Москва

Здравствуйте!!! Состою на государственной гражданской службе. Занимаю должность ведущего специалиста - эксперта (дознавателя) службы судебных... - вопрос №1516961

800 p
приставов с 2011 года, при этом имею высшее юридическое образование.17 февраля 2015 года начальник нашего отдела уволился. 26 февраля 2015 года мне вручили уведомление о сокращении должности которую я замещаю. 07 марта 2015 года я написал работодателю заявление с просьбой назначить меня на должность начальника отдела — старшего судебного пристава. 13 марта 2015 мне пришел ответ о том, что на указанную должность 04 марта 2015 назначен другой работник (из другого отдела), состоявший в резерве. При этом они разъясняют в каком порядке проводится назначение на должность но конкретно в ответе нет фраз с отказом мне в назначении. Короче говоря я просил меня назначить, они сказали что уже назначили, но вроде и не отказали. Считаю что мои права работника попавшего под сокращение нарушили. Полагаю, что они обязаны были предложить мне все имеющиеся вакансии одновременно с вручением уведомления о сокращении моей должности. Хочу подать иск… но не знаю как корректно стоило бы работодателю восстановить мои нарушенные права.Вроде бы и назначенного работника увольнять уже нельзя, но и мои права восстановить должны. О чем просить суд??? Есть ли вообще у меня шансы??? Стоит отметить, что должность сократили с 1 мая а буквально за несколько дней до этого уволился один из приставов и мне предложили его должность, я конечно согласился… но все равно считаю что я прав. СПАСИБО

Дополнение автора от 07.06.15 14:06:28
Дополню, что другой (назначенный на должность) работник был заместителем начальника в другом отделе в другом районе в другом населенном пункте и его должность под сокращение не попадала

Дополнение автора от 08.06.15 00:58:02
Да уж… с аргументами Ивана Ивановича спорить трудно… Скорее всего суд именно так и мотивирует свой отказ истцу. Однако считаю, что и альтернативная точка зрения имеет полное право на существование и логики она совсем не лишена… вот только практикой не подкреплена пока.

Лучший ответ по мнению автора

Здравствуйте Евгений Николаевич:
1. Действительно в соответствии с ч. 5 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Между тем, в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:
1. Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.
2. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:
1) руководители  — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также — подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
2) помощники (советники)  — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
3) специалисты  — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
4) обеспечивающие специалисты  — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

3. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:
1) высшие должности гражданской службы;
2) главные должности гражданской службы;
3) ведущие должности гражданской службы;
4) старшие должности гражданской службы;
5) младшие должности гражданской службы.
4. Должности категорий  «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.
5. Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.
6. Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.


3. В итоге, у нас получается, (к примеру т.к. в вопросе не указаны точные  данные групп их должностей):
ведущий специалист эксперт (дознаватель) — категория «специалисты» старшей группы должностей;
старший судебный пристав  (начальник отдела) — категория «руководители» ведущей группы должностей;
т.е. как видно категории данных должностей и их группы должностей разные.

Следовательно, в рамках ч. 5 статьи 31 Федерального закона, представитель нанимателя не был обязан предлагать Вам должность начальника отдела, т.к. она не соответствует  той категории и группе должностей замещаемой Вами на тот момент, такая обязанность возникла бы перед Вами  у представителя нанимателя в случае наличия других вакантных должностей государственной гражданской службы с учетом именно категории «специалисты» и с учетом  именно старшей группы должностей, т.е. т.к. как это закреплено в ч. 5 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Из чего следует, что раз такой обязанности по закону у работодателя перед Вами не было, он был свободен в выборе кандидатуры на данную должность в общем порядке, нарушений закона с его стороны допущено не было и соответственно Ваши права и интересы его действиями также не были ущемлены, поэтому Вам восстанавливать ничего не придется.

К слову сказать назначенный на эту должность по прежней должности соответствовал новой, т.к. заместители начальника отдела относятся к категории руководители в том числе.

