Переходим к четырем заголовкам. Лхатонг (випассана) как ствол дерева, из которого исходят четыре главные ветви, а из них – другие. Випассана существует для обретения мудрости, познающей пустоту, являющейся противоядием от корня сансары – неведения.
Цель лхатонга (випассаны) – это укрощение ума. Любое учение Будды сводится к этому, в частности, тантра. С помощью наитончайшего ума ум укрощается более эффективно. Учение, не укрощающееум, не является учением Будды.
Поэтому в коренных текстах Будда говорил: «Несовершение негативных действий, накопление богатства заслуг, полное укрощение своего ума — это полное учение Будды». Эти строки включают в себя полное учение буддизма, в них говорится о полном укрощении ума.
Когда ваш ум укрощен не полностью, но в нем устранены все омрачения, называется состоянием архата. Путь Хинаяны ведет к укрощению ума, но не к полному.
Путь Махаяны – это полное укрощение ума, так как устраняются не только омрачения, но и отпечатки, оставленные ими.
Если вы понимаете, что все учение предназначено для укрощения ума, то видите, как каждое его положение приводит к этому.
В теории пустоты, например, говорится о неделимых частицах, и эта теория, если посмотреть на все взаимосвязи, сводится к укрощению ума. В науке, так же как и в буддизме, открыли несуществование неделимых частиц, но, если вы посмотрите на научную теорию, то увидите, что она никак не связана с укрощением ума.
Если спросить ученого, в чем ценность этого знания, как это связано с нашей жизнью, на это не будет ответа. Ученые лишь скажут, что это научный факт.