О йоге Махамудры. Продолжение - блог №718785

Итак, первая печать – это непостоянство. Различают два вида непостоянства – грубое и тонкое. Сначала подумайте о четырех видах грубого непостоянства: любое рождение заканчивается смертью, любая встреча заканчивается расставанием, любое накопление заканчивается растратой и любой взлет заканчивается падением. Это то, что в конце завершается страданием, поскольку не существует ничего надежного. В результате ваш ум, блуждающий где-то вовне, сразу же успокаивается,потому что понимает, что все объекты во внешнем мире ненадежны.

Далее подумайте о тонком непостоянстве, о том, что причина, которая производит результат, сама является причиной его разрушения и поэтому объект каждый миг разрушается. Разрушение объекта не зависит от какой-то другой причины, кроме той, которой он обязан своим появлением. Это – буддийская логика очень высокого уровня.

Благодаря такой логике буддисты видят устройство мира очень ясно, им не нужен микроскоп, они видят, что все, что является производным, возникает из причины и все время разрушается. Две с половиной тысячи лет назад в буддизме было известно, что та чашка, которую вы видите сегодня, сильно отличается от чашки, которая была вчера. Чашка разрушается каждый миг, но вы этого не видите. Теперь наука подтверждает, что это так и чашка разрушается каждый миг. Если все внешние объекты каждый миг разрушаются, то зачем тогда к ним привязываться? Главная причина блуждания ума – это привязанность и, размышляя об этом, вы уменьшаете привязанность. Это самый лучший профилактический способ для уменьшения блуждания ума. Так, с пониманием непостоянства вы немного подсекаете эту коренную основу блуждания ума.

Вторая печать – то, что рождено под контролем омрачений, имеет природу страдания. Здесь следует немного подумать о двенадцатизвенной цепи взаимозависимого возникновения: «Из трех возникают два, из двух возникают семь результатов страдания, а из семи – снова три».

Когда вы испытываете страдания, вы вновь создаете причины страданий – у вас вновь возникают три причины страданий – неведение, желание и цепляние. Из этих трех омрачений у вас возникают два – карма и существование, то есть, два кармических отпечатка. Когда проявляются эти кармические отпечатки, опять возникают семь результатов страданий. Таким образом, происходит вращение в сансаре с безначальных  времен. Все сансарические объекты, к которым вы привязаны, имеют природу страдания и не имеют природы счастья, зачем же к ним привязываться? Как бабочка привязывается к масляной лампе и сгорает в пламени. Сейчас для вас пришло время пробудиться от этого заблуждения. Отсеките эту привязанность к сансарическим объектам и развивайте однонаправленную концентрацию, поскольку у привязанности к сансарическим объектам нет основы. Чем глубже вы понимаете учение о четыре благородных истинах, тем больше оно вас трогает, до слез. Если вы ранее выполняли аналитические медитации по четырем благородным истинам, отдельно по пунктам и очень подробно, то когда вы сжимаете это  учение, у вас возникает сильное чувство.

В одном из перерождений Будда был принцем – бодхисаттвой. Он объявил в своем царстве: «У кого есть драгоценная Дхарма, пожалуйста, передайте ее мне и я дам вам все, что вы захотите». К нему пришел один мудрец и сказал: «У меня есть драгоценная Дхарма, но легко я тебе ее не передам. Для этого тебе необходимо вонзить тысячу игл в свое тело».

Принц – бодхисаттва согласился: «Я готов это сделать, только, пожалуйста, передайте мне учение Дхармы». Какое учение дал этот мудрец принцу – бодхисаттве? Он сказал следующее: «Все производное непостоянно, все рожденое под контролем омрачений имеет природу страдания, пять совокупностей пусты от самобытия, поэтому не существует ни «Я», ни «МОЕГО». Так он объяснил три печати. А если вы понимаете три печати, то мудрость поможет вам понять косвенно и четвертую печать. Когда принц – бодхисаттва услышал эти слова, он испытал очень глубокое чувство, поскольку у него были глубокие отпечатки Дхармы из предыдущих жизней. Эти отпечатки, как магнит, притянули все учение о непостоянстве и из его глаз потекли слезы. Положение о том, что все рожденное под контролем омрачений обладает природой страдания, притянуло учение о четырех благородных истинах. Пять совокупностей пусты от самобытия и поэтому нет «Я» и «МОЕГО». Немного подумайте о пустоте себя и всех феноменов.

Итак, как я вам только что говорил, вам необходима убежденность в том, что видимость всех внешних феноменов неотделима от вашего ума. Все видимости, которые у нас возникают, – это видимости самобытия и они являются основой для блуждания ума, поэтому их необходимо устранить. Мастера говорили о том, что если вы не устраняете эти видимости, а устраняете что-то другое, то это не помогает подсечь корень блуждания ума.

Например, с точки зрения Сватантрики Мадхъямики все видимости не являются обманчивыми. Например, чашка, которая является вашему зрительному сознанию, не отрицается. Устраняется что-то другое, и тогда, с точки зрения Прасангики Мадхъямики, основа для блуждания ума все равно остается. То, что вам является со стороны чашки – это ее самохарактеристики. Сватантрика   Мадхъямика говорит, что собственные характеристикисуществуют, и если вы опровергаете собственные характеристики, то тогда это  превращается в небытие.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

11.08.13
308
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store