Аттестация - вопрос №202808

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года №209 утвержден новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. С 1 января 2011 года данный порядок вступил в силу. Новый порядок понимается как стимул поддержки отечественного учительства, так как предполагает модернизацию системы педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации учителей с учетом ихмотивации и индивидуальных потребностей. В связи с этим наш институт повышения квалификации организовал и провел более 20 курсов для будущих экспертов по аттестации педагогических кадров. Основная задача данных курсов – обеспечение резерва высококвалифицированных специалистов, способных провести качественную экспертизу и оказать консультационные услуги работникам образования в развитии их профессиональных компетентностей. В рамках этих курсов большое внимание было уделено развитию экспертной позиции слушателя, коммуникативной компетентности (умение вести диалог, предотвращать конфликты), технологической компетентности эксперта (владение технологией экспертизы, методами экспертной оценки), умению осуществлять профессиональную экспертно-аналитическую и консультационную деятельность (по необходимости) в проблемном поле базовых профессиональных компетентностей педагогов. При разработке программ для обучения экспертов было предложено учитывать особенности организации содержания образовательного процесса на разных уровнях образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, дополнительное), особенности экспертизы, учитывать специфику учреждения. Однако деятельность областных аттестационных комиссий показывает, что педагоги, прошедшие профессиональную экспертизу на первую и высшую категории, не всегда четко представляют критериально-оценочный аппарат, на основе которого проводилась данная экспертиза, затрудняются в ответах на вопросы о профессиональных компетентностях, не владеют технологий самооценки. Анализ данных ситуаций порождает закономерный вопрос о качестве проведения профессиональной экспертизы экспертами ряда территорий. Уважаемые коллеги, выскажите свое мнение по данному вопросу. Чем объяснить подобные явления: формальным подходом эксперта к своей деятельности, недостаточным уровнем готовности эксперта, педагога, (однако почему он успешно прошел экспертизу и был допущен к аттестации?) или другое. Какие пути решения данной проблемы, вы видите? С уважением Оганезова Лорине Мовсесовна, методист отдела учебно-методической и организационной работы ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО.

Лучший ответ по мнению автора

Уважаемая Лорине Мовсесовна, здравствуйте. Вопрос Вы задали и простой, и сложный одновременно. Он затрагивает много аспектов.

Во-первых, материальное положение психологов и педагогов в большинстве регионов остается плачевным. Поэтому, психологов с «хорошим» образованием в школах нет или почти нет. Молодых педагогов также почти нет. В силу этого аттестующие порой лояльно подходят к экспертизе профессиональных компетентностях, давая возможность чуть приподнять зарплату, хотя и для высшей категории она недопустимо мизерна (во многих регионах менее 10 т.р.). Это, так сказать, из гуманных соображений, чтобы удержать имеющихся. 

Во-вторых, скользкий сам вопрос о "базовых профессиональных компетентностях" педагогов и тех кто призван их оценивать. Не хочу обобщать, но мне кажется, что "базовые профессиональные компетентности" работников школ и работников разного рода институтов постдипломного образования располагаются несколько в разных плоскостях. Я не беру в расчет тех преподавателей-экспертов, которые практически работают в школах (не курируют проекты, а ведут повседневную рутинную работу), совмещая ее с работой в институте. Педагоги, сделавшие карьеру в вузах или структурах управления образованием, по-моему, имеют серьезные проблемы с пониманием тонкостей и проблем этой рутинной работы. И это вплоть до министра. А еще более показательно — предыдущий министр. Там своя тусовка, в школах — своя.

Что касается нового порядка аттестации, то главным мотивом его внедрения, помимо решения проблемы чьей-то занятости (чьей, интересно), является идея экономии бюджетных средств. Учитывая стареющий контингент преподавателей и «накопленную годами» высшую категорию, логично попытаться скинуть большинство на вторую или вообще «на соответствие». Что, в общем-то, успешно делается.  

Мне пришлось в этом году аттестовываться, отсюда такие мои выводы. Интересно, что с начала года аттестуемым предлагались вопросы, на которых заведомо нельзя было получить необходимые баллы, на случай, если будут претенденты на высшую. С лета их вроде заменили. Я думаю, конкретный порядок в каждом регионе свой, может в Вашем все не так. Но мне помогло пройти эту процедуру только то, что я работал в этом институте незадолго до этого, т.е., побывал и «по ту сторону». Так что все неоднозначно как-то.   

