Здравствуйте! Живу в маленьком городе, посещение 2 имеющихся у нас психологов не только ничем не помогло, а даже ничего не разъяснило. Ситуация у

нас такая: Моей дочери Аглае сейчас 4,2 и она ни с кем не разговаривает. То есть она может говорить и очень даже хорошо, но говорит только с ближайшими членами семьи (5 человек нас). С самого маленького возраста, месяцев с 7, она категорически не шла к чужим на руки, не давала посюсюкать с собой. Я не настаивала, никогда даже не думала её за это ругать, казалось бы, ну что тут плохого? После 2 лет Аглая начала сильно волноваться за свои игрушки и стало просто невозможно гулять среди других детей. Она со слезами хватала всё своё добро, как только в песочницу заходил другой ребёнок и мы уходили в другую. До сих пор она своего практически не даёт, чужого ей не надо. В 2 с половиной мы пошли на занятия для малышей, как для подготовки к саду. Ходила с удовольствием, но первое время буквально шарахалась от всех, но через месяц-другой более менее расслабилась, правда, сейчас тоже она старается ни с кем не столкнуться, чтоб её никто не тронул, за ручки не берётся.Я думала, ну характер такой, мы с её папой тоже не самые общительные в мире… Почти в 3 мы пошли в сад. Поначалу всё было более-менее, шла без истерик, просто с грустным видом. Я могла с ней договориться даже касательно садика. НО в саду ребёнок ни с кем не говорил, не отвечал на элементные вопросы. К ней обращались, как к стенке, реакции не было вообще. Со временем Аглая перестала там делать задания, рисовать, клеить, дома перестала слушать книжки, хотя всегда очень любила, забыла многое, что знала. В конце концов, после того, как она 2 раза в саду уписялась, 1 раз прям в столовой, я решила, что пора из сада нам уходить, наше?? соц иализации он не помогает. Вот всю зиму мы сидим дома. Иногда встречаемся во дворе с её подружками. Да, у Аглаи есть 3 подружки. С ними она тоже не говорит, ни привет, ни пока, ни да, ни нет. Я как переводчик — дети спрашивают у меня:«Аглая будет кататься на карусели», я говорю дочери:" Лиза спрашивает, ты будешь кататься на карусели?", Она МНЕ отвечает да или нет. С этими подружками она может поиграть, побегать, причём, желательно, чтоб и я бегала, скучает по ним, но не говорит. Садиковский психолог говорила, что это первый такой случай в её практике, хотя она женщина не молодая. Другой психолого, к которому мы обращались, сказала :«Честно говоря, кажется, что всё нормально, но сходите к психиатру». Вычитала я в интернете про селективный мутизм, очень мне показались знакомыми его симптомы, спросила я у наших психологов, что они об это думают, так они даже не поняли что это такое! Вот так в общих чертах. Развитие у нас нормальное: речь, логика, память. Но вот что делать с общением? Начинаю волноваться всё сильнее, ведь все дочкины сверстники уже отлично взаимодействуют друг с другом, да и о школе уже задумываюсь… Очень надеюсь на Ваш совет!

Ответы

Сейчас на сайте
Здравствуйте, Анастасия.
Чтобы диагностировать селективный мутизм или опровершнуть ваши предположения, нужно иметь значительно больше информации обо всем, что касается ребенка и главное — важно видеть, как девочка реагирует в тех, или иных ситуациях.
В он-лайн режиме, подобное невозможно. Поэтому, я могу только посоветовать вам не медля искать специалиста.  Вам могут помочь в этой ситуации педагог-дефектолог, детский невропатолог или детский психиатр. Для начала, вы можете поискать их в сети. Возможно, вам предложат сделать видеозаписи и по ним удастся прояснить, что именно происходит с вашим ребенком. И только после этого, когда будут ясны проблемные точки развития, нужно будет подключать психолога для психокоррекционных мероприятий.

А пока будут искаться специалисты, старайтесь по-немногу, по крохе уходить от роли *переводчика". Оставаясь в ней и дальше, вы рискуете еще прочнее подкрепить существующую модель реагирования. И, конечно, очень важно сейчас уходить от акцентов на том, что с девочкой что-то не так и требований от нее речи. И то и другое нужно делать с максимальной доброжелательностью.

