Добрый день! Моему сыну 15 лет, и я сейчас понимаю, что проблемы у него с учебой и проблемы во взаимоотношениях у меня с ним произошли из-за моего - вопрос №1834988

600 p
постоянного тотального контроля сделал ли он уроки, выполнил ли домашнюю работу. у меня вопрос можно ли вернуть подростку интерес к учебе сейчас и как это сделать? спасибо

Лучший ответ по мнению автора

Здравствуйте, Светлана!

   Может быть, я вас расстрою, сказав, что крайне сложно будет сформировать у 15-тилетнего подростка интерес к учёбе, если он практически утерян или так и не был сформирован в результате перекладывания ответственности за учёбу и другие свои дела на контролирующего родителя.

   Но, с другой стороны, ему всего пятнадцать. Он ещё совсем юн, и всё возможно, если принять определённые меры хотя бы сейчас.

   Да, контроль необходим любому ребёнку, и постепенно, с взрослением ребёнка, контроль необходимо дозировать и уменьшать. Но далеко не все родители своевременно догадываются об этом, осознают в себе излишние порывы к контролю и ещё и умеют себя осадить и остановить, где это надо. Нет и не может быть таких волшебных инструкций о том, когда и сколько ответственности передавать ребёнку. Поэтому в каждой семье всё индивидуально, и каждый человек вырастает через свои «грабли».

   Вашему сыну всего 15 лет. У него ещё впереди, насколько понимаю, окончание школы и получение профессионального образования. Вот на этом этапе как раз и нужно подойти очень внимательно, прежде всего, к своим собственным позывам. Конечно, очень хочется, чтобы свой ребёнок был счастлив, прошёл как можно более гладкий и успешный путь, вырос в хорошего и успешного во всём человека. Но всё это должны быть его заслуги, а не заслуги родителей.

   Что можно сделать.
   1. Рассмотреть варианты передачи части обязанностей по воспитанию мальчика другим лицам. Особенно это касается обязанностей, взаимосвязанных с его обучением и его обязанностями по самообслуживанию (это бытовые по дому, в основном). Желательно, чтобы это были чужие люди, не бабушки/дедушки.

   Да, метод радикальный, но при таком раскладе во-первых, подросток почти полностью перестанет ощущать ваш контроль, а продолжая его воспитывать, вы снизить его внезапно просто не сможете, так как уже сформированы привычные схемы взаимодействия. Во-вторых, чужой грамотный воспитатель сможет установить новые правила «с нуля».

   2. Проанализировать и обозначить круг его интересов. Возможно, у мальчика есть частичный интерес к какой-нибудь дисциплине или ряду дисциплин и, даже если этот интерес неявно выражен, его пока ещё можно попытаться развить. Это, конечно, лучше сделать совместно со сторонним воспитателем, если вам удастся такого найти.

   Кстати, таким «воспитателем» может быть и образовательная организация.

   3. Отдать выбор будущей профессии самому подростку — это очень важно! Крайне важно, чтобы юный человек выбрал себе профессию и пошёл учиться сам! Даже если вам его выбор окажется не по душе. В случаях, когда родители устраивают своих чад в те образовательные учреждения, которые кажутся подходящими самим родителям, у юноши чаще всего так и не формируется мотивации к обучению. А далее у такие люди вообще вдруг «понимают», что «не ту» профессию, призвание выбрали и идут к психологам для переосмысления и коррекции выбора дальнейшего жизненного пути. Но годы-то уже упущены гораздо большие, чем было бы, если бы подросток выбрал сам, пусть потеряв пару лет на поиски в условиях потери родительского гиперконтроля, когда он привычно складывал всю ответственность за собственную жизнь на родителей.

