои и социальные группы, которые содействуют общественному прогрессу,

 те классы и слои общества, которые создают материальные ценности,

 прогрессивно мыслящие слои общества.

10.Субъективно-сознательный признак, характеризующий народ как объективно складывающуюся социальную общность, — это:

 содействие общественному прогрессу,

 создание материальных ценностей,

 общая идея и судьба, цементирующая народ в целостность,

 создание материальных и духовных ценностей.

11. С точки зрения идеалистической модели общества верным является положение о том, что:

 народ играет решающую роль в истории,

 ход истории не зависит ни от действий личности, ни от деятельности народа,

 определяющую роль в обществе играет “элита”,

* роль народа в истории возрастает.

12.С позиций материалистического взгляда верным является суждение о том, что:

 ход истории не зависит ни от действий личности, ни от деятельности народа,

* народ играет решающую роль в истории,

* возрастание роли народа в истории – непрерывно расширяющийся, ускоренный процесс,

 определяющая роль в обществе принадлежит «элите»,

* возрастание роли и активности народа – тенденция общественного развития,

 народ – противоречивая общность.

13.Природа человека определяется:

 исключительно его принадлежностью к миру живого,

 взаимодействием биологического и социального начал,

 только социальными факторами,

 инстинктами,

 божественным предопределением.

  1. Сущность человека состоит в том, что:

 его поведение определяется биологическими законами,

 это социальное существо, биологические факторы не влияют на его поведение,

 решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты,

 человек прежде всего социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы,

 его поведение полностью предопределено генотипом.

15.Самосознание, свобода выбора, ответственность характеризуют:

 индивидуальность,

 человека,

 личность,

 индивида.

16. …. – это уникальность, неповторимость конкретного человека, обусловленная своеобразием сочетания биологического, психологического, социального. индивидуальность

17. Динамическая, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социальных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности – это…? личность

18. …. – это более или менее ограниченная группа лиц или скопление людей по любому поводу, для которых характерны такие черты как возбудимость, непредсказуемость и неустойчивость действий, иррациональность поведения. толпа

19. Согласно материалистическому объяснению общества под «исторической личностью» понимается личность, которая:

+ способствует прогрессивному развитию общества,

* оказывает существенное влияние на общественный процесс благодаря своим индивидуальным качествам,

 ставит целью служение Богу,

 определяет ход истории.

20. Решающая роль в появлении исторической личности с позиций материалистического объяснения общества принадлежит:

 незаурядным качествам личности,

 социальным условиям, общественным потребностям,

 биологическим законам,

+ генетическим особенностям личности,

 случайным обстоятельствам.

21. Фактор, являющийся случайным в появлении исторической личности, — это:

* общественная потребность,

 объективные законы,

 социальные условия,

+ индивидуальные качества личности.

22. Общепризнанное влияние личности, основанное на знаниях, опыте, нравственных достоинствах, — это:

 тирания,

* культ,

 авторитет,

 деспотизм,

 лоббизм.

23. Индивид усваивает социальные нормы и культурные ценности того общества, к которому принадлежит, в процессе:

+ образования,

* социализации,

 адаптации.

24. Соотношение понятий «человек» и «личность» правильно выражается суждением:

 это тождественные понятия,

 человек – антропологическое понятие, личность – социальное,

* человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью,

 главным свойством личности является наличие у неё мировоззрения и самосознания,

 личность – это общественно развитый человек.

25. Согласно материалистическому взгляду на общество выдающаяся личность – это личность, которая:

 оказывает существенное влияние на общественный процесс благодаря своим индивидуальным качествам,

+ способствует социальному прогрессу,

 определяет ход истории,

 ставит целью служение Богу.

26. Индивидуальное бытие человека является объектом философского интереса для:

 К. Поппера,

 М. Хайдеггера,

* Ж.-П. Сартра,

* Н. Бердяева,

 З. Фрейда,

 К. Маркса.

27. Основные экзистенциальные проблемы, то есть проблемы, связанные с переживанием человеком собственного пребывания в мире, — это:

 смерть,

* психика,

 жизнь,

* свобода,

 истина,

 гипотеза,

 любовь,

 счастье,

 труд.

28.Направление философии XX в., сделавшее проблемы бытия человека, его переживания объектом специального анализа, — это:

 постпозитивизм,

 неотомизм,

 постмодернизм,

 экзистенциализм,

 герменевтика.

29. …… – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение или совершать поступки в соответствии со своими целями, идеалами и оценками, соотнося их с интересами и целями общества. свобода

30. Свобода – это:

* полная независимость от обстоятельств,

* вседозволенность, возможность действовать без ограничений,

 осознанная и практически освоенная необходимость,

 деятельность, опирающаяся на разум и волю,

 способность субъекта принимать решения со знанием дела,

* возможност

Раздел I. Философия, ее проблемы, роль в жизни человека и общества

1.Мировоззрение — это:

*мироощущение,

знание о мире,

 практический опыт человека,

совокупность взглядов, оценок, норм и установок человека по отношению к миру,

непротиворечивая система суждений о природе.

