Необщительный ребенок - вопрос №2981998

Добрый день! Ребенок (девочка 11 лет) очень не общительная. В классе она дружит с одной девочкой и все. С другими на контакт не охотно идет. Она считает, что когда сама подходишь и разговариваешь с человеком, то это навязываешься ему. пыталась ее переубедить, но ничего не получается. Продолжает настаивать на том, что навязываться никому не будет. По характеру она добрая и жалостливая, очень переживает, когда какие-то случаи происходят, что ее не принимают в игру или в общение. Боюсь, что она вырастет замкнутой и не общительной.Помогите в решении этого вопроса и как ей помочь и что делать? Спасибо!

Ответы

Здравствуйте, Елена!

«Помогите в решении этого вопроса и как ей помочь и что делать?»  — На этот вопрос можно ответить только при личном общении с ребёнком. В подобных случаях причины такого поведения детей всегда находятся в семейном окружении и общении с близкими. Что-то вызвало такую реакцию её психики. Это могут быть как значимые события, так и какая-то мелочь для вас, но для ребёнка это оказалось сложным психическим вопросом, столкновение с которым включило перечисленные вами особенности. Лучшим вариантом будет отвести ребёнка к детскому психологу на индивидуальный приём, сейчас достаточно много форматов работы с детьми в игровой или творческой форме, где в непринуждённой обстановке можно будет понять возможные психические особенности ребёнка.

04.09.18
Добрый день! Очень желательно бы выяснить причину её поведения, но это непосредственно работа вашей девочки с детским психологом. Основываясь на вашей информации можно только предполагать.
Возможные причины необщительности вашего ребёнка:
  • Болезнь. Некоторые заболевания сказываются на психологическом состоянии ребёнка. Часто болеющие дети тоже в группе риска. Они могут стать необщительными, потому что много времени проводят дома, не посещают школу или детский сад.
  • Темперамент. Иногда замкнутость может быть связана с психологическими особенностями ребёнка. Ваш малыш – флегматик, и тогда определенная доля замкнутости – его врождённая черта. В таком случае малышу более комфортно находиться в одиночестве. Ему интереснее занятия, которые требуют уединения: например, он любит лепить, рисовать, конструировать, делать поделки и т.п. Тут коррекцией ничего не добьёшься. В этом случае родителям стоит быть более осторожными и чуткими к своему ребёнку. И опасения, что что-то не так, ложны. Главное: не стремиться перевоспитать такого малыша. Ведь грубое вторжение во внутренний мир ребёнка может только навредить – и тогда ребёнок уйдёт глубоко в себя.
  • Нехватка общения и внимания. Возможно, вы очень заняты на работе и у вас не хватает времени на общение с малышом. В этом случае ребёнок, оставаясь наедине с собой, всё чаще будет замыкаться.
  • Без коммуникаций. Так сложилось, что в 21 веке люди чаще стали пользоваться гаджетами. Видя, что родители, старшие братики и сестрички больше времени «сидят» на телефоне, в компьютере и т.п., ребёнок неосознанно делает вывод, что общение – не такая уж и важная штука для жизни. Выделите больше времени вечером для общения с семьёй, а не с виртуальным миром.
  • Отношения в семье. Возможно причина заключается в проблемах внутри семьи. Если родители постоянно ругаются между собой, это сразу отражается на малыше. Он начинает отдаляться от мамы и папы и всех окружающих. Малыш просто прячется в своем мирке, где «родители любят друг друга». В таком случае ребёнок остро чувствует одиночество, ищет причину в себе, и в конце закрывается, тяжело идёт на контакт со сверстниками. Попытайтесь найти немного времени, чтобы показать ребёнку, что он вам небезразличен.
  • Строгость родителей.Завышенные требования подавляют инициативу малыша, он может начать чувствовать себя ненужным, непринятым, и в результате ребёнок замыкается, мало общается
  • Тяжёлая психологическая травма.Ребёнок может уйти в добровольную психологическую изоляцию от окружающего мира после сильного стресса. К примеру, он потерял кого-то из членов семьи, родители развелись, близкие болеют или часто громко скандалят прямо при ребёнке. Так же малыш мог чего-то сильно испугаться (например, большого пса, машины и т.п.).
  • Постоянное недовольство родителей поступками и словами ребёнка.Очень часто причиной необщительности ребёнка является постоянное недовольство его разговорами или действиями одного из членов семьи. Ребёнку постоянно внушают, что он всё делает не так: то он слишком медленно ест, то долго одевается, то громко шумит, то очень тороплив (или медлителен), то слишком громко (или тихо) разговаривает, не так ходит, не так сидит… Постоянное одёргивание делает ребёнка нервным, неуверенным в своих действиях. В результате он может стать необщительным.
  • Частные физические наказания, особенно если они несоразмерны проступку.
Что вам делать? Действовать:
  • Расширяйте круг общения малыша. Водите его на площадку, в парк, в зоопарк. Туда, где всегда много других детей. Естественно, он не сразу начнет с ними общаться, пусть какое-то время постоит в стороне. Постепенно, если всё происходит без давления, он начнёт принимать участие в общих играх и разговаривать с новыми друзьями.
  • Обеспечивайте ребёнку тактильный контакт. При разговоре с посторонними или находясь в новых, незнакомых ребёнку местах, всегда держите его за руку. Необщительные дети отчаянно нуждаются в ощущении безопасности. Чаще обнимайте малыша дома. Научитесь делать лёгкий расслабляющий массаж, и делайте его ребёнку перед сном.
  • Учите малыша выражать свои чувства словами. Если он снова уселся у окна в одиночестве, не игнорируйте это. Обязательно задайте крохе наводящие вопросы: «Тебе грустно?», «Ты грустишь, потому что на улице дождь?», «А когда он закончится, тебе станет веселее?». Предлагайте ребёнку «замещать» негативные эмоции. В период грусти из-за дождливой погоды предложите ему порисовать вместе или посмотреть мультфильмы. Обязательно обсудите с ним то, что вы сделаете.
  • Рассказывайте о своих чувствах к ребёнку: о том, что вы скучали на работе без него, что вам его не хватает, что вы его любите.
  • Создавайте ситуации, когда общение необходимо. К примеру, попросите его взять в магазине упаковку конфет и уточнить у кассира её стоимость. Он хочет эти сладости, но вы делаете вид, что не знаете, сколько за них нужно заплатить. Уверена, малыш пересилит себя и сумеет задать вопрос незнакомому человеку. Если нет, значит, ребёнок ещё не готов. Не торопите его. Создайте похожую ситуацию через неделю.
  • Читайте ребенку сказки, в которых много диалогов между героями. Тексты таких сказок легко можно найти в интернете.
  • В играх предпочтение отдайте тем, которые требуют коммуникаций. Например, можно создавать истории по картинкам. Или вместе с ребёнком играть игрушками и вести диалог.
  • Чаще спрашивайте мнение ребёнка по тем или иным семейным вопросам.Например, что сегодня приготовить на ужин? Куда пойдём в выходные? Что подарим папе на день рождение или маме на 8 марта? Создавайте ситуации каждый день, когда вы сможете интересоваться мнением ребёнка.
  • Учите ребёнка знакомиться: можете устраивать спектакли с куклами, которые одеваются на руку.

