Страхи: как мы их сами создаем и что с этим делать? - блог №1020013

Каждый из нас живет, развивается, мы сталкиваемся с удачей, радуемся за свои победы, расстраиваемся из-за неудач, пугаемся чего-то… Не существует ни одного человека, который хоть раз на своем жизненном пути не испытывал бы страха: страха причинить близкому человеку боль, страха увольнения, страха одиночества, страха выступления перед огромной и неизвестной публикой, страха неудачи… Кто-то из нас может бояться открытого пространства, кто-то – закрытого. Можно сказать, что страх – это то, что нас объединяет, однако, в то же время, у каждого из нас есть свое представление о том, что же такое страх. Во многих определениях понятия «страх» прослеживается идея, что он может возникать под влиянием как реальной, так и воображаемой опасности. Например, «страх — эмоциональное состояние, вызванное реальной или мнимой опасностью; защитная биологическая реакция» [1]. Соответственно, мы можем опасаться чего-то, что действительно может угрожать нашей жизни, самооценке и т.д., но также можем опасаться того, что не представляет для нас никакой угрозы. Мы создаем, конструируем в своих мыслях эту угрозу сами. Данную мысль высказывал еще Спиноза: «Я понял, что все вещи, которых я боялся и которые боялись меня, являются добрыми или злыми лишь в той мере, в какой они воздействуют на мой разум». Схожую точку зрения озвучивал французский писатель Стендаль: «Страх вовсе не в опасности, он в нас самих».

изображение из вопроса

Мы сами конструируем наши страхи, а потом начинаем верить в то, что ЭТО действительно опасно и ПОСТОЯННО, какие бы условия нас ни окружали, начинаем бояться и ограничивать себя: в возможностях, в развитии, в свободе. Однако необходимо сделать важную оговорку. Могло показаться, что страхи – это то, что нам постоянно мешает и, в целом, страхи несут исключительно негативную функцию. Это не совсем так. Страх – это основная, базовая эмоция человека, выполняющая ряд нужных и полезных функций: 1. Защитную – как реакция на угрозу, страх позволяет избежать встречи с ней. 2. Обучающую – познание окружающей среды, возможность адаптации к ней [3]. Эти функции приобретают свою положительную окраску только в том случае, когда наши страхи реальны, когда нам действительно что-то угрожает, а не во всех ситуациях, в которых появляется устрашающий нас стимул или если мы только предвкушаем его появление.

Поясним на примере. Я боюсь открывать свою фирму. У меня все для этого есть – знания, все необходимые ресурсы. НО! Я боюсь неудачи – боюсь, что что-то пойдет не так, что фирма понесет убытки и я разорюсь. Вместе с этим, я могу опасаться мнения окружающих – что они обо мне подумают, как они меня будут после этого оценивать и т.д. И вот, обдумав все это, я решаю ничего не делать. Это же проще, не правда ли? Ну а как же мечта? Немного подумав, можно заметить, что мои вышеперечисленные страхи очень полезны. Они позволяют мне не бездумно действовать, а оценить все нюансы этого сложного дела – открытия фирмы. Я могу продумать все мелочи и возможные неудачи и, следовательно, обдумать, как их преодолеть.

НО! Мои страхи не должны меня «тормозить», не должны препятствовать моему развитию. Необходимо помнить: все, что мы создаем, в том числе и страхи, — это наше детище, которое должно нам помогать, развивать нас. Мы же не просто так создали для себя свой страх? Он нам для чего-то нужен, он нам в чем-то помогает. Подумайте о том, что положительного дает Вам Ваш страх: защищает от чего-то, не позволяет Вам переживать что-то, заботиться о Вас, Вашем здоровье, самооценке и т.д. Это один из ключиков к лучшему пониманию себя.

Возникает еще один вопрос: «Как же понять – реален ли мой страх, действительно ли есть угроза, или я его придумал сам?». Ответ на этот, казалось бы, достаточно простой вопрос является основным ключом к пониманию своих страхов, пониманию своей роли в их создании и освобождению от них.

