О практике шаматхи. Продолжение - блог №690017

Вы должны понять, что объект медитации подобен колонне, ваш ум должен быть подобен слону, а внимательность подобна веревке. Итак, этой веревкой внимательности вы должны привязать слона своего ума к колонне объекта медитации. Вначале веревка вашей внимательности будет очень  тонкой, слабой. Поэтому каждый раз, когда слон будет ее обрывать, вы даже не заметите, как это произойдет. То есть слон даже небудет замечать, что он привязан, потому что стоит ему двинуть шеей, как веревка будет обрываться. Это происходит тогда, когда вы начинаете медитацию и уже через минуту или две вы так, как-то вдруг начинаете думать: «А что я здесь делаю, и о чем я должен был думать?». Это означает, что вы совершенно забыли объект медитации, и у вас пока нет никакой внимательности.

Но ничего страшного, снова и снова вы должны привязывать слона ума веревкой внимательности к колонне объекта медитации. Когда вы приступаете к медитации на объекте, постепенно объект медитации будет терять свою яркость и будет становиться все расплывчатее и расплывчатее. Вначале это будет случаться постоянно. Но когда объект медитации начнет терять свою четкость, свою яркость, не надо его искусственно раскрашивать, возвращать ему эту яркость, не надо как художник раскрашивать его, рисовать. Просто не теряйте своего сосредоточения, на том месте, где был объект, даже после того, как он исчезнет. Наше эго будет пытаться раскрашивать и придавать яркость объекту медитации, но это ошибка, потому что это помешает вам развить в себе сосредоточение.

Яркость или неяркость объекта медитации вначале не играет большой роли. Самое главное  – сколько ваш ум способен сохранять сосредоточение на объекте медитации. Вот это очень важно. То есть вы не должны позволять своему уму отклоняться в сторону от этого объекта медитации. Просто пребывайте и пребывайте на объекте умом – это тренировка, и постепенно вы обнаружите, что ваш ум способен оставаться на объекте все дольше и дольше. Любого, любое существо можно приручить. Если вы можете приручить, натренировать, выдрессировать даже дикого слона, то неужели вы не способны приручить свой собственный ум? Все возможно. Ваш возраст, так же как и пол, не имеет никакого значения.

Женщины не должны думать, что неспособны на это из-за своего пола. Это ерунда, глупость. У мужчин и женщин одинаковый потенциал ума. В тибетском обществе женщины чувствуют некую неполноценность по сравнению с мужчинами – это очень нехорошо, неправильно. В Европе, в России, в целом, такого нет, то есть женщины не чувствуют себя ущербнее мужчин, но все-таки, иногда в каких-то вопросах у них возникает такое ощущение. То есть, несмотря на разговоры о равенстве, у женщин в глубине души, и  все-таки остается такое чувство, некий отпечаток, того, что они ниже, а мужчины выше.

Вот это нужно устранить.

Но не надо впадать в другую крайность – в крайность феминизма. Это тоже плохо. Говорить, что женщины лучше мужчин также глупо, как говорить, что мужчины лучше женщин. Мы все одни и те же люди, мы находимся в равном положении. У всех у нас разные таланты, разные способности, но когда мы вместе, вот тогда мы составляем одну целостную семью, а когда мы разрозненны, то этой семьи нет. Если вы монах или монахиня, тогда вы исключение, вы должны оставаться в одиночестве. А если нет, то для того, чтобы была полноценная и гармоничная семья, мужчина должен быть вместе с женщиной, тогда они вдвоем составляют единое целое. Нет того, кто бы был важнее, и того, кто бы был менее важен. Муж и жена одинаково важны.

Теперь возвращаемся к нашей теме. Во время учения по шаматхе я часто отвлекаюсь на самые разнообразные советы, то есть я даю вам одновременно две дозы лекарства: одно – шаматха, предназначенное для долгосрочной перспективы. Это ваша далекая цель, к которой вы должны идти. А параллельно я даю вам советы, которые имеют значимость уже сейчас, в вашей повседневной жизни.

Итак, постепенно ваш объект медитации становится все яснее и яснее, но вы должны концентрироваться лишь на этом объекте. То есть вы стремитесь лишь удерживать свое внимание, свой ум на этом объекте, больше ничего. Даже если объект нечеток, неясен, не надо себя ругать и говорить, что моя медитация плохая. Самое главное, чтобы у вас была внимательность, чтобы ум был неотрывно сосредоточен на объекте, пусть нечетком, самое главное – наличие внимательности. Наше эго хочет, чтобы все сразу стало совершенным, чтобы и объект был ярким, и внимательность была безупречной. Но это недостижимо, поэтому вы должны просто концентрироваться на объекте и удерживать, просто удерживать на нем свое внимание. Даже если объект потеряет четкость, не надо его дорисовывать, не надо искусственно делать его ярче, просто пребывайте на том, что есть.

Это очень важная техника.

 

© перевод лекции Геше Тинлея

15.07.13
301
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store