Здравствуйте, у меня проблема в отношениях со своей дочкой. Она еще маленькая (4 года), но очень часто тяжело управляемая: часто не слушается, делает наперекор или то, что ей хочется, не спрашивает можно или нельзя что-то делать или брать, хотя все объясняю, такое ощущение, что ей говоришь, а все проходит мимо ее ушей, по утрам не хочет сама одеватся, хотя умеети в садике все делает сама. Как не спрошу — и игрушки убирает, и играет, и одеется, и ест сама, как приходим домой — все закачивается: не переодеется, за собой не убирает и т.д. Я хорошо отношусь к детям, умею с ними ладить, играть. Но когда приходишь домой понятное дело, занимаешся в первую очередь домашними делами, а затем уделяешь внимание дочке. А когда накапливается усталость, да и еще ребенок не слушается, получаются не хорошие ситуации (начинаешь не сдерживаться, кричишь, а она кричит в ответ) Может ей не хватает моего внимания дома? или это возрастные изменения? или может дело во мне? подскажите, пожалуйста, как правильно разговаривать с ребенком, как вести себя с ребенком ее возраста, может есть возрастные особенности? спасибо
Ольга, здравствуйте!
Возрастные особенности конечно есть. Но есть еще и особенности индивидуальные. Если хотите получить более эффективную помощь, обратитесь за помощью к конкретному психологу, нужен диалог.
Пока предложу Вам обобщенный опыт.
«как правильно разговаривать с ребенком, как вести себя с ребенком»
Кричать однозначно не стоит. Нет, если Вы на взводе, и крик помогает Вам сбросить напряжение, то понятно, что польза для Вас в этом есть. Но эффекта в отношениях с ребёнком будет мало. Ведь дети воспринимают многое интуитивно, а крик выдаёт слабость взрослого.
Предположу, что Ваша дочь (как и большинство детей) не слушается взрослого, транслирующего беспомощность.
Внутренние колебания типа:
«детей наказывать нельзя — можно», «ребёнок может это сделать — не может, так как слишком мал», «я мама хорошая — я мама никудышняя» дают ребёнку чувство неуверенности.
Его внутреннее убеждение звучит в этом случае примерно так: «Если мама сама не знает правильно ли она требует от меня чего-то, значит Я САМА должна решить что мне делать.» «Ладить с детьми и играть» Вы умеете и это замечательно. А как насчёт чёткого понимания границ и уверенного формирования ограничений?
Задача взрослого продемонстрировать ребёнку ограничения этого мира.
Для этого крик не нужен. Спокойное систематическое требование обязательного достаточно.
Обдумайте свои требования: выявите то, что должно выполняться обязательно — этих требований не так и много, на самом деле. В основном основаны они на безопасности и доступном для ребенка самообслуживании. К остальному начните относиться лояльнее.
К примеру: мыть руки перед едой это обязательно, а не убранные игрушки, иногда можно оставить.
Но сам процесс осмысления важных требований полезно сделать именно с помощью психолога. Конечно Вы можете самостоятельно изучить возрастные сложности и особенности, но, согласитесь, специалист с опытом поможет составить список важного быстрее.
С уважением,
Елена Кузнецова.