2.С точки зрения материалистической философии соотношение философии и мировоззрения правильно выражается суждением:

Философия и мировоззрение – основные формы мифологии,

Мировоззрение – часть философии,

Философия часть мировоззрения,

Философия – теоретическое ядро мировоззрения,

Основную роль в формировании мировоззрения играют специальные научные знания, философия – вспомогательную.

3.Возникновение философского мировоззрения относится к…:

*середине III тысячелетия до н.э.

 III – I вв. до н.э.

+VII– VI вв. до н.э.

XVII – XVIII вв. н.э.

4.Первоначальное определение философии как области знания – это:

душа культуры,

учение о мудрости,

любовь к мудрости,

учение о первосущностях,

форма теоретического мировоззрения.

5.Для мифологического мировоззрения характерны такие черты, как:

Рациональность,

строгая логическая структура,

образность и эмоциональность,

рассказ о прошлом,

миропонимание,

вера в сверхъестественное

6.Для философского мировоззрения характерны такие признаки, как:

оценочный характер,

абстрактность,

эмпирическая обоснованность,

доказательность,

логическая обоснованность,

простота,

наглядность,

системность,

максимальная общность.

7.Установите соответствие основных разделов философического знания и исследуемых ими проблем:

1)Онтология

2)Гносеология

3)Логика

4)Социальная философия

5)Аксиология

1)Бытие

2)Познание

3)Формы мышления

4)Общество

5)Ценности

6)Жизненный мир человека

7)Логический анализ языка науки

8.Философские вопросы – это вопросы:

как устроен мир?

каковы пути решения экологического кризиса?

что есть человек и какое место он занимает в мире?

что есть истина?

расширяется ли Вселенная?

возможны ли небелковые формы жизни?

9.Суждения, характерные только для материализма, – это суждения:

*Бог не существует,

Основой мира является мировой разум,

Бытие определяет сознание,

Мир существует вне сознания,

Материя — это все, что обладает массой и энергией,

Сознание есть свойство, продукт материи,

Тела состоят из атомов

10.Основной вопрос философии:

что первично: бытие или мышление?

соответствуют ли наши мысли об окружающем нас мире самому этому миру?

каково отношение сознания к материи, идеального к материальному?

что составляет первооснову мира?

на какие ценности ориентируется личность?

11.Сущность философского идеализма раскрывают такие суждения, как:

сознание – свойство, продукт материи,

материя и сознание – две основы бытия,

+законы природы создаются мышлением человека,

общественное бытие определяет общественное сознание,

мир есть комплекс человеческих ощущений,

основой мира является мировой разум.

12.Сущность агностицизма как философской позиции раскрывают такие суждения, как:

все наши знания, все научные теории – это лишь гипотезы,

человек никогда не сможет исчерпать всех тайн природы,

все, что мы знаем, — это лишь явления, сущность вещей непостижима,

я знаю, что ничего не знаю,

в науке существуют неразрешимые задачи.

13. …- философское учение, отрицающее возможность достоверного познания сущ

ности окружающей человека действительности. идеализм

14.Религия представляет собой:

знание о боге,

эмоциональный опыт человека,

веру в бога,

мировоззрение, основанное на вере в сверхъестественное.

15.Представители философского идеализма – это:

Демокрит,

Гераклит,

Платон,

Г. Гегель,

Р. Декарт,

Д. Беркли.

16.Представители философского материализма – это:

Д. Юм,

*П. Гольбах,

Демокрит,

Р. Декарт,

К. Маркс,

Гераклит,

Платон.

17.Представители агностицизма – это:

 Г. Гегель,

 Д. Юм,

 К. Маркс,

 И. Кант,

 Аристотель,

 Гераклит.

18. С позиций материалистического подхода соотношение философии и частных наук выражается суждением:

 философия и частные науки находятся в неразрывном единстве,

 философия и наука и противоположны, и едины,

 философия – это «наука наук»,

 наука сама себе философия и не нуждается в философии.

19.Традиционная философия трактует бытие как:

 Вселенную,

 Бога,

 существование,

 природу,

 окружающую нас действительность,

 материю.

20.Материалистическая философия понимает материю как:

 вещь,

 все, что обладает массой и энергией,

* абстракцию, не имеющую под собой реального основания,

 объективную реальность,

* субъективную реальность.

21.Движение — это:

 отсутствие покоя,

 всякое перемещение вообще,

 атрибут материи,

 способ существования материи,

 всякое изменение вообще.

22. …понятие, выражающее скорость развертывания процессов, их ритм и темп. время

23. …свойство объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с ними и перемещаться в трех измерениях. пространство

24.Согласно материалистической философии сознание — это:

 свойство мозга формировать понятия,

 всеобщее свойство материи,

 сверхчувственное начало бытия,

+ специфический способ отражения объективной реальности,

+ самопознание,

+ общественно-историческое явление.

25.Наиболее ярким представителем античной диалектики является:

 Демокрит,

 Пифагор,

 Гераклит,

 Платон,

 Зенон.

