Заключение Сергей, 14 лет. Обращение по запросу ПДН Полиции по поводу кражи. Обследование включало проведение диагностической беседы и ряда экспериментально-психологических методик. При первой

встрече Сергей охотно вступил в контакт с психологом, был доброжелателен, однако проявлял видимые признаки тревожности, напряжения, скованности. При этом тревога нарастала при рассказе об эпизодах кражи велосипеда. На поставленные вопросы Сергей отвечал по существу, давал на них развернутые ответы. Задания испытуемый выполнял добросовестно, проявлял к ним интерес. Следует отметить следующие особенности внешнего вида испытуемого. Сергей маленького роста, выглядит значительно младше своего возраста, в беседе испытуемый держится с подчеркнутым чувством собственного достоинства, стремится продемонстрировать взрослость и рассудительность. В диагностической беседе Сергей сообщил, что в пятницу 6 октября, он по инициативе сводного брата отправились гулять. Сводный брат показал Сергею велосипед, зафиксированный на стоянке, предложил «его угнать». Сергей сообщил, что отказывался от предложения брата. Однако после того, как сводный брат достал нож и стал угрожать, испытуемый испугался. Брат сказал Сергею, что именно он будет отстегивать велосипед, угрожал ему не только ножом, но и пневматическим пистолетом, из которого он ранее уже стрелял в него. Починившись требованиям брата, Сергей вскрыл замок.Через какое-то время к ним подошел полицейский, который, проведя досмотр, нашел в сумке сводного брата Сергея пневматический пистолет и нож. В настоящее время Сергей и его сводный борат привлечены к уголовной ответственности. Характеризуя сводного брата, Сергей отметил, что он часто бывает груб, проявляет агрессию в ответ на замечания родителей. Сергей сообщил, что боится брата, особенно с тех пор, как он в сентябре стрелял в человека из пневматического пистолета и попал в руку. После этого Сергей понял, что брат «способен на все». От родителей брат пистолет прятал. Таким образом, Сергей длительное время являлся для сводного брата объектом отреагирования агрессии, что не могло не оказать существенного влияния на характер отношений между Сергейом и его старшим сводным братом, в которых испытуемый занимал подчиненное, зависимое положение. Результаты экспериментально-психологического обследования. По данным теста Люшера для оценки актуального эмоционального состояния у Сергея выявляются умеренные признаки стресса, вызванного ограничениями и запретами. Сергей стремится завоевать признание от окружающих, он чрезмерно чувствителен и обидчив, любит приключения. Трудности взаимоотношений с другими приводят испытуемого к изоляции, обособленности от других. По результатам Цветового Теста Отношений Сергей выбрал для себя эмоционально благоприятный цвет («зеленый — природу не гублю»). Наиболее значимым лицом для мальчика является мать. Для сводного брата Сергей выбрал эмоционально неблагоприятный цвет, что указывает на негативное отношение к нему («коричневый или черный, постоянно матери и отцу грубит, ночью либо гуляет, либо в компьютерные игры играет»). Характеризуя сводного брата, испытуемый неоднократно подчеркивал его грубость. В проективном тесте «Рисунок семьи» в качестве членов своей семьи Сергей изобразил отчима (рисует его первым), затем младшего брата, себя и мать. Сводный брат на рисунке не изображен, испытуемый прокомментировал это таким образом: «Я его не считаю внутри семьи, он денег не дает, он неделю поработает и его выгоняют». Особенности рисунка указывают на повышенную тревожность мальчика. В методике «Недописанные фразы» выявляются актуальные переживания по поводу кражи («Я не люблю тот день, когда с моим «братом» украли велосипед»). При этом, слово брат Сергей написал в кавычках, прокомментировав это следующим образом: «После этого я его братом не считаю, он поступил не по-братски, не сказал – «давай ты мне поможешь по-братски», а ножик достал». Необходимо отметить существенное снижение самооценки Сергея, недовольство своим внешним видом, а также связанные с этим трудности общения со сверстниками. С этими психологическими проблемами испытуемый справляется уходом в свой внутренний мир («меня мучает желание стать другим, я рост бы поменял, цвет глаз моих меня раздражает», «часто ухожу в свой внутренний мир, там хорошо, солнце всегда светит», «мне иногда кажется, что меня не хотят видеть в той или иной компании, иногда бывает с тобой никто не разговаривает»). Указанные особенности свидетельствуют о повышенной тревожности, ранимости Сергея, его несамостоятельности, повышенной подчиняемости, зависимости от других. Особенности выполнения проективного теста «Рисунок несуществующего животного» указывают на наличие у испытуемого потребности уйти от конфликтов, проблем, окружающей реальности в мир фантазии. Также выявляются такие индивидуально-психологические особенности испытуемого, как повышенная тревожность, склонность к чрезмерной фиксации на негативных событиях. В целом можно сказать, что испытуемому присущи стереотипность мышления, обедненность фантазии, в целом психологическое развитие испытуемого соответствует нижней границе возрастной норме. По данным другого проективного теста «RAT» у Сергея был выявлен высокий уровень подчиняемости и внушаемости, а также повышенная виктимность. Примеры высказываний: «Человек высокого чина, что-то типа рабовладельца. А этот работал на него и у него отняли почти все», «Какой-то человек сел на скамейку. Пришел другой человек недовольный, что сели на его место. Этот первый подвинется», «Это учитель, а это ученик, который не очень хорошо учиться. Ученику задали сделать диссертацию, он не знает как и сидит, думает, что дальше делать». По результатам теста Роршаха у Сергея также обнаружена высокая тревожность в связи с ожиданием угрозы от окружающих. Также необходимо отметить, что по данным методик, направленных на оценку когнитивных способностей («Четвертый лишний», «Сравнение понятий») у испытуемого не отмечено выраженного снижения интеллектуального уровня. Однако мышление Сергея отличается своеобразием, отмечаются элементы разноплановости, употребление как конкретных, так и формальных признаков при обобщении. Также выявлена вязкость и ригидность мышления, склонность к фиксации на травматическом опыте. Задания: 1) Сформулируйте выводы по результатам настоящего психологического исследования мальчика, ответив на следующие вопросы: Каково актуальное психоэмоциональное состояние Сергея? Каковы особенности психического развития Сергея? Каково отношение Сергея к сводному брату? Мог ли Сергей осознанно руководить своим поведением и оказывать сопротивление сводному брату в криминальной ситуации? 2) Разработайте рекомендации по организации психологической помощи Сергею. На что она должна быть направлена (коррекционные мишени), в форме чего (индивидуальные консультации, групповой тренинг) может быть реализована. Раскройте это задание кратко, как вам представляется на данном этапе обучения.
Вопрос задан анонимно
21.10.21
2 ответа

Ответы

Здравствуйте, да, Ваш вопрос относится к психологии, НО, это учебная задача, в этом разделе психолог может помочь Вам разобраться в Ваших переживаниях и в том, что происходит.
21.10.21
Здравствуйте!
Вы задали свой вопрос в категорию «Психология», но для получение ответа на этот ваш вопрос вам стоит его задать в категорию «Учеба и наука».
21.10.21

Татьяна

Сейчас на сайте
Читать ответы

Кудряшов Игорь

Сейчас на сайте
Читать ответы

Леушин Андрей

Сейчас на сайте
Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store