Надеюсь, что смог Вам помочь в решении вопроса. Желаю успеха!
07.06.15
Лучший ответ по мнению автора

Другие ответы

Buh

Buh
Эксперт месяца
Согласно статье 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее: Закона) федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной указанным Законом. Таким образом, данный Закон является специальной нормой по отношению ко всем остальным нормативно-правовым актам, в т.ч. Трудовому кодексу РФ.

О предстоящем увольнении гражданскому служащему сообщается не менее чем за 2 месяца до увольнения (ч.2 ст.31 Закона). В течение указанного срока может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 Закона, по результатам которой гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе (ч.3 ст.31 Закона).

Однако из части 5 статьи 31 Закона уже вытекает, не возможность, а обязанность представителя нанимателя «в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации». Причем согласно пункту 4 части 2 статьи 22 Закона Вам должна была быть предложена должность без проведения конкурса, который традиционно проводится при поступлении гражданина на гражданскую службу в соответствии с частью 1 статьи 22 Закона.

Указанная норма дублируется частью 1 той же статьи, согласно которой «при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки;
2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы».

При этом следует отметить, что в соответствии с частью 4 той же статьи "преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности".

Если в случае с принятым на освободившееся место руководителя гражданским служащим по сравнению с Вами имело место нарушение указанной нормы о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы (принятый не обладает по сравнению с Вами преимуществом по указанным выше основаниям), то в совокупности с тем, что Вам не были предложены все имеющиеся в соответствии с Вашей квалификацией должности, налицо факт нарушения Ваших прав путем предпочтения (по сути дискриминации) Вам другого государственного служащего, назначенного без проведения внеочередной аттестации в случае, если на должность старшего судебного пристава претендуют 2 и более сокращаемых гражданских служащих. При таких обстоятельствах имеет смысл побороться за более высокую должность, если у Вас есть преимущество по сравнению с принятым государственным служащим либо оно может быть установлено по результатам внеочередной аттестации в соответствии с частью 15 статьи 48 Закона, согласно которой по результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией может быть принято решение о соответствии замещаемой должности гражданской службы.

Соответственно, суд стоит просить о предоставлении указанной должности при наличии у Вас преимуществ либо о проведении внеочередной аттестации, если такие преимущества могут быть выявлены в результате аттестации, результаты которой могут быть Вами также обжалованы в судебном порядке. Вынужденное согласие на другую должность никак не должно повлиять на решение суда, т.к. были нарушены вышеупомянутые нормы права, вследствие которых должность, на которую Вы могли претендовать, была занята другим государственным служащим. Как-то так…
07.06.15

Buh

Buh
Эксперт месяца
Этот факт в дополнение к тому, что должность, на которую приняли этого государственного служащего, вообще не была Вам предложена, лишний раз подчеркивает правомерность вышеупомянутых доводов, а также наличие оснований для признания назначения такого государственного служащего на данную должность неправомерным, а непредложение должности Вам - несоответствующим Закону о государственной гражданской службе РФ.

Перевод государственного служащего в другой государственный орган в силу статьи 31 Закона возможен в связи с сокращением должностей, реорганизацией и ликвидацией, а также в соответствии со статьей 29 Закона — в связи с изменением существенных условий служебного контракта. Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 33 Закона такой перевод предусмотрен по просьбе государственного служащего или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида. Если ни одного из указанных оснований в случае с этим государственным служащим не было, то и его перевод не соответствует Закону, что «льет воду на Вашу мельницу».

07.06.15
Шансов нет. Сила солому ломит.
07.06.15

Buh

Buh
Эксперт месяца
Согласно части 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее: Закона) при отсутствии указанных в данной норме права должностей представитель нанимателя может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Так, согласно пункту 2 Правил предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (утв. постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. N 822), принятых (согласно тексту указанного постановления) в соответствии с частью 5 статьи 31 Закона, "при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал управленческих кадров» (далее — портал), с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности".