26.Сущность диалектики как метода раскрывает такое суждение как:

+ все течет, все изменяется,

* все явления и предметы взаимосвязаны,

+ противоречия — источник развития,

 развитие — это прогрессивное изменение.

27. Соответствие знания объективной реальности – это: истина

28.Творческая деятельность субъекта, направленная на получение достоверных знаний о мире, – это: познание

29.Установите соответствие между формами познания и их видами:

1. Чувственное познание.

2. Абстрактное мышление.

1) ощущение, восприятие, представление.

2) понятие, умозаключение, суждение.

3) восприятие, суждение, ощущение.

4) умозаключение, представление, понятие.

5) суждение, представление, восприятие.

30.Философия обладает … функциями:

 коммуникативной,

 методологической,

 прогностической,

 технологической,

 мировоззренческой,

 информативной,

 критической,

 аксиологической,

 интеллектуальной.

Раздел II. Основные этапы и направления развития философии

1.Установите соответствие между основными направлениями философии и представляющими их философами:

1)Материализм.

2)Идеализм.

3)Дуализм.

1) Эпикур, Ф. Бэкон, Л. Фейербах.

2) Ф. Аквинский, Д. Беркли, Г. Лейбниц.

3) Р. Декарт, И. Кант.

4) Платон, Демокрит, Ф. Ницше.

5) Н. Кузанский, Т. Гегель, И. Кант.

6) Ф. Бэкон, Д. Беркли, Р. Декарт

2.Установите соответствие между философскими школами античности и принадлежащими к ним философами:

1) Милетская школа.

2) Софистика.

3) Атомизм.

1)Фалес, Анаксимен.

2)Протагор, Горгий.

3)Демокрит, Эпикур.

4)Фалес, Платон.

5)Демокрит, Протагор.

3.Суть суждения Сократа “Я знаю, что ничего не знаю” заключается в:

 отрицании возможности всякого постижения истины,

 ограниченности познавательных возможностей человека,

 абсолютизации познавательных возможностей субъекта,

 попытке вызвать у человека стремление к истине,

 трактовке знания как божественного откровения.

4.Основным систематизатором Средневековой схоластики зрелого этапа ее развития был:

 Абеляр,

+ Аристотель,

* Фома Аквинский,

 Дунс Скот,

 Оккам,

 Росцеллин.

5.Утверждение, что Бог разлит во всей природе, характерно для такого философского направления, как:

 экзистенциализм,

* пантеизм,

+ неотомизм,

 неопозитивизм,

 дуализм.

6.Установите соответствие между принципами Средневековой философии и их содержанием:

1) Номинализм.

2) Реализм.

3) Теоцентризм.

1) реально существует только единичное, а общее — лишь имя, приписываемое вещам.

2) общее существует реально, независимо от единичного.

3) источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.

4) из-за реальности зла в мире Бог нуждается в оправдании.

7.Установите соответствие между философскими периодами и характерными для них особенностями:

1) Античная философия.

2) Средневековая фило-софия.

3) Философия эпохи Воз-рождения.

1) космологизм, атомизм.

2) теоцентризм, креационизм (идея творения).

3) пантеизм, антропо-центризм.

4) атомизм, теоцентризм.

5) креационизм, антропо-центризм.

8.Отличительные особенности философского мышления в эпоху Возрождения – это:

 антропоцентризм,

 пантеизм,

 гуманизм,

 атеизм,

 деизм,

 антисхоластическая направленность,

 критика религии,

 дуализм.

9.Характерная черта французского материализма XVIII в. – это:

 диалектика,

 скептицизм,

 догматизм,

+ метафизика,

 созерцательность,

 сенсуализм.

10.Основные особенности философии Нового времени – это:

 атропоцентризм,

 механицизм,

+ наукоцентризм,

 эмпиризм,

+ рационализм,

+ диалектрический стиль мышления,

 агностицизм.

11.Установите соответствие между философскими традициями и методами исследования, к которым они тяготеют:

1. Эмпиризм.

2. Рационализм.

1) индуктивный метод, эксперимент.

2) математический метод, интеллектуальная интуиция, дедуктивный метод.

3) индуктивный метод, вычислительный эксперимент.

4) дедуктивный метод, религиозное откровение.

5) компьютерное моделирование, эксперимент, математический метод.

12.Философские проблемы, которые исследовал И. Кант, — это проблемы:

+ этические,

 социального бытия,

 познавательных способностей человека,

* источников человеческого познания,

 социальной структуры общества,

+ исторического процесса.

13.Создателем и систематизатором диалектики как философского метода является:

 Р. Декарт,

 Д. Локк,

* Г. Лейбниц,

+ Г. Гегель,

 Л. Фейербах.

14.Гносеологический переворот, связанный с переносом внимания с объекта познания на специфику познающего субъекта, осуществил:

 Г. Гегель,

 И. Кант,

 Г. Лейбниц,

 Л. Фейербах,

 К. Маркс.

