О йоге Махамудры. Продолжение - блог №718791

В первую очередь для нравственности непричинения вреда очень важны четыре акта ненасилия. Первый акт – если на вас злятся, то не злитесь в ответ. Это нравственность очень высокого уровня – не отвечать злом на зло. Это практика терпения. Если у вас есть такая нравственность, то развить шаматху гораздо легче. Если на вас кто-то разозлился, а вы в ответ разозлились вдва раза сильнее, то шаматха от вас далеко. Перед тем, как развивать шаматху, в повседневной жизни тренируйтесь в этом. То, что вы живете в городе, поможет вам в этом, потому что, если бы вы жили в уединенном месте, то не смогли бы практиковать эти четыре акта ненасилия. Далее, второй акт ненасилия – если вас ругают, то не ругайте в  ответ, не защищайте себя, просто сохраняйте молчание. Если то, что о вас сказали, – правда, то не защищайте себя, а если неправда, то просто промолчите. Просто скажите себе: «Может быть, в предыдущих жизнях я его ругал и теперь мои слова возвращаются ко мне обратно, как колесо острых кинжалов, и здесь винить некого, кроме самого себя». Третий акт – если вас прямо в лицо, или за спиной критикуют – не отвечайте. Сохраняйте свой ум в покое и умиротворении. Если вас критикуют по делу, то это очень хорошо, можно развиваться дальше. Если же это неправда, то тоже хорошо, поскольку у вас есть шанс сделать свой ум сильнее. Далее, четвертый акт ненасилия – если вас бъют, не бейте в ответ. Как Ангуллимала, который однажды отправился в деревню, где до этого он убил множество человек. Жители деревни набросились на Ангуллималу, били его, но он не отвечал им. Эти четыре акта ненасилия очень важны, они называются четырьмя актами, символизирующими последователя Будды. Если вы не совершаете этих четырех актов, то не являетесь последователем Будды. Итак, в зависимости от высокой нравственности возникает шаматха, а в зависимости от шаматхи вы развиваете випашьяну.

Теперь рассмотрим, каким образом нужно медитировать. Объясняется это в двух заголовках: подготовка и установка ума на объекте медитации.

Итак, подготовка. Здесь два заголовка – это подготовка и непосредственно сама практика. Что касается подготовки, здесь Панчен-лама приводит слова Будды Майтрейи: место, где медитируют мудрые люди, должно быть таким, чтобы еда и вода были доступна. Это место должно быть благословлено практикующими прошлых времен. Там не должны легко возникать болезни, то есть окружающая среда должна быть здоровой. Кроме того, у практикующих должна быть хорошая компания, хорошее окружение. Вы все это уже знаете, я вам это уже объяснял. Здесь необходимы шесть благоприятных условий для развития шаматхи. Когда вы развиваете однонаправленную концентрацию, очень важно совершать шесть подготовительных практик, которые объясняются в Ламриме. Кроме того, важно подготовить сиденье для медитации, для этого нарисуйте свастику на том месте, где будет ваше сиденье, и положите туда же траву куша. Она предотвращает загрязнения, идущие от земли, из-за которых у вас может пропасть желание медитировать и ум станет сонным, а тело слабым. Трава куша предотвращает эти загрязнения (русский вариант травы куша — это сорго, то, из чего делают веники).

Теперь о сидении для медитации. Это может быть деревянное невысокое, около десяти сантиметров, сиденье, скошенное спереди на четыре или пять сантиметров. На этом сиденье вы рисуете свастику, кладете траву куша, а сверху подушку для медитаций. Важно, чтобы задняя часть сиденья была чуть приподнята, а передняя часть была ниже. Если это будет не так, то вы сразу же заснете. Когда задняя часть подушки приподнята, то ваш ум находится в бдительном  состоянии и циркуляция ветров в теле правильная. Итак, вы садитесь всемичленную позу Вайрочаны, то есть в позу лотоса или полулотоса, разницы нет. Ваш позвоночник прямой, голова опущена немного вперед, плечи расправлены. Каждый раз, когда вы медитируете, убедитесь, что сидите в правильной позе, – эта внимательность в отношении тела тоже является практикой. Перед тем, как вы сядете медитировать, убедитесь, что у вас правильная поза: ваши ноги перекрещены, спина прямая, плечи расправлены, голова слегка опущена вперед, руки соединены, рот слегка приоткрыт.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

11.08.13
264
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store