Если вы с супругом — люди эмоционально сдержанные и молчаливые, часть причин может обнаружиться в том, как вы и он настроены на взаимодействие с внешним миром. Если и в ваших с ним родительских семьях тоже в приоритетах дистанцирование и закрытость чувств, причина скорее всего в этом. Будьте готовы услышать это от помогающих вам специалистов без обид и с решимостью поменять ваш образ жизни ради нормальной адаптации к жизни вашей дочери и тогда, к школьному возрасту, девочка будет иначе себя чувствовать и соответственно — наче себя вести.

Используйте все доступные вам средства и способы (т.н. мамские форумы могут быть очень полезны, поскольку там вся георафия педставлена), чтобы найти оф-лайн специалиста, который имеет опыт ведения таких детей. Опыт — ключевой момент и я желаю вам как можно скорее такого специалиста встретить. 

25.03.16
Здравствуйте, Анастасия! Соглашусь с экспертом Татьяной, что для полноценной диагностики нужна очная встреча. Я со своей стороны отмечу пару моментов.
Итак, есть ряд моментов, которые Вас беспокоят, но которые вполне соответствуют норме развтиия:
— ребенок в возрасте 7 месяцев боялся идти к чужим. В районе 6-12 меяцев ребенок  начинает распознавать знакомых и незнакомых людей, и у него возникает так называемый «страх незнакомца»;
— в возрасте 2-х лет ваша дочечка не хотела делиться игрушками. Для ребенка его игрушки — это значимые вещи и он не должен ими делиться. Ему можно предложить поделиться или обменяться, но это уже на его усмотрение, ему и правда они могут быть интереснее и значимее, чем игрушки других детей;
- Аглая не шла на контакт в саду первое время — это тоже вариант нормы при адаптации ребенка в группе. 
Идем далее. Вот какие факторы могли повлиять на усугубление ситуации:
1) Возможно, когда Вы отдали дочечку в сад, она еще не научилась Вас отпускать. Если Вы раньше всегда были с ней рядом, а тут вдруг резко «бросили» ее, она могла испугаться и впасть в «апатию»;
2) Есть вероятность, что начиная с трех лет Вы приложили недостаточно усилий, чтобы обучить ее социальным навыкам — здороваться, вести диалог, просить и т.п. на своем примере и организовывая общение с детьми;
3) Возможно, есть также сопутствующие физиологические особенности, например снижение слуха у дочки, как вариант.
Это «наброски» по вашей ситуации, если хотите можем ее более подробно обсудить. С любыми вопросами смело обращайтесь))
Успехов Вам!
25.03.16
Сейчас на сайте
и она ни с кем не разговаривает.

— этому есть причина, и её нужно очно выявлять. Нужно видеть и общаться с ребёнком.

Для общего развития, посмотрите пожалуйста эти два видео. Будут вопросы, пишите, буду рад Вам помочь разобраться -

www.youtube.com/watch?v=Bzo_FKPdWLs

www.youtube.com/watch?v=QYWaBRGS67k

25.03.16
Здравствуйте, Анастасия.
Чем она любит заниматься? какая реакция на животных? Что она рисует?

Любила ли она приживаться к маме до 1-2 годиков? Или отталкивала вас?
25.03.16
Доброе утро. Анастасия, вам стоит показать ребенка детскому психиатру, что исключить диагноз «аутизм», некоторую симптоматику которого вы описали, например: нарушение восприятия реальности, отказ вступления в контакт, нарушенная социализация ("она ни с кем не разговаривает… говорит только с ближайшими членами семьи...категорически не шла к чужим на руки...начала сильно волноваться за свои игрушки и стало просто невозможно гулять среди других детей...старается ни с кем не столкнуться, чтоб её никто не тронул, за ручки не берётся...в саду ребёнок ни с кем не говорил, не отвечал на элементные вопросы… реакции не было вообще… перестала там делать задания")
Помните, выбрав профессионала, вы затратите на решение вашей проблемы, минимум психоэмоциональных и временных ресурсов. Мудрости вам
26.03.16
Здравствуйте, Анастасия!
Необходимо проконсультироваться с логопедом-дефектологом. 
Мудрости Вам!
27.03.16

Марина

Сейчас на сайте
Марина
Марина
Эксперт месяца
Читать ответы

Swami Deva Geet

Сейчас на сайте
Читать ответы

Юлия Николаевна

Сейчас на сайте
Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки
5 ответов
28.02.11
Вопрос задан анонимно
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store