15.Особенности философской позиции Л. Фейербаха – это:

 субъективный идеализм,

 критика религии,

+ диалектический материализм,

 объективный идеализм,

 критика «абсолютной идеи»,

 антропологизм.

16.Л. Фейербах вере в Бога противопоставил:

 атеизм,

 любовь к человеку,

 веру в идеальные общественные отношения между людьми,

 нравственные основы общества.

17.К. Маркс является основоположником:

 трудовой теории стоимости,

 теории классов и классовой борьбы,

 материалистического понимания общества,

 теории государства и права.

18. Для русской философии к.19 – н.20 в.в. характерны такие особенности, как:

 православный характер,

 евроцентризм,

 антропоцентризм,

 наукоцентризм,

+ тесное переплетение с художественной литературой,

 критика западного классического рационализма,

 интерес к морально-этическим проблемам,

+ материализм.

19.Представители русской религиозной философии к.19 – н.20 в.в. – это:

 Д. Соловьев,

 А. Герцен,

 Н. Бердяев,

 Л. Шестов,

 Н. Огарев,

 М. Бакунин,

 П. Флоренский,

 С. Франк,

 П. Чаадаев.

20.Основные идеи философии В. Соловьева – это идеи:

 революционного обновления общества,

 всеединства мира,

 непротивления злу насилием,

 «богочеловечества»,

+ существования всеобщей божественной мудрости,

 непосредственного перехода к социализму с опорой на самобытность русского народа.

21.Основные проблемы русской философии к.19 – н.20 вв. – это:

 философия науки,

 выбор пути развития России,

* сущность общих понятий,

 социальная справедливость,

 религиозно-этическое искательство,

* философия всеединства,

+ рациональное постижение мира.

22.Проблема, составляющая предмет дискуссии между славянофилами и западниками, — это:

 природа общих понятий (универсалий),

 исторические судьбы России и русского народа в мире,

 рациональное постижение мира,

 необходимость размежевания богословия и философии.

23.Наиболее характерные черты экзистенциализма – это:

 эмпиризм,

 проблема свободы как важнейшая,

 интерес к анализу языка науки,

 утверждение уникальности человеческого бытия,

 интерес к проблемам логики,

+ антропоцентризм,

 интерес к переживаниям отдельной личности.

24.Особенность герменевтики как философского течения XX в. – это:

 совокупность приемов истолкования текстов гуманитарного характера,

 учение о ноосфере,

* исследование проблемы понимания как условия осмысления социального бытия,

+ интерпретация библейских текстов.

25.Философская проблема, существенная для постпозитивизма, — это:

 язык науки,

 эмоционально-духовная жизнь человека,

 динамика научного знания,

 истина и вера,

 эстетическое,

 обыденный язык.

26.Утверждение “Философия — это логика науки” можно отнести к такому направлению современной философии, как:

* герменевтика,

 экзистенциализм,

 неопозитивизм,

* неотомизм,

 постмодернизм,

+ позитивизм.

27.Философское направление, представленное именами: Ж.-П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев, М. Хайдеггер, — это:

 неогегельянство,

 экзистенциализм,

 неотомизм,

 позитивизм,

 неокантианство.

28.Основные задачи, которые ставит перед собой философия неотомизма, — это:

+ адаптироваться к современным условиям,

 доказать истинность современной научной картины мира,

 приблизиться к простому человеку,

+ доказать истинность католицизма,

 разрушить грань между человеком и Богом,

 обосновать гармонию веры и разума.

29.Для философии постмодернизма характерны такие особенности, как:

 признание гармонии веры и разума,

 отказ от фундаментальных принципов традиционной философии,

 отрицание всех форм монизма,

 интерес к проблеме истины,

 плюрализм и фрагментарность реальности,

 рационализм,

 антропоцентризм.

30.Характерные черты современной неклассической философии – это:

 рационализм,

 вера в прогресс,

 многообразие школ и течений,

 критическое отношение к классической философии,

 оптимизм,

 материализм,

* пессимизм,

 иррационализм,

 плюрализм.

Раздел III. Общество: основы философского анализа

1.Представление Платона о природе государства состоит в том, что оно:

 результат общественного договора между людьми, гарантия их безопасности,

 осуществляет отеческую опеку над человеком и управляет им, человек подчиняет свои интересы государственным,

 «град божий», противостоящий «граду небесному».

2.Становление новых воззрений на роль государства в философии XVII в. связано с именами:

 Ф. Бэкона,

 Т. Гоббса,

 Г. Лейбница,

* Д. Локка,

 Р. Декарта,

 Б. Спинозы.

3.Философия эпохи Возрождения рассматривает человека как:

 общественное животное,

 мыслящее существо,

 творца, художника,

 созданное Богом существо,

 микрокосм.

4.Философы эпохи Просвещения трактуют социальные процессы с позиций:

+ материализма,

 идеализма,

* дуализма,

 агностицизма.

5.Установите соответствие между теоретическими моделями общества и характерными для них особенностями:

1Натуралистическая.

2Идеалистическая.

3Материалистическая.

4Плюралистическая.

