Общая лекция.Продолжение - блог №1109488

А теперь определение феномена. Феномен – это то, что является объектом достоверного познания.

Все, что является объектом достоверного познания – это феномен. Что касается той мысли, которая у вас возникает в уме, если она не является объектом достоверного познания, то это не феномен, это просто фантазия. Если вы будете обдумывать это снова и снова, то увидите, что определение феномена очень глубоко. И тогда в вашей жизни появится компас, с помощью которого вы сможете определять, что существует, а что не существует.

А чтобы понять это лучше, очень важно знать, что такое достоверное познание и что такое не достоверное познание. Здесь есть целый текст, который составил Дхармакирти и назвал «Праманаварттика». В ней объясняется, что такое достоверное познание. Каким образом проанализировать феномены на относительном уровне и на абсолютном уровне.

В буддийской логике приводится один такой простой пример. Например, это неделимые частицы. В буддизме было совершено открытие, что неделимых частиц нет, и ученые также совершили такое открытие, что неделимых частиц не существует. Каков научный подход к тому, что неделимых частиц нет? Ученые делят частицы, расщепляют их, и сколько бы они этим ни занимались, все равно они не приходят к полному уничтожению, то есть, любые частицы можно продолжать делить дальше.

Итак, с помощью компьютеров и микроскопов спустя много лет они пришли к выводу, что неделимых частиц не существует. А в буддизме отсутствие неделимых частиц открыли с помощью очень легкой теории. Используя очень простую логику. То есть, без микроскопа, используя очень простую логику, я могу сказать вам на сто процентов, что неделимых частиц нет.

Какова здесь логика? Логика следующая. Если гипотетически предположить, что есть неделимые частицы, то есть ли у этой частицы верхняя часть и нижняя часть? Правая часть и левая часть? Если у частицы есть верхняя часть и нижняя часть, правая сторона и левая сторона, тогда она не является неделимой – она делима. Вы просто не можете ее разделить, но при этом она делима. А если у этой частицы нет верхней и нижней стороны, правой и левой части, тогда она не существует. То есть, частица либо не существует, либо она делима. Такова здесь логика.


© перевод лекции Геше Тинлея
02.07.14
1384
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store