Помогите повысить уникальность Учебная мотивация— частный вид мотивации, включённой в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой - вопрос №3599033

вид, она определяется, во-первых, самой образова­тельной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвёртых, субъектными осо­бенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу. В младшем школьном возрасте ребёнок активно накапливает знания, у него формируются различные способности, он осваивает окружающий мир и познает себя. Согласно А.Н. Леонтьеву периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы является именно младший школьный возраст[17]. М.В. Матюхина вначале 1980-х гг. проводила исследование динамики учебной мотивации младших школьников. Она заметила, что наиболее важными для детей являются широкие социальные мотивы, такие как самоопределение и самосовершенствование, причем к третьему классу, по ее данным, рост указаний на такие мотивы возрастал. Мотивы долга по своей значимости занимали второе место. Учебно-познавательные мотивы у младших школьников не занимают ведущего места: у первоклассников и второклассников по числу указаний они занимают третье место после широких социальных и узколичных мотивов, а к третьему классу число указаний на значимость этих мотивов падает.Зато автор обнаружила, что в мотивации младшего школьника большое место отводится узколичным мотивам: у первоклассников и второклассников они на втором месте после широких социальных мотивов. Данные М.В. Матюхиной показали, что отрицательная мотивация, т. е. мотивация избегания неуспеха, не занимает ведущего места в структуре учебной мотивации младших школьников.[23, стр. 43]. Если говорить о первоклассниках, то большинство детей испытывает положительные эмоции при поступлении в школу. Обучающимся видится радостным первый день в школе, но в этом возрасте детей привлекает не сам фактор учения, а внешняя сторона пребывания в школе: новые яркие ручки, карандаши, учебники. В младшем школьном возрасте в связи изменением социальной ситуации развития ребенка появляются новые интересы, мотивы. Игровые мотивы становятся менее важными, хотя младшие школьники уделяют игре достаточно много времени. В свою очередь, те мотивы, которые имеют отношения к учебной деятельности, приобретают большую ценность и значимость. [9, стр. 132]. При переходе от одного возраста к другому изменяется также и тип ведущей деятельности. Вместе с тем предыдущая деятельность, не теряя свою определяющую роль, не исчезает. Таким образом, развитие личности младшего школьника происходит посредством активной учебной деятельности.Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организованно ученики легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью, возбудимы, впечатлительны и эмоциональны.Поэтому для концентрации ученикутребуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации).[13, стр.143]. Становление учебной деятельности – это сложный и продолжительный процесс, одной из составляющих которого является мотивация. Д. Б. Эльконин считал важным компонентом учебной деятельности –учебно–познавательные мотивы, за которыми стоят познавательная потребность и потребность в саморазвитии. По мнению А. К. Марковой, «становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появления новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними.[22, стр. 259]. По А. Н. Леонтьеву, мотивация имеет функцию направления деятельности. Система мотивов поддерживает и регулирует учебную деятельность. Именно иерархия мотивов формируется в младшем школьном возрасте. К концу 1 класса у большинства учащихся внутренняя позиция школьника оказывается реализованной и у младших школьников складывается сложная система мотивации учения, которая включает следующие группы мотивов: I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом: 1. Мотивы, связанные с содержанием учения — учиться побуждает узнавать новые факты, овладевать знаниями. 2. мотивы, связанные с процессом учения. Учиться для младшего школьника побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребности думать, рассуждать на уроке. II. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности: 1. Широкие социальные мотивы: а) мотивы долга и ответственности перед обществом, классом и т. п. б) мотивы самоопределения. Понимание значений знаний для будущего, а также желание подготовиться к будущей работе и самосовершенствование, т. е. получить развитие в результате учения. 2. Узколичные мотивы: а) мотивы благополучия. Стремления получить одобрение со стороны учителей, родителей, желание получать хорошие отметки. б) мотивы престижа. Желание быть среди первых учеников, быть лучшим. 3. Отрицательные мотивы — избегание неприятностей, которые могут возникать со стороны учителей, родителей, если школьник не будет хорошо учиться
15.01.20
0 ответов
Ответов пока нет

Михаил Александров

от 0 p.
Эксперт месяца
Читать ответы

Андрей Андреевич

от 70 p.
Читать ответы

Eleonora Gabrielyan

от 0 p.
Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Учеба и наука
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store