1) природные условия — определяющий фактор развития; государство – биологический организм;

2) сознание — конечная причина исторических событий; отрицание объективных законов развития общества;

3) определяющая роль общественного бытия; признание объективных законов истори-ческого процесса;

4) равнозначность всех факторов; отрицание детерминирующего фактора общества;

5) определяющая роль общественного бытия; сознание как конечная причина исторических событий;

6) отрицание детерминирующего фактора общества; природные условия — определяющий фактор развития общества.

6.С позиции материалистической модели общества основа общественного бытия – это:

 природная среда,

 мораль,

 политические отношения,

 материальные отношения,

 религия.

7.Суждение материалиста Л Фейербаха “Периоды человечества отличаются один от другого лишь переменами в религии… .” характерно для … модели общества:

 материалистической,

 идеалистической,

 натуралистической,

 факторной.

8.Сущность геополитики как социально-философской доктрины состоит в том, что:

 географическая среда может ускорять или замедлять развитие общества,

 законы развития общества отличны от законов природы,

* политика государства определяется географическими факторами,

+ природная среда — необходимое условие существования людей.

9.Особенность натуралистического подхода к обществу состоит в том, что:

 природная среда — необходимое условие существования людей,

+ географическая среда может ускорять или замедлять процесс развития общества,

* географическая среда определяет политический строй, культуру, экономику и мораль,

 законы развития общества отличны от законов природы.

10. Установите соответствие между теоретическими моделями общества и персоналиями, их представляющими:

1. Идеалистическая.

2. Материалистическая.

3. Плюралистическая.

4. Натуралистическая.

1. П. Сорокин, Л. Фейербах.

2. К. Маркс, Ф. Энгельс.

3. М. Вебер, Р. Арон.

4. Ш. Монтескье, Г.Бокль.

5. Р. Арон, К. Маркс.

6. Ш. Монтескье, П. Сорокин.

7. Л. Гумилев, М. Вебер.

11.Сущность волюнтаризма состоит в том, что:

+ народ творит историю, опираясь на материальные условия в соответствии с объективными законами развития общества,

 ход истории не зависит ни от действий личности, ни от деятельности народа,

 история есть результат деятельности мирового разума,

* выдающиеся личности творят историю, не считаясь с объективными обстоятельствами.

12.Представители натуралистической модели общества – это:

 А. Сен-Симон,

 Ш. Монтескье,

 Ж-Ж Руссо,

 Г. Бокль,

 А. Смит,

 О. Конт,

 Л. Гумилев,

 Л. Мечников.

13.Для идеалистической модели общества характерно суждение, что выдающаяся личность:

 не играет никакой роли в истории,

 играет определяющую роль в обществе,

 может оказать существенное влияние на исторический процесс при определенных условиях.

14. Наиболее полное понятие “цивилизация” можно определить, как:

 совокупность людей, объединенных единством религии,

* синоним культуры общества,

 мировое сообщество государств и народов,

 меру развития материальной культуры общества,

* деградацию культуры, ее закат,

 целостность материальной и духовной жизни общества в определенных пространственных и временных границах,

 совокупность материальных и духовных ценностей общества в процессе его исторического развития.

15.Признаки, характерные для антропогенной цивилизации, – это:

 власть техники,

 общность человека и природы,

* личные интересы преобладают над общественными,

+ доминируют информационные технологии,

 отрицание прогресса,

 человек занимает центральное место,

 высокие интеллектуальные качества личности.

16.Космогенную цивилизацию характеризуют такие признаки, как:

 отрицание прогресса,

 власть техники,

 общность человека и природы,

 человек занимает центральное место,

 человек не существует как индивидуум,

 личные интересы преобладают над общественными.

17.Цивилизационный анализ общества разработан:

 К. Марксом,

 Н. Данилевским,

 К. Поппером,

 М. Вебером,

 А. Тойнби,

 П. Сорокиным,

 О. Шпенглером.

  1. Сущность цивилизации состоит в том, что цивилизация – это:

+ ступень развития общества, следующая за периодом дикости и варварства,

* этап истории человечества, фундаментом которого является культура,

+ стадия деградации, упадка культур,

 мера развития материальной культуры общества.

19.Преобладание личных интересов над общественными характерно для … цивилизации:

 космогенной,

 техногенной,

 антропогенной.

20.Для материалистической модели общества характерны утверждения о том, что:

 социальные законы имеют вероятностный характер,

 в природе действуют бессознательные, слепые силы,

 общественные законы реализуются через сознательную деятельность людей,

 законы природы имеют вероятностный характер,

+ законы развития общества отличны от законов природы.

21.Основные содержательные характеристики формационного подхода к обществу – это:

 обоснование его системного характера,

* утверждение линейного характера социального развития,

 признание закономерности и единства истории,

* утверждение экономической детерминированности,

* констатация прогрессивного развития общества,

 признание вероятностного характера общественного развития,

 отрицание преемственности в социальной динамике.