Успехов!
Обращайтесь.
08.02.16
Лучший ответ по мнению автора

Другие ответы

Уважаемая Светлана!
У сына должна быть какая-то мотивация чтобы он самостоятельно взялся за учебу. Нужно узнать, кем он хочет стать, чего добиться в жизни и пояснить, что для того, чтобы все это иметь нужно хорошо учиться.
Тотальный контроль не всегда эффективен и полезен.
Обратитесь к психологу, чтобы с сыном поработали над мотивацией.
Удачи Вам!
08.02.16
Здравствуйте, Светлана! Хорошо, что Вы осознали сейчас свою ошибку. Да, интерес к учебе вернуть сейчас можно, если найти сильную мотивацию, ответив на вопрос: Зачем ему это? (ответить на вопрос должен он сам, это обязательно, навязанные извне вещи обычно результата не дают. Вы ведь когда спрашиваете у кого-либо совет, потом сами решаете подходит ли совет Вам или нет — это только Ваше решение применить его в жизни или нет. Вот и сыну дайте возможность принять свое решение). Успехов и всего наилучшего Вам!
08.02.16
Здравствуйте, Светлана !
Вы все правильно осознаете, но не стоит так уж себя винить. Контроль тоже обязательно нужен. Но важно чтобы этим контролем не убить интерес к учебе и доверие в отношениях. Теперь давайте сыну больше полномочий в семейных делах, чаще сами делитесь с ним своими переживаниями. А в учебе, просто объясняйте, что учиться нужно ему, а не Вам, и от этого зависит его собственная дальнейшая жизнь. В идеале, помогите ему определиться с будущей профессией, чтобы появился интерес к учебе, как к необходимой ступенькой на пути к мечте.
08.02.16
Светлана, добрый день. С моей точки зрения, работу в отношении Вашего запроса необходимо начинать именно с Вас. Потому что вся его формулировка наглядно свидетельствует о том, что несмотря на Ваше осознание весьма отрицательного влияния тотального контроля на жизнь сына, вы все еще стремитесь его проявлять. С той лишь разницей, что ранее Вы проявляли в отношении выполнения всевозможных домашних заданий, а теперь в отношении возрождения интереса к учебе.
Вы чувствуете, что утрачиваете тотальный контроль над сыном и это причиняет Вам крайне неприятные ощущения. Если захотите обсудить «почему?» пишите, попробуем разобраться.
08.02.16
в этом возрасте у большинства подростков сбой происходит если раньше учились сейчас акцент на других ситуациях жизни может быть например девушки половое созревание голова не на месте.
Конечно ваш контроль именно на учебе теперь тем более раздражает.
Попробуйте наладить общение со своим взрослеющим ребенком уже юношей.
У него сейчас и переоценка значимости родителей присходит не хотите же вы попасть в его память детскую как плохой человек, индивидуальность проявите, чем вы можете быть интересны своему сыну, как человек, личность, друг по жизни, не только докучливый родитель-смотритель…
первые уроки общения с противоположным полом дети получают от мамы портрет женщины будущей
какую вы хотите невестку видеть рядом с вашим сыном похожую на вас или какие то черты хотели бы дополнить как вы сами хотели бы чтобы к вам относились как к женщине сын впитывает женский образ, можно ли женщине доверять вашему сыну самостоятельная ли он личность по жизни можно ли доверить ему семью будущих детей, надежный ли он человек, умеет ли уважать женщину, помогать поддерживать какой профессией хотел бы владеть какие способности имеет, в чем может проявить себя уже сейчас.
08.02.16
Знаете, когда  ребенок   по собственным внутренним качествам любит учиться, то этот интерес у него не отбить ничем, ни тотальным контролем, ни его отсутствием. И, видимо, ваш сын не из тех людей, кому нравится учиться ради самого процесса. Вы пишите «можно ли вернуть подростку интерес к учебе», получается что собственный интерес ранее у него все таки был? Если да,  то нужно понять на чем он был основан, что именно ему нравилось. И всячески поощрять это.
Но может быть и так, что пока ваш сын был маленьким, то он просто учился и делал уроки, потому что так было нужно, потому что ваш авторитет он не ставил под сомнение. Он как бы не ощущал в этом всем себя, потому что просто делал то, что вы требовали, не понимая зачем это ему самому. Просто не чувствовал, что может возразить, ведь вы мать.
А теперь, когда у него бунтарский дух в полном разгаре, он таким образом пытается снять вас с «пьедестала», протестуя и отвергая все, что идет от вас, от вашей инициативы.
Не один год вы выстраивали день за днем все так, чтобы ситуация пришла к такому положению вещей. А это значит, что одного вашего осознания, что это была ошибка, для мгновенных изменений будет мало. 
Во-первых нужно время, чтобы изменения произошли и с вами самой, глубже. Чтобы смягчилось ваше сердце. Ведь контроль — это страх, недоверие, а значит у вас есть проблемы с тем, чтобы проявлять свою любовь другими способами, кроме контроля. Т.е. у вас самой есть проблемы с отношением к себе, с любовью к себе, с подменой этого контролем. И пока все это не будет проработано, очень сложно говорить о том, как вам нужно начать относиться к сыну, потому что только на словах это и останется, а ваши привычки будут сильнее вас.
Сын ведь почувствует любой подвох, даже если вы будете пытаться его контролировать с помощью «пряника».
 Научившись выстраивать новые отношения с  собой, день за днем вам придется все исправлять, выстраивая новые отношения с сыном. Он будет чувствовать ваши перемены и меняться автоматически, идти навстречу.
Кроме как через раскрытие материнского сердца вы не найдете путь к сердцу вашего мальчика.
08.02.16
приветствую. ваш видео ответ тут. он не является публичным и посмотреть его могут лишь те кто перейдут по ссылке
08.02.16