В настоящий момент существует достаточно большое количество методов работы со страхами. Многие из них мы можем использовать для самостоятельной работы. Также существуют методы, которые используют профессионалы данной области (например, психологи). Данные методы предъявляют особые требования к подготовке профессионала, предполагают особый инструментарий (например, тесты, опросники, техники и т.д.). В том случае, если Вы не чувствуете в себе сил побороть свой страх самостоятельно или, на Ваш взгляд, проблема достаточно серьезна, чтобы решать ее самостоятельно – второй вариант для Вас.

Проведем краткий экскурс нескольких методов и методик работы [4; 5].

1. Игровая терапия. Позволяет прожить в воображаемой реальности пугающую ситуацию, отреагировать и эмоционально «очиститься». Хорошо подходит для коррекции детских страхов, в работе с детьми.

2. Арт-терапия. Не требует художественных навыков или особых талантов. Отлично подходит для тех, кому сложно выразить словами свои чувства.

3. Систематическая десенситизация. Предполагает три основные стадии, которые упрощенно можно представить следующим образом: 1. Клиента обучают методикам расслабления; 2. Страх разбивается на составные части. Например, если клиент боится собак, то в качестве первой части можно обозначить слово «собака» на листе бумаги, затем – игрушка-собачка, следующая – фотография собаки, затем – посмотреть на собаку, гуляющую на улице, из окна и т.д. 3. Когда пациент научился как следует расслабляться (а большинству людей для этого требуется несколько недель ежедневных тренировок), мы просим его систематически представлять себе каждую из пугающих его ситуаций.

4. Визуально-кинестетическая диссоциация. Цель – убрать эмоциональную насыщенность переживания, сгладить страх. Подходит для работы как со страхами, так и с фобиями.

5. Коучинговая модель. Может использоваться для различных типов страха: страх начать собственное дело, страх изменить свою жизнь, сделать выбор и т.д. Очень эффективна при работе с проблемами, наподобие приведенного примера с открытием собственной фирмы.

6. Трансовые методики.

7. Time-line change (изменение Линии времени). Методика разработана тренером, коучем Джеком Макани и предполагает изучение своей жизни: своего прошлого, настоящего, будущего. Может быть использована для освобождения от страхов, получения доступа к собственным ресурсам.

Также необходимо отметить, что помощь по проблемам страхов, фобий может проходить в форме онлайн-консультирования. Это очень удобный способ: экономия Вашего времени, можно получать консультацию не выходя из дома, все возникающие вопросы можно решать достаточно оперативно, лишь зайдя на сайт и выбрав психолога, коуча, который специализируется на данной проблеме. Таким образом, наши страхи и их причины мы можем конструировать сами. Поэтому и за работу со страхами ответственны именно мы. Выбор методик и способов работы со страхами будет зависеть от типа и специфики нашего переживания. 

Использованные источники:

  1.            Е. Ильин. Психофизиология состояний человека: терминологический словарь 
  2.            Сергей Романюха, Общество потребителей страхов, 2012
  3.            Баутина Екатерина, Что такое страх, его функции, время появления детских страхов
  4.            А.Б. Орлов, Л.В. Орлова, Н.А. Орлова Психологические механизмы возникновения и коррекции внушенных детских страхов, Вопросы психологии, 2011, №3
  5.            Лазарус А. Мысленным взором: Образы как средство психотерапии/Пер. с англ. Е.В. Курдюковой. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 144 с.

 

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Чумакова Валерия

Психолог, сертифицированный коуч, НЛП Мастер-Практик, член международной ассоциации коучей и тренеров ICTA. Имею ряд научных публикаций и монографию по психологии. Помогу разобраться в сфере отношений, постановки целей.
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Страхи и фобии


Комментарии

Хороший материал. Информативно.

09.04.14
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store