22.Цивилизационный подход к изучению исторического процесса раскрывают такие понятия, как:

 базис,

 культура,

+ ценности,

 надстройка,

 способ производства,

* социокультурная общность,

 производственные отношения,

* общечеловеческие ценности,

 локальные культуры.

23. …духовная сторона общественной жизни, совокупность взглядов, теорий, идей, чувств, представлений людей. Общественное сознание

24.Сущность фатализма раскрывает суждение о том, что:

 исторический процесс совершается закономерно,

 общественная жизнь не имеет объективных законов,

* ход истории заранее предопределен и неизбежен,

 научное предвидение исторических событий возможно.

25.Сущность плюралистической модели общества раскрывает суждение о том, что:

 история есть результат деятельности мирового разума,

 жизнь общества определяется борьбой рационального и иррационального, разума и инстинктов,

 общество — продукт взаимодействия различных равноценных факторов,

 основой общества является развитие науки и техники.

26.Для социально-материалистической модели характерно утверждение о том, что:

 выдающаяся личность не играет никакой роли в истории,

 выдающаяся личность играет определяющую роль в обществе,

 все социальные группы, слои, общности, индивиды являются, движущими силами развития общества,

 общественная жизнь — случайный процесс.

27.Социальные законы с точки зрения материалистической модели являются:

 всеобщими,

* динамическими,

+ статистическими.

28. …… – объективная социальная реальность, реальный процесс жизни людей, определяющую основу которого составляет производство материальных благ. Общественное бытие

29.Сознательная целеустремленная деятельность людей (масс, классов, личностей, других общностей), направленная на изменение, развитие и сохранение социальных условий – это … фактор. субъективный

30. … – наука об общих закономерностях самоорганизации сложных систем. синергетика

Раздел IV. Общество как саморазвивающаяся система

1. “Упорядоченная, самоуправляемая целостность разнообразных общественных отношений, носителями которых являются индивиды и социальные группы”, — это определение:

 цивилизации,

 нации,

 социальной системы,

 общественно-экономической формации,

 государства,

 класса.

2.Социальная система обладает такими качествами, как:

 сверхсложность,

 иррациональность,

* наличие интегративного качества,

 самоуправляемость,

 устойчивость,

 слабая предсказуемость развития,

 иерархический характер.

3.Система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности – это …:

4.Производственные отношения – это отношения:

 нравственные,

 семейные,

* собственности,

 идеологические,

 потребления,

 распределения,

 управления,

 политические,

 правовые,

 обмена.

5. … — это коренные качественные изменения в системе «наука – техника — производство» при ведущей роли науки. НТР

6.Для научно-технической революции XX в. как социального явления характерны такие особенности, как:

 внедрение машин в производство,

 научная революция опережает техническую,

 наука является ведущим фактором производительных сил,

 механизация производства,

 замена функций интеллектуального труда,

 локальный характер,

 совпадение революций в науке и технике,

 использование достижений науки и техники в отдельных отраслях,

 служебная роль науки по отношению к производству,

 глобальный характер,

 замена функций физического труда.

7.Социальная сфера как подсистема общества включает такие элементы, как:

 род,

 племя,

 партии,

 народ,

 классы,

 государство,

 творческие союзы,

 нации,

 страты,

 профессиональные союзы.

8.Основные классообразующие признаки – это:

 образование,

 квалификация,

 место в исторически определенной системе производства,

 политические взгляды,

 способ получения и доля общественного богатства,

 положение в системе власти,

 престиж,

 отношение к средствам производства,

 роль в общественной организации труда.

9.Наиболее важные признаки нации как социальной общности – это общность:

 территории,

 языка,

 культуры,

 религии,

 экономических связей,

 политических взглядов,

 психологического склада.

10.Социальная мобильность – это:

 переход человека из одной социальной группы в другую с понижением, повышением или сохранением социального статуса,

 активные миграционные процессы в обществе,

 возможность свободного передвижения по территории государства.

11.Политическая сфера как подсистема общества включает такие элементы, как:

 сословия,

 государство,

 племя,

 политические организации,

 народ,

 творческие союзы,

 партии,

* нации,

 общественные организации.

12.Основные признаки выделения страт – это:

 отношение к средствам производства,

 положение в системе власти,

+ социальный статус,

 место в исторической системе производства,

* культурный уровень,

 образ жизни,

 профессия,

 уровень дохода,

* образование,

+ роль в организации труда.

13.Формы политического режима – это:

 монархия,

 демократия,

 конфедерация,

 диктатура,

 авторитаризм,

 тоталитаризм,

 республика,

 федерация.

14.…. — это форма политического режима, которая основана на неограниченной власти класса или группы людей данного класса”. диктатура

15.Цивилизационная сущность государства состоит в:

+ подавлении эксплуатируемых,

 защите интересов господствующих классов,

* регулировании общественных отношений в интересах всех социальных общностей,

 охране частной собственности.

16.По типам государства можно разделить на:

 феодальные,

 тоталитарные,

 рабовладельческие,

 буржуазные,

 правовые,

 демократические,

 авторитарные,

 социалистические.