Иными словами, Правительством РФ подтверждается, что сокращаемому государственному служащему должны быть предложены должности, соответствующие части 1 статьи 31 Закона, согласно которой учитываются:
1) уровень его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки;
2) уровень его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.

Подобную позицию можно истолковать таким образом, что категория и группа замещаемой должности должны учитываться, но не могут быть ограничением при разрешении вопроса об обязанности предложения сокращаемому гражданскому служащему соответствующей должности, которой он соответствует по своим квалификационным требованиям. Из Ваших предыдущих вопросов ясно, что по квалификационным требованиям Вы проходите. Более того, тот факт, что за 30 дней до дня предстоящего увольнения (до 1 апреля 2015 года) не был инициирован поиск подходящей должности в иных государственных органах, говорит о том, что требуемая должность в рамках того же государственного органа была в наличии (т.к. судя по предыдущим Вашим вопросам замещалась временным работником), но не была Вам предложена.

Учитывая, что ни решением Верховного Суда РФ, ни Конституционным Судом РФ указанный нормативно-правовой акт более низкой юридической силы (утв. постановлением Правительства РФ) не признан недействующим или противоречащим нормативно-правовому акту более высокой юридической силы — вышеупомянутому Закону, в частности части 5 статьи 31 указанного Закона, можно смело утверждать, что толкование термина «с учетом категории и группы» в совокупности с бланкетной нормой в форме части 1 статьи 31 Закона позволяет утверждать о наличии обязанности представителя нанимателя предложить в т.ч. и более высокую должность, а учет категории и группы следует рассматривать как норму права, способствующую прежде всего учету интересов сокращаемого работника для предоставления ему необходимых гарантий, но никак не для лишения его таковых. Как-то так…
07.06.15
Вода вода, кругом вода, еще раз повторяю и по существу закона и можно с этим соглашаться или нет, так указано в законе, с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, т.е. имеющуюся вакантную должность соответствующую сокращаемой по категории и группе должностей представитель обязан предоставить, а вышестоящую вправе, если позволяет образование, стаж службы, квалификация и пр. и пр., в том и разница, что он своим правом по отношению к гражданскому служащему указанному в вопросе воспользоваться не захотел и заставить его это сделать закон возможности не дает.

Желаю удачи.
07.06.15
Ja, Ja Volkswagen.
Иван Иванович прав. 
08.06.15

Buh

Buh
Эксперт месяца
Пропущу в очередной раз выпад, а в сухом остатке имеем, что фраза «с учетом» вовсе не означает жесткое ограничение определенными рамками (как, например, при использовании слов «не выше» или «не ниже» либо «в рамках» или «в пределах»), а при разрешении трудового спора не использовать единственное имеющееся толкование этого термина (со стороны Правительства РФ при отсутствии толкования Верховного Суда РФ) будет довольно расточительно.

Т.к. отношения с работодателем и так натянуты, обращение в суд, которое в силу части 17 статьи 70 Закона о государственной гражданской службе РФ и статьи 393 Трудового кодекса РФ ничего не будет стоить государственному служащему, зато может позволить признать действия представителя наймодателя незаконными и занять должность, которая сейчас замещается временным работником.

Ну а кто прав, а кто нет, покажет время.
08.06.15
Ваша точка зрения на вопрос понятна и моя наверное тоже, будем ждать решения автора вопроса. О чем вообще может уже идти речь, в самом деле ждите решения автора вопроса и все.
И не надо называть выпадами ответы других экспертов иначе Вам стоит завести свой собственный сайт, все эксперты имеют право ответить на вопрос почему же сразу выпад, этот термин скорее применим к Вам. И я бы сам с  удовольствием проверил как в реальной жизни помогают наши ответы авторам вопросов, только это видимо невозможно, а завышенная самооценка это очень плохо, поверьте.
08.06.15

Buh

Эксперт месяца
Читать ответы

Игорь Анатольевич

Читать ответы

Агибалов Иван Иванович

Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Юриспруденция > Трудовое право
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store