Здравствуйте, Срочно нужна помощь психолога. Моему младшему сыну 14 лет. До 12 лет был общительным ребенком. Последние 2 года замкнулся. На мои... - вопрос №1266414

попытки пообщаться, отвечает односложно, без желания, лишь бы от него отстали. Друг у него один, но какой-то доверительной дружбы я не вижу. Сегодня заявил, что никто ему в жизни не нужен, ни друзья, ни родители. Дом ему тоже не нужен, жизнь бесцельна. В школе учится посредственно, но занимается в художке, где круглый отличник. Семья у нас благополучная, полная, с 2-х лет везде с нами путешествовал. На бабушек на оставляли, ребенок спокойный, уровновешенный, исполнительный, два раза повторять ему не надо. Однако в школу ходит, чтобы отбыть, ждет, когда уедет после 9 класса в колледж, сообщив, что больше не вернется. Никаких конфликтов с ребенков не было, но чувствую, что его теряю. А может это связано как-то с переходным возрастом?

Лучший ответ по мнению автора

 Подростковый возраст — один из самых неоднозначных, могут произойти перемены во всех сферах его жизни, произойти полная переоценка ценностей, жизненных ориентиров, мотивации поведения. У ребёнка формируются устойчивые черты характера, формы поведения, становятся более стабильными свойства нервной системы, заключающиеся в том, чтобы определённым образом реагировать на окружающий мир, события, людей. Наиболее значимыми являются оценочные суждения сверстников, посторонних людей, ярко проявляется ориентированность всей жизни и её зависимость от социума, признаётся и реализуется ребёнком только социально одобряемое этой группой поведение, идёт перестроение мотивов, идеалов, поступков, суждений под норму группы. Семейные традиции отходят на второй план, при явном дисбалансе требований семьи и референтной (значимой для ребёнка) группы. Родители же в этом возрастном промежутке стараются усилить контроль и давление, продолжая выдвигать свои требования в подчинении ребёнка привычному образу жизни. Ребёнок начинает вести себя совершенно по-иному, чем раньше. Всё это нужно учитывать в процессе воспитания. Но все мы проходим через это и при правильном подходе с Вашей стороны всё будет хорошо. Скажу Вам, как специалист, проработавший с детьми не один год, и знающий психологические особенности детского возраста, что самая главная побуждающая сила поведения ребёнка — обрести уверенность в том, что он хороший, безусловно любим, важен, ценен и принимаем значимыми взрослыми, в первую очередь родителями. В данном случае, с мироощущением мальчика не всё в порядке и в своей ценности он не уверен. Ищет своё место среди людей, коллектива детей, хочет понять свою роль, пробует самоопределиться. Всё происходит подсознательно, все поведенческие проявления совершенно не осознаются, просто каждый ребёнок в силу особенностей характера и темперамента выбирает для себя интуитивно способ привлечения к себе внимания родителей, зачастую не самый социально одобряемый. Наказания, осуждение, призывы к совести ни к чему не приведут, только всё ухудшат.  По Вашему описанию в семье всё нормально, но сын почему-то воспринимает её и отношение к себе по-другому. Вам придётся полностью перестроить всю систему и стиль отношений между Вами, как любящими родителями и сыном. Дети — самые дорогие, любимые и важные в нашей жизни люди, их интересы прежде всего. Только терпением и любовью можно разрешить эту ситуацию. Начните разговаривать с ним просто как с обычным любимым ребёнком. Да, это будет трудно начать делать, хочется, чтобы он делал всё по правилам, но поверьте, лучше сейчас переступить через свои принципы и повернуться на 180 градусов в собственном поведении, чем потом получить очень грустные результаты от того, что даже не попытались. Чаще говорите сыну, что любите его, проявляйте эту любовь поступками и решениями в отношении его. Хвалите за то хорошее, что в нем есть, за достижения, уделяйте внимание. В любом случае его заявления — это сигнал о том, что ребёнок чувствует себя обиженным, недооцененным, нелюбимым, не комфортно в семье, нет контакта с родителями, открытости, искренности от них, нет чувства защищённости. Это проблемы воспитания, родительского отношения к детям и их нужно начать исправлять как можно раньше. Дети-это продукт нашего воспитания, не они, а мы сами делаем их именно такими, какими они являются. Очень многое ребёнок впитывает в семье-модели поведения, отношение друг к другу (нежность, внимание, терпеливость или грубость, претензии, холодность), способы поведения и решения конфликтов, манеру поведения, выражения эмоций.  Ребёнок всегда, при любых условиях, обстоятельствах, среди любого коллектива, в любом возрасте должен чётко знать и быть уверенным без грамма сомнений, что он как для мамы, так и для папы — безусловно важен, любим, ценен, признан, дорог, для них самый лучший, им дорожат, защитят, поддержат, пожалеют и утешат. Это самые основные условия его гармоничного развития. И ещё каждому ребёнку для нормального развития нужно не менее 10 родительских объятий в день. Каждый ребёнок уникален и чувствует этот мир по своему. Но потребность в любви и признании является базовой для любого человека. Её неудовлетворённость грозит очень большими проблемами с адаптацией в социуме. Ваш сын видимо, очень сильно переживает внутренний дискомфорт. Найти и устранить источник внутренних проблем — компетенция школьного психолога (или детского, работающего индивидуально). Но и сами действуйте. Подумайте в таких направлениях; всё ли необходимое есть у ребёнка, детям иногда очень важно для статуса среди друзей иметь какие-то вещи и их отсутствие может вызывать настоящие страдания. не считает ли он, что к старшему ребёнку  Вы относитесь лучше, любите его сильнее (может что-то в Вашем поведении Вы не замечаете). Не ругали ли Вы его очень сильно за какой-нибудь проступок — он должен быть уверен, что не стал плохим, если вдруг совершил ошибку. Далее: самая главная причина, по которой подростки (да и многие взрослые) утрачивают смысл жизни — чувство одиночества, внутреннего, душевного. При этом совершенно не важно наличие людей рядом. Ребёнок просто перестаёт ощущать себя любимым и нужным этим самым людям — родителям, друзьям, конкретному человеку (может быть кто-то ему нравится без взаимности).  Удачи и взаимопонимания. Обращайтесь в чат, помогу решить эту ситуацию в ходе подробной консультации. За оценку ответа буду благодарна.
25.11.14
Лучший ответ по мнению автора
Светлана, большое спасибо за Ваше участие, Ваши рекомнедации полезны. Попробую ими воспользоваться, если не получится самостоятельно, то обязательно с Вами  пообщаюсь индивидуально. 
26.11.14

Шендерова Елена

Эксперт месяца
Читать ответы

Марина

Читать ответы

Сергей Мизов

Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки
17 ответов
10.03.24
Вопрос задан анонимно
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store