17. … режим — это система насильственного политического господства, характеризующаяся всеобъемлющим вмешательством бюрократического государства во все проявления жизни общественного организма и жизнь отдельных личностей. тоталитарный

18.Формы правления – это:

 абсолютная монархия,

 демократия,

 унитаризм,

 президентская республика,

 диктатура,

 авторитаризм,

 федерация,

 тоталитаризм,

 конфедерация.

19.Установите соответствие между формами общественного сознания и их главными функциями:

1) Искусство.

2) Религия.

1) эстетическая,

2) мировоззренческая,

3) регулятивная,

4) методологическая,

5) нормативная,

6) познавательная,

7) прогностическая.

20.Общественная психология связана с:

 классовыми и национальными интересами,

 проникновением в общественное сознание теорий и идей, защищающих экономические интересы людей,

 общественным сознанием, эмоциональной и волевой сферами.

21.Формы общественного сознания – это:

* философия,

 культура,

* мораль,

* право,

* религия,

 общественная психология,

 искусство,

 идеология.

22.Сфера духовного бытия общества, выполняющая нормативную функцию, – это … сфера:

 научная,

 эстетическая,

+ нравственная,

* политическая,

 философская.

23.…… — это специфическое средство отражения и выражения жизни в форме художественных образов, предметом которого является реальная действительность и внутренний мир человека, его чувства и переживания. искусство

24. Идеология – это:

+ систематизированное отражение социальной действительности,

* систематизированное отражение действительности с позиций определенных социальных сил, которое дается в теоретической форме,

 отражение классовых интересов в религиозных концепциях,

 система взглядов на политические партии и политическую борьбу,

 совокупность представлений о развитии общества и месте человека в нем.

25. Система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства, – это…? политика

26.Установите соответствие между уровнями и видами общественного сознания:

1 Обыденное.

2 Теоретическое.

1) Эмпирические знания, народное творчество, общест-венная психология.

2) Идеология, наука, профес-сиональное искусство.

3) Идеология, общественная психология, наука.

4) Эмпирические знания, иде-ология, профессиональное искус-ство.

5) Идеология, наука, общест-венная психология.

27. Одна из древнейших форм духовной деятельности, основой которой является вера в сверхъестественное, – это…? религия

28.Идеология как сфера общественного сознания – это:

+ чувства, настроения, иллюзии,

* система идей, концепций,

 следование традициям,

 выражение коренных интересов общности,

 отражение сущности общественных отношений,

 отражение повседневных условий жизни,

 поверхностное отражение реального бытия.

29. …… – это совокупность норм, правил и принципов поведения, исторически выработанных обществом и реализующихся в практике поведения. мораль

30. …. — сфера человеческой деятельности, направленная на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире. познание

Раздел V. Субъекты и движущие силы социального развития. Человек и исторический процесс.

1.Движущие силы общества с материалистической точки зрения – это:

 прогрессивная историческая деятельность,

 божественное предопределение,

 любая человеческая деятельность,

* классы и классовая борьба.

2.Индивиды и социальные общности, которые осознают свое место в обществе, руководствуются социально значимыми целями и участвуют в их осуществлении, – это … истории. субъекты

3.С точки зрения материалистического понимания общества поступки людей определяются:

 традициями,

 религиозными взглядами,

 природными условиями,

 божественным предопределением,

 интересами,

 социальными институтами.

4.Содержание понятия «интерес» с позиций материалистического объяснения общества – это:

 желания, склонности, расположения, испытываемые людьми,

 причина, стимулирующая деятельность индивидов, общностей, обусловленная прежде всего их положением в системе общественных отношений,

 субъективное отношение человека к предметам и явлениям действительности,

 польза, выгода, корысть.

5.С позиций идеалистического взгляда на движущие силы исторического процесса верным является суждение о том, что:

+ народ играет решающую роль в истории,

* определяющая роль в обществе принадлежит «элите»,

 народ – противоречивая общность,

* народ — пассивная толпа,

 ход истории зависит от божественного начала,

* решающая роль в истории принадлежит выдающимся личностям.

6.С позиции идеалистического понимания общества верно суждение о том, что:

 роль народа в процессе общественного развития возрастает,

 народ – творец истории,

 народ – толпа,

 народ – прогрессивно мыслящие классы общества.

7.Возможности народа в социальной деятельности:

 безграничны,

 ограничены.

8.Из допущения, что общественное развитие целиком определяется сознанием и волей великих людей, следует, что:

* исторический процесс совершается закономерно,

 научное познание общества невозможно,

 общественная жизнь не имеет объективных законов,

* научное познание и предвидение исторических событий возможно,

 развитие общества невозможно,

 ход истории заранее предопределен и неизбежен,

* общественная жизнь — случайный процесс.

9.Народ как социальная общность с позиций материалистического подхода – это:

 все население данной страны,

 трудящиеся классы,

* те классы, слои и социальные группы, которые содействуют общественному прогрессу,

 те классы и слои общества, которые создают материальные ценности,

 прогрессивно мыслящие слои общества.