    

13.02.12
Лучший ответ по мнению автора

Другие ответы

Добрый день, Анатолий Михайлович! Я просмотрела аттестационные материалы многих регионов — от накопительного портфолио и тестов до экзамена в форме ЕГЭ. Ростовская область взяла за основу модель, предложенную    Департаментом  общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, практически ничего не изменив. Эта модель основана на оценке уровня квалификации педагога, предполагающая экспертную оценку профессиональных и личностных компетенций по 6 направлениям. Эксперту либо нужно обладать самому специальными компетенциями, либо формально подходить к этой оценке, делая вид, что ему удалось объективно провести экспертизу, ведь по приказу министерства эксперт должен в течении 12 дней проводить исследование. А если в неком ,,,,, яновском районе он практически один по данному направлению, а аттестуемых много, о каком качестве экспертизы может идти речь. Ни один директор школы не отпустит своего учителя на такую долгосрочную процедуру. Вот и приходится экспертам за два дня, основываясь на ситуативных ощущениях и одном уроке выносить свои оценочные суждения и писать шаблонные экспертные заключения.

Вот экспертный лист оценки:

1. Компетентность в области личностных качеств

1.1. Эмпатийность и социорефлексия

 

 

1

2

3

4

5

1

Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса

 

 

 

 

 

2

Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания

 

 

 

 

 

3

Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе

 

 

 

 

 

4

Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося

 

 

 

 

 

5

Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся

 

 

 

 

 

1.2. Самоорганизованность

 

 

1

2

3

4

5

1

Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей урока

 

 

 

 

 

2

Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности

 

 

 

 

 

3

Рабочее пространство учителя хорошо организовано

 

 

 

 

 

4

Своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации

 

 

 

 

 

5

Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой

 

 

 

 

 

 1.3. Общая культура

 

 

1

2

3

4

5

1

Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы

 

 

 

 

 

2

Поведение и внешний вид учителя соответствуют этическим нормам

 

 

 

 

 

3

Осведомлен об основных событиях и изменениях современной социальной жизни

 

 

 

 

 

4

Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении

 

 

 

 

 

5

Высказывания учителя построены грамотно и доступно для понимания, его отличает высокая культура речи

 

 

 

 

 

 2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической

деятельности

2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и

индивидуальными особенностями обучающихся

 

 

1

2

3

4

5

1

Умеет обоснованно ставить цели обучения по предмету

 

 

 

 

 

2

Умеет ставить цели урока в соответствии с возрастными особенностями обучающихся

 

 

 

 

 

3

Корректирует цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока

 

 

 

 

 

4

Умеет ставить цели урока в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся

 

 

 

 

 

5

Знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока

 

 

 

 

 

2.2.Умение перевести тему урока в педагогическую задачу

 

 

1

2

3

4

5

1

Умеет формулировать цели и задачи на основе темы урока

 

 

 

 

 

2

Умеет конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных задач

 

 

 

 

 

3

Умеет сформулировать критерии достижения целей урока

 

 

 

 

 

4

Умеет добиться понимания обучающимися целей и задач урока

 

 

 

 

 

5

Умеет соотнести результаты обучения с поставленными целями

 

 

 

 

 

 2.3. Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач

 

 

1

2

3

4

5

1

Умеет вовлечь обучающихся в процесс постановки целей и задач урока

 

 

 

 

 

2

Предлагает обучающимся назвать результаты деятельности на уроке и способы их достижения

 

 

 

 

 

3

Предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с изучаемой темой

 

 

 

 

 

4

Спрашивает, как обучающиеся поняли цели и задачи урока

 

 

 

 

 

5

Обучающиеся принимают участие в формулировании целей и задач урока

 

 

 

 

 

 

3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности

3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности

 

 

1

2

3

4

5

1

Умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету

 

 

 

 

 

2

Отмечает даже самый маленький успех обучающихся

 

 

 

 

 

3

Демонстрирует успехи обучающихся родителям

 

 

 

 

 

4

Демонстрирует успехи обучающихся одноклассникам

 

 

 

 

 

5

Умеет дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех

 

 

 

 

 

 3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся

 

 

1

2

3

4

5

1

Выстраивает деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации

 

 

 

 

 

2

Владеет большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета

 

 

 

 

 

3

Использует знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности

 

 

 

 

 

4

Умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке

 

 

 

 

 

5

Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой учителем: содержание, методы, результаты и др.

