О практике медитации на Четыре Благородные истины. Продолжение - блог №648671

Теперь мы продолжим учение о четырех благородных истинах.

Мы говорили о том, как заниматься медитацией, чтобы развить в себе отречение. Отречение – это основа для бодхичитты. Шантидева говорил: «Если кто-то не может освободить от страдания сам себя, как же он может освободить от страдания других? Это просто благое намерение, не более». Если вы хотите быть хорошим практиком Махаяны, то вначале выдолжны развить в себе отречение, а для этого следует медитировать, для того чтобы понять, что такое настоящее страдание, в чем его причина, и затем – как освободить себя от причины страдания. Поскольку вы уже поняли, размышляя о четырех благородных истинах, почему страдаете сами, вам будет легко понять, глядя на других людей, от чего страдают они, и почувствовать к ним сильную любовь и сострадание. Это более глубокие любовь и сострадания, чем обычно.

Нам легко испытать любовь и сострадание, когда мы видим, как кто-то страдает. Но когда мы наблюдаем за людьми, которые богаче нас, у которых дела идут лучше, которым больше везет  в жизни, то вместо того, чтобы испытать сострадание, мы испытываем зависть. Потому что мы не понимаем как следует четыре благородные истины. Поэтому очень важно медитировать на тему четырех благородных истин. Когда вы медитируете на эти истины, чтобы развить в себе отречение, вы должны размышлять над четырьмя пунктами, четырьмя основными положениями.

1. Страдание – порочная природа сансары. В данном случае, когда говорится о страдании, речь идет о благородной истине страдания. Доказывается эта порочная природа сансары через три, потом через восемь и через шесть видов страдания. Рассуждая о благородной истине страдания, мы не говорим о чем-то, что существует вне нас, это существует внутри нас, внутри нашего тела и ума. Точнее, сама совокупность наших тела и ума – это и есть благородная истина страдания. Почему? Потому что они результат благородной истины источника страдания. Этот результат – это неведение, омрачения, отпечатки загрязненной кармы. Если вы сажаете семя ядовитого дерева, то и дерево будет ядовитым. Когда мы перерождаемся под контролем таких омрачений, как неведение, гнев, зависть, привязанность, и под контролем загрязненной кармы, то, кем бы мы ни родились: человеком ли или животным, – все равно мы получаем сансарическое тело. Само наше тело – это сансара. Но если вы думаете, что вам достаточно отбросить ваше тело, чтобы освободиться от сансары, то вы ошибаетесь, потому что сансара – это не только тело. Это совокупности тела и ума, находящиеся под контролем  омрачений. В дальнейшем, если вы не начнете заниматься практикой, если вы снова будете принимать рождения под контролем омрачений, то вы по-прежнему будете находиться в сансаре и просто получать новые сансарические дела. В настоящий момент у вас человеческое сансарическое тело. Если вы не будете осторожны, то получите сансарическое тело животного.

Есть два вида кармы. Один вид кармы называется незагрязненная карма, другой вид – загрязненная карма. Что такое незагрязненная карма? Это любая карма, которая возникает из прямого познания пустоты. Это подлинная причина для освобождения. Пока в вас нет прямого познания пустоты, в вас нет зерна нирваны.

Что такое загрязненная карма? Это любая карма, которую вы создаете, не имея прямого познания пустоты. Такая карма может быть как позитивной, так и негативной, но все равно  она будет загрязнена. Лама Цонкапа говорит: «Карма, которая мотивируется сильной  бодхичиттой или создается по отношению к особому объекту, все же может быть незагрязненной, хотя и не исходит из прямого познания пустоты». Если есть какой-то особый объект, например, практика тантры, но нет прямого познания пустоты, то карма, которая создается, все равно загрязнена. Кроме мотивации бодхичитты, а также особого объекта, в отношении которого создается карма, любая карма, созданная без прямого познания пустоты, ведет к дальнейшему вращению в сансаре. Не имея бодхичитты и прямого познания пустоты, создавая карму, вы вращаетесь в сансаре.

Загрязненная карма может быть положительной и отрицательной. Негативная карма – это те неблагие деяния, о которых мы говорили: убийство, воровство и т. д. Они служат причиной для низкого перерождения. Если у вас нет прямого познания пустоты, но вы создаете положительную карму (например, занимаетесь благотворительностью, совершаете простирания, произносите мантры), все ваши благие деяния служат причиной для более высокого перерождения, но все равно, поскольку ваша карма загрязнена, вы перерождаетесь в сансаре. Те тело и ум, которыми мы обладаем сейчас, являются результатом благородной истины источника страданий. Через неведение, омрачения появились сейчас эти наши совокупности тела и ума.

Желтый цветок возникает из семени, но семя возникает из желтого цветка, а желтый цветок возникает из предыдущего семени, которое возникло из предыдущего цветка. Ученым известно, что это идет из бесконечности, вы не можете определить, когда было начало  семени цветка. На вопрос: «Что же было вначале – семя или цветок?» нельзя ответить, поскольку начала не было.

Итак, то тело, которое мы имеем, пришло к нам из безначальности. Правда, цветок – это не совсем подходящее сравнение для того, что мы представляем собой сейчас. Скорее мы похожи на отравленное дерево (смех). Будда говорит: «Те совокупности тела и ума, которыми мы обладаем, называются загрязненными, потому что они происходят из загрязненной кармы». Когда Будда говорит о загрязненности совокупности нашего тела и ума, он не имеет в виду, что мы внешне грязные. Посмотрите на то, что у вас внутри: скажем прямо, это не очень-то чисто, и причина не очень чиста. Будда говорит: «Какова причина, таков будет и результат».

 

© перевод лекции Геше Тинлея

30.05.13
201
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store