10.Субъективно-сознательный признак, характеризующий народ как объективно складывающуюся социальную общность, — это:

 содействие общественному прогрессу,

 создание материальных ценностей,

 общая идея и судьба, цементирующая народ в целостность,

 создание материальных и духовных ценностей.

11. С точки зрения идеалистической модели общества верным является положение о том, что:

 народ играет решающую роль в истории,

 ход истории не зависит ни от действий личности, ни от деятельности народа,

 определяющую роль в обществе играет “элита”,

* роль народа в истории возрастает.

12.С позиций материалистического взгляда верным является суждение о том, что:

 ход истории не зависит ни от действий личности, ни от деятельности народа,

* народ играет решающую роль в истории,

* возрастание роли народа в истории – непрерывно расширяющийся, ускоренный процесс,

 определяющая роль в обществе принадлежит «элите»,

* возрастание роли и активности народа – тенденция общественного развития,

 народ – противоречивая общность.

13.Природа человека определяется:

 исключительно его принадлежностью к миру живого,

 взаимодействием биологического и социального начал,

 только социальными факторами,

 инстинктами,

 божественным предопределением.

  1. Сущность человека состоит в том, что:

 его поведение определяется биологическими законами,

 это социальное существо, биологические факторы не влияют на его поведение,

 решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты,

 человек прежде всего социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы,

 его поведение полностью предопределено генотипом.

15.Самосознание, свобода выбора, ответственность характеризуют:

 индивидуальность,

 человека,

 личность,

 индивида.

16. …. – это уникальность, неповторимость конкретного человека, обусловленная своеобразием сочетания биологического, психологического, социального. индивидуальность

17. Динамическая, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социальных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности – это…? личность

18. …. – это более или менее ограниченная группа лиц или скопление людей по любому поводу, для которых характерны такие черты как возбудимость, непредсказуемость и неустойчивость действий, иррациональность поведения. толпа

19. Согласно материалистическому объяснению общества под «исторической личностью» понимается личность, которая:

+ способствует прогрессивному развитию общества,

* оказывает существенное влияние на общественный процесс благодаря своим индивидуальным качествам,

 ставит целью служение Богу,

 определяет ход истории.

20. Решающая роль в появлении исторической личности с позиций материалистического объяснения общества принадлежит:

 незаурядным качествам личности,

 социальным условиям, общественным потребностям,

 биологическим законам,

+ генетическим особенностям личности,

 случайным обстоятельствам.

21. Фактор, являющийся случайным в появлении исторической личности, — это:

* общественная потребность,

 объективные законы,

 социальные условия,

+ индивидуальные качества личности.

22. Общепризнанное влияние личности, основанное на знаниях, опыте, нравственных достоинствах, — это:

 тирания,

* культ,

 авторитет,

 деспотизм,

 лоббизм.

23. Индивид усваивает социальные нормы и культурные ценности того общества, к которому принадлежит, в процессе:

+ образования,

* социализации,

 адаптации.

24. Соотношение понятий «человек» и «личность» правильно выражается суждением:

 это тождественные понятия,

 человек – антропологическое понятие, личность – социальное,

* человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью,

 главным свойством личности является наличие у неё мировоззрения и самосознания,

 личность – это общественно развитый человек.

25. Согласно материалистическому взгляду на общество выдающаяся личность – это личность, которая:

 оказывает существенное влияние на общественный процесс благодаря своим индивидуальным качествам,

+ способствует социальному прогрессу,

 определяет ход истории,

 ставит целью служение Богу.

26. Индивидуальное бытие человека является объектом философского интереса для:

 К. Поппера,

 М. Хайдеггера,

* Ж.-П. Сартра,

* Н. Бердяева,

 З. Фрейда,

 К. Маркса.

27. Основные экзистенциальные проблемы, то есть проблемы, связанные с переживанием человеком собственного пребывания в мире, — это:

 смерть,

* психика,

 жизнь,

* свобода,

 истина,

 гипотеза,

 любовь,

 счастье,

 труд.

28.Направление философии XX в., сделавшее проблемы бытия человека, его переживания объектом специального анализа, — это:

 постпозитивизм,

 неотомизм,

 постмодернизм,

 экзистенциализм,

 герменевтика.

29. …… – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение или совершать поступки в соответствии со своими целями, идеалами и оценками, соотнося их с интересами и целями общества. свобода

30. Свобода – это:

* полная независимость от обстоятельств,

* вседозволенность, возможность действовать без ограничений,

 осознанная и практически освоенная необходимость,

 деятельность, опирающаяся на разум и волю,

 способность субъекта принимать решения со знанием дела,

* возможность действовать самостоятельно в соответствии со своими интересами.

ь действовать самостоятельно в соответствии со своими интересами.

Ответов пока нет
Рекомендуем личную консультацию

Татьяна

Я многогранна. Могу проконсультировать, как в житейских вопросах, так и в многих научных направлениях. Образование в сфере математики, IT, информатики.
Посмотреть всех экспертов из раздела Учеба и наука > Философия