 

 

 

 

 

3.3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся

 

 

1

2

3

4

5

1

Умеет активизировать творческие возможности обучающихся

 

 

 

 

 

2

Демонстрирует практическое применение изучаемого материала

 

 

 

 

 

3

Поощряет любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий

 

 

 

 

 

4

Дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности

 

 

 

 

 

5

Создает условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания по предмету: олимпиады, конкурсы, проекты и т.д.

 

 

 

 

 

 4. Компетентность в области обеспечения информационной основы

деятельности

4.1. Компетентность в методах преподавания

 

 

1

2

3

4

5

1

Своевременно вносит коррективы в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации

 

 

 

 

 

2

Применяемые методы соответствуют целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы

 

 

 

 

 

3

Применяемые методы соответствуют имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы

 

 

 

 

 

4

Владеет современными методами преподавания

 

 

 

 

 

5

Обоснованно использует на уроках современные информационно-коммуникативные технологии

 

 

 

 

 

 4.2. Компетентность в предмете преподавания

 

 

1

2

3

4

5

1

Хорошо знает преподаваемый предмет

 

 

 

 

 

2

Рабочая программа по предмету построена с учетом межпредметных связей

 

 

 

 

 

3

При подготовке к урокам использует дополнительные материалы по предмету (книги для самообразования, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.)

 

 

 

 

 

4

В процессе формирования новых знаний опирается на знания обучающихся, полученные ими ранее при изучении других предметов

 

 

 

 

 

5

Добивается высоких результатов по преподаваемому предмету

 

 

 

 

 

 4.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности

 

 

1

2

3

4

5

1

Ориентируется в социальной ситуации класса, знает и учитывает взаимоотношения обучающихся

 

 

 

 

 

2

Хорошо знает Конвенцию о правах ребенка и действует в соответствии с этим документом

 

 

 

 

 

3

Систематически анализирует уровень усвоения учебного материала и развития обучающихся на основе устных и письменных ответов, достигнутых результатов и др. диагностических показателей

 

 

 

 

 

4

Имеет «банк» различных учебных заданий, ориентированных на обучающихся с различными индивидуальными особенностями

 

 

 

 

 

5

Подготовленные учителем характеристики обучающихся отличаются хорошим знанием индивидуальных особенностей, обоснованностью суждений

 

 

 

 

 

 5. Компетентность в области разработки программы деятельности и

принятия педагогических решений

5.1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу

 

 

1

2

3

4

5

1

Знает основные нормативные документы, отражающие требования к

содержанию и результатам учебной деятельности по предмету, учебники и УМК по преподаваемому предмету, допущенные или рекомендованные Минобрнауки РФ

 

 

 

 

 

2

Может провести сравнительный анализ учебных программ, УМК, методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету, выявить их достоинства и недостатки

 

 

 

 

 

3

Обоснованно выбирает учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету

 

 

 

 

 

4

Рабочая программа учителя предполагает решение воспитательных задач

 

 

 

 

 

5

Рабочая программа учителя составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее

обоснованность

 

 

 

 

 

 5.2. Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы

 

 

1

2

3

4

5

1

Вносит изменения в дидактические и методические материалы с целью достижения высоких результатов

 

 

 

 

 

2

Самостоятельно разработанные учителем программные, методические и дидактические материалы по предмету отличает высокое качество

 

 

 

 

 

3

Продуктивно работает в составе рабочих групп, разрабатывающих и реализующих образовательные проекты, программы, методические и дидактические материалы

 

 

 

 

 

4

Выступает перед коллегами с информацией о новых программных, методических и дидактических материалах, участвует в конкурсах профессионального мастерства

 

 

 

 

 

5

Проводит обоснование эффективности реализуемой рабочей программы, новых методических и дидактических материалов

 

 

 

 

 

 5.3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях

 

 

1

2

3

4

5

1

Поощряет высказывания и выслушивает мнения обучающихся, даже если они

расходятся с его точкой зрения

 

 

 

 

 

2

Коллеги по работе используют предложения учителя по разрешению

актуальных вопросов школьной жизни

 

 

 

 

 

3

Умеет аргументировать предлагаемые им решения

 

 

 

 

 

4

Умеет пересмотреть свое решение под влиянием ситуации или новых фактов

 

 

 

 

 

5

Учитывает мнение родителей, коллег, обучающихся при принятии решений

 

 

 

 

 

 6. Компетентность в области организации учебной деятельности

6.1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения

 

 

1

2

3

4

5

1

Умеет устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, вести с ними диалог

 

 

 

 

 

2

Умеет разрешать конфликты оптимальным способом

 

 

 

 

 

3

Умеет насыщать общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами

 

 

 

 

 

4

Умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявляет себя как член команды при разработке и реализации различных мероприятий,

проектов, программ и др.