И не надо бояться, что ваша доченька вырастет какой-то… замкнутой, необщительной. Наблюдайте за ней и учите, при этом дайте ей возможность оставаться самой собой. Удачи

Не забывайте оценивать ответы.
04.09.18
Здравствуйте, Елена.
    «Она считает, что когда сама подходишь и разговариваешь с человеком, то это навязываешься ему.» — откуда у нее такое убеждение (ну не родилась же она с ним, верно?) и почему это «плохо» (этот вопрос Вам, не ей)?
    «По характеру она добрая и жалостливая, очень переживает, когда какие-то случаи происходят, что ее не принимают в игру или в общение.» — что Вы (это главное!!!) чувствуете, когда это происходит? Вину?
    «Боюсь, что она вырастет замкнутой и не общительной.» — почему Вы (!!!) этого боитесь?
    Вы рассказываете как бы о дочери, но (по факту) сообщаете нам о своих страхах, о том, что не готовы принимать ее безусловно (желании переделать, изменить) и каких-то негативных установках (такое поведение хорошее, а такое плохое. Надо чтобы было хорошее!). Т.е. Вы пишете о собственных проблемах, решить которые собираетесь влияя на ребенка («как ей помочь и что делать?»). Но ведь ребенок всему научился у Вас (даже не сомневайтесь, все ее паттерны — Ваши!). Как Вы ее собираетесь научить чему-то новому, если сами этого не умеете? По сему, для начала, разберитесь с собственными проблемами, обретите те навыки, которым хотите научить ребенка. И ребенок, смотря на Вас, будет у Вас учиться. А чтобы измениться самой, Вам потребуется помощь. Обращайтесь.

04.09.18
Здравствуйте. Елена, есть предположение, что Ваш ребенок очень умный, чуткий и интуитивно выбирает наилучшую форму поведения, чтобы не угодить в настоящую мясорубку школьных взаимоотношений. Если заставить ее расширить круг общения — это значит начать выделяться среди других, а это возможно, не посильная для нее ноша, с чем она не готова справиться пока и очень сильно будет рисковать получить от одноклассников негативную реакцию. Не стоит пытаться делать из нее школьную звезду, которую большинство девочек из присущей им ревности будут стараться погасить любыми даже жесткими средствами. Не за горой — подростковый период, который еще нужно будет пережить вам всем!
Это всего лишь мнение.
Сходите к психологу вместе.
04.09.18

Шендерова Елена

Эксперт месяца
Читать ответы

Марина

Читать ответы

Сергей Мизов

Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store