Размышления о страданиях - блог №650279

Первый пункт вашей медитации – размышление над страданием рождения. Вы можете подумать: “К чему это, ведь я уже родился?” Однако это не простое воспоминание: мы стремимся пресечь сансару в корне, чтобы никогда не испытывать страдание рождения снова. Размышляйте о том, что вы некогда прошли через страдание рождения, но забыли его, и поэтому кажется, что оно незначительное. В действительности же страданиерождения очень сильное. Мы находимся в утробе матери в течение девяти месяцев.

Представьте, что вас заключили в воздушный шарик и заставили провести несколько месяцев в очень жарком доме. Как бы вы себя чувствовали? Когда вы родились, у вас была очень нежная кожа, поэтому любое прикосновение, даже к очень мягкой ткани, было грубым и болезненным. Рождаясь, вы не умеете говорить, оказываетесь в совсем незнакомом вам мире. Вы всего боитесь и поэтому много плачете. И вам придется испытать все это снова, если в этот раз вы не будете осторожны. Мы можем прекратить цепь таких перерождений, можем переродиться по своему собственному желанию, а не по воле омрачений. Достигнув высокого уровня реализации, человек не испытывает страдание рождения. Такие мастера, как Его Святейшество  Далай-лама, рождаются, но не страдают при рождении.

Смысл этих размышлений в следующем. Зная, что зимой в Москве бывает холодно, вы готовитесь к этому. Люди, не думающие об этом, все лето отдыхают и зима застает их врасплох. Мудрые люди не пугаются будущих холодов – они благодарят за предупреждение и начинают готовиться к ним, а не жалуются, что их сделали несчастными.

Некоторые люди спрашивают, зачем буддизм твердит о страдании. Это способ раскрыть нам глаза, и тогда ничего страшного не случится. Желание именно в этой жизни подсечь сансару под корень породит в вас сильное стремление к освобождению. Вас уже не удовлетворит маленькое временное счастье этого мира. Именно тогда вы  превратитесь в настоящего духовного практика и, если получите от меня учение о бодхичитте, непременно станете бодхисаттвой. Невозможно стать бодхисаттвой, имея узкое мышление. Отречение – это лучшая основа для развития бодхичитты.

Второй пункт – страдание от болезней. Где бы вы ни родились, вам придется пережить страдание от болезней. Существует огромное количество разнообразных болезней, и некоторые из них вызывают чрезвычайно сильную боль. Теперь мы пользуемся болеутоляющими средствами, но они все равно не могут полностью уберечь нас от боли.

Вы сами прекрасно это знаете, и пока вы находитесь в сансаре, страдания от болезней для вас неизбежны – это очередная порочная черта сансары. Даже обладая здоровым и крепким телом, вы не можете быть уверены, что так будет всегда. Настанет день, и вам непременно придется испытать страдание от болезни, поэтому не слишком полагайтесь на здоровье своего тела. Такова ваша природа, и вы должны принять это, тогда болезнь не вызовет у вас расстройства. Она станет всего лишь физической болью, но ваш ум не будет слишком озабочен ею. Готовьтесь к страданию, это и есть тренировка ума. Небольшие проблемы, которые вы испытываете в своей духовной практике, – это пустяк, потому что именно практика поможет вам предотвратить все будущие страдания. В хорошей русской бане очень жарко, тяжело дышать, но это очень полезно для здоровья. Зная, что это полезно, человек терпит жар, платит за него деньги и после благодарит за хорошую баню. Другой человек, не знающий о пользе бани, будет страдать, воспринимать ее как наказание. Вся разница между этими людьми – в состоянии ума.

Третий вид страдания – от старения. Пока люди молоды, они не думают, что когда-нибудь состарятся. Они просто погружены в свое настоящее, в свою молодость. Но старость подкрадывается к нам незаметно, шаг за шагом, и с каждым днем мы становимся все старше и старше. Страдание от старения проявляется в ослабевающей памяти, в ухудшении зрения, слуха, других восприятий. Организм приходит в упадок, старики зачастую даже сидеть толком не могут, заваливаются куда-то набок. Один тибетский старик написал песню о страданиях, связанных со старостью: “Когда я сажусь, рождается много шума, но не от злости: просто я не могу справиться с тяжестью собственного тела, и оно падает. Когда я просыпаюсь, то встаю на четвереньки, но я не подобен животному: просто без помощи рук я больше вставать не могу. Когда я разговариваю с другими, я плююсь, но не нарочно: просто у меня выпали зубы, поэтому слюна так и брызжет изо рта”. Когда-нибудь нам всем придется пережить страдания, связанные со старостью. Вы должны размышлять над ними, принять их, тогда в старости вы будете свободны от уныния. Хорошо подготовившись к этому, вы и в будущих жизнях избавите себя от подобных проблем.

Такова природа страдания, и духовная практика, которой вы занимаетесь, предназначена  для полного устранения всех этих страданий. Их причина – болезнь ума, поэтому основная цель духовной практики – излечить ум от болезни.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

 

tbc

01.06.13
328
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store