 

 

 

 

 

5

Умеет создать рабочую атмосферу на уроке, поддержать дисциплину

 

 

 

 

 

 6.2. Умение организовать учебную деятельность обучающихся

 

 

1

2

3

4

5

1

Использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать

 

 

 

 

 

2

Формирует у обучающихся навыки учебной деятельности

 

 

 

 

 

3

Излагает материал в доступной форме в соответствии с дидактическими принципами

 

 

 

 

 

4

Умеет организовать обучающихся для достижения запланированных результатов учебной деятельности

 

 

 

 

 

5

Умеет организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-

пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.)

 

 

 

 

 

 6.3. Умение реализовать педагогическое оценивание

 

 

1

2

3

4

5

1

Учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании

 

 

 

 

 

2

Аргументирует оценки, показывает обучающимся их достижения и недоработки

 

 

 

 

 

3

Применяет различные методы оценивания обучающихся

 

 

 

 

 

4

Умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся

 

 

 

 

 

5

Способствует формированию навыков самооценки учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.02.12

Добрый вечер, Лорине Мовсесовна. 

В моем случае в экспертном заключении был такой заведомо «непроходной» пункт, который я считаю абсурдным для аттестации психологов общеобразовательной школы: Кол-во детей, получающих наряду с психол. помощью дополнительные услуги по направлению работы: лечебный массаж, психиатрическую и медицинскую помощь. 

3 — 100% обучающихся получают; 2 — от 50 до 100%; 1 — менее 50% получают дополнительные образовательные услуги на бесплатной основе.

Никто из причастных к аттестации специалистов не смог объяснить, как в обычной школе могут быть дети, требующие психиатрической помощи, да еще в таких количествах. Не объяснили откуда взялся этот пункт, но и из заключения не решились убрать. Были и еще несколько таких мягко говоря нечестных приема для снижения категорий, особенно в части участия в международных… А баллов требовалось более 90% для высшей категории. Сейчас эти пункты убрали и требования смягчили, но мнение, что основной мотив Министерства образования — экономия средств — так и осталось.

В представленной Вами анкете много интересных пунктов, видно, какая работа должна быть проведена, чтобы сначала сформировать данные компетенции, а потом пытаться оценивать. Причем, методы оценки не столь очевидны. А в целом, как я вижу изнутри, меры контроля «сверху», в основном, негативно сказываются на образовательном процессе.  

17.02.12

А в коррекционных школах с аттестацией психологов ситуация вообще плачевная. Т.к. в том же ИПКРО большинство не имеют представления о специфике работы психолога, но оценивать как-то надо.

04.03.12

Уважаемые коллеги! Извините за задержку моего комментария на Ваши вопросы.

Что касается этой таблицы оценки экспертами уровня квалификации педагогических работников, она действительно очень интересна и впервые дает возможность баллированной, а не аналитической, оценке деятельности (Болонские соглашения, увы Россия все шире и шире открывает окно в Европу)

Для подтверждения требований первой квалификационной категории нужно набрать от 3.3 до 4.29 баллов, а на высшую — от 4.3 до 5 баллов. Оценивание производится по принципу «5» — абсолютно представлен параметр, «4» — в большинстве случаев, «3» — итак, и этак, в среднем ни да, ни нет в зависимости от условий, «2»-  слабо выявлен параметр, «1» — почти не выявлен. В итоге подготовленный педработник в целом в нашей Ростовской области без особых препятствий набирает нужное количество баллов, и эксперт, посетив один или два урока и проанализировав всю методическую систему педработника, определяет его итоговый балл, который является средним арифметическим по всем показателям, а затем по шести базовым компетенциям.

Что касается экспертизы деятельности педагога-психолога, действительно, есть сложности. Мы готовим в рамках курсов экспертов по новой модели аттестации, и их деятельность позиционируется нами исключительно как распредмеченная, не связанная ни с каким то предметным содержанием, это специалисты как в правой, так и в левой ноздре, наша кафедра психологии принимает в этом активное участие. 

24.03.12

Татьяна

Читать ответы

Наталия

Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Учеба и наука > Педагогика
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store