Здравствуйте, Светлана. Я не хочу вас расстраивать, но мне кажется это важно… Дело в том, что сама ваша формулировка «вернуть подростку интерес» — это уже форма контроля, это контроль над его чувствами, переживаниями.

Вопрос должен звучать не как вернуть ему интерес к учёбе, а как МНЕ вернуть интерес к СВОЕЙ жизни. В моей практике 80% одиноких мам, если не 90% страдают именно от этого. Они не могут вернуть СЕБЕ интерес к СВОЕЙ жизни, потому что им туда заглядывать очень страшно. Лучше уж заниматься проблемами ребёнка. Сначала его контролировать, потом возвращать интерес к учёбе, потом женить, потом разводить, потом мирить и т.д., и т.п.

И всё для того, чтобы не смотреть в СВОЮ личную жизнь.

08.02.16
Уважаемая Светлана! Здорово, что Вы анализируете Ваши  взаимоотношения с сыном. Помогите своему сыну найти внутреннюю мотивацию. Пусть профессию сын выбирает сам, прислушайтесь к его интересам. Есть ли у Вашего сына авторитеты, кроме родителей, которые могут оказывать на него  положительное влияние? Вам необходимо установить доверительные взаимоотношения с сыном, а тотальный контроль этому только препятствует. Предоставьте сыну право на свой собственный выбор  и поддержите его. 
08.02.16
Здравствуйте, Светлана! В данном возрасте у мальчиков часто акцент смещается с учебы на девочек. Поэтому проблемы с учебой вовсе необязательно связаны с Вашим тотальным контролем. Хотя такой контроль в принципе отдаляет ребенка от родителей и назревает протест в тех областях, которые Вы пытаетесь больше всего контролировать и считаете наиболее значимыми. Сейчас в первую очередь необходимо задуматься над выбором профессии. Определить, к чему у Вашего сына наиболее развиты способности и в то же время лежит душа. Но ни в коем случае необходимость этого не должна быть ему навязана. Стоит осторожно, в какой-то степени «по-дружески» поинтересоваться у него его мыслями на этот счет. Возможно это поможет подтолкнуть его задуматься о своих целях в жизни. Когда он определится со своими интересами, проще будет ставить цели и соответственно делать упор и на необходимые для дальнейшей жизни школьные предметы. Начинать думать обо всем важно уже сейчас. Во-первых, чтобы не запускать совсем учебу, во-вторых, чтобы понять, есть ли у него планы и возможности получать полное среднее образование и далее поступать в ВУЗ, либо он может продолжить обучение в колледже ( техникуме), где образование является общедоступным и прием проводится на основе конкурса аттестатов, т.е. и здесь нужно стараться комплексно, чтоб благополучно поступить на выбранную специальность. Думаю, подход к проблеме со стороны выбора будущей профессии будет наиболее мягким и результативным. Удачи Вам!
08.02.16

Шендерова Елена

Эксперт месяца
Читать ответы

Марина

Читать ответы

Сергей Мизов

Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store