О пустоте. Продолжение - блог №725566

Возвращаемся к теме. Итак, такой кунтаг – нечто, существующее со стороны объекта без стопроцентного обозначения мыслью, – это объект отрицания с точки зрения Мадхьямики Прасангики. Переходим к объекту пустоты. В Мадхьямике Прасангике нельзя рассматривать пять совокупностей как объект пустоты. Объектом пустоты является само «Я». «Я» пусто от самобытия «Я». Если бы пять совокупностей были пусты от «Я», тогда это былобы пустотой от другого. Объектом пустоты должно быть «Я», шенванг. Что такое это «Я»? Это тонкая относительная истина. Это нечто, что существует. Вы – это тонкая относительная истина вашего «Я», оно существует, но вы никогда не могли представить этого. В Мадхьямике Прасангике говорят, что это относительное «Я» является объектом пустоты «Я», это шенванг. Самосущее «Я» отсутствует в этом шенванге, взаимозависимом «Я». Это тонкое относительное «Я» никогда вам не являлось. Чандракирти в тексте «Мадхьямика-аватара» говорит, что цепляние за самобытие сфокусировано на объекте – относительном «Я». Как это происходит? Например, когда вы видите объектную основу какого-то человека, поскольку эта основа вам известна под определенным названием, ваш ум сразу же присваивает ей это название. Например, вы видите объектную основу Андрея – тело. Тело – это не Андрей, но по всем признакам (нос, голос, рост и т.д.) оно общеизвестно как Андрей, и вы называете его «Андрей». Это обозначение дается мгновенно. В следующий момент этот номинально существующий Андрей уже кажется вам существующим со стороны объектной основы «Андрей».

Когда это является вашему уму, вы цепляетесь за самосущего Андрея. Объектная основа пустоты Андрея – это не тело Андрея, а название «Андрей», присвоенное вашей мыслью.

Этот номинально существующий Андрей есть, но он никогда не являлся вашему уму.

Поэтому тонкую относительную истину можно познать только после понимания абсолютной природы Андрея. С точки зрения Чандракирти такой Андрей, существующий со стороны объекта независимо от вашего мысленного обозначения, – это самобытие, и вы цепляетесь за это как за самосущее. В отношении вашего самосущего «Я» вы говорите: «Я родился, я иду, мне говорят что-то плохое». Между тем, если, к примеру, кто-то скажет, что вы толстый, не нужно расстраиваться, потому что ваше тело – это не вы. Это объектная основа, она меняется и может стать худой. Из-за такого цепляния за самобытие возникают омрачения, вы создаете карму и, таким образом, вращаетесь в сансаре. Это слова Чандракирти. Что бы ни объяснял Лама Цонкапа, он давал комментарии именно к коренным  текстам Чандракирти и Нагарджуны.

Далее, кунтаг – это являющееся вам «Я», на сто процентов существующее со стороны объекта без обозначения мыслью. Это иллюзия, проекция ума. Так, чашка или полная Луна являются вам как нечто плотное, на сто процентов существующее со стороны объекта, хотя на самом деле они так не существуют. Если вы глубже проникните в эту чашку, то увидите не чашку, а просто частицы и много пустого пространства. Итак, нет ничего самосущего, нет собственных характеристик, все существует как просто название, присвоенное мыслью.

Это конечное воззрение Будды. Он говорил, что все мирское, о чем мы думаем, существует как простое обозначение мыслью, но также есть и достоверность, работает закон причины и следствия.

Кунтаг – самосущее «Я» – отсутствует в шенванге – взаимозависимом «Я», являющемся номинально существующим. Если нечто существует номинально, оно не может быть самосущим. Это дихотомия. Существование в виде названия и существование со стороны объекта независимо от обозначения мыслью – это противопоставление. Этот кунтаг – это неверная проекция. Она отсутствует в номинально существующем «Я». Отсутствие кунтага в шенванге – это йондуп. Это абсолютная природа «Я», пустота от самобытия.

Относительное «Я» – это номинально существующее «Я». Номинально существующее «Я»  – это шенванг, относительная истина. Она существует номинально, поэтому пуста от самобытия. Поскольку она пуста от самобытия, она существует номинально – это взаимозависимое «Я». Здесь абсолютная и относительная истины не противоречат, а поддерживают друг друга.

Например, Земля кажется нам плоской – это кунтаг, видимость, наше ментальное преувеличение о существовании плоской Земли. Плоская Земля отсутствует в шенванге.

Круглая Земля – это шенванг, она существует. Поскольку в Земле отсутствует плоскость, она круглая. Смысл один и тот же, но говорится с разных сторон. Если сказать, что Земля круглая, это будет означать, что Земля пуста от плоскости. Если сказать, что Земля пуста от плоскости, значит, она круглая. Итак, это одна сущность и два разных аспекта.

Относительная истина говорит о том, каким образом объект существует, а абсолютная – каким образом он не существует.

Точно так же, когда вы говорите, что «Я» пусто от самобытия и существует со стороны объекта независимо от обозначения мыслью, такое «Я» не существует, значит, «Я» существует как простое название. Если вы скажете, что «Я» – это взаимозависимость обозначения мыслью, это означает, что «Я» пусто от самобытия. Взаимозависимость и пустота – это единство двух разных аспектов. Поэтому Лама Цонкапа в тексте говорил о том, что все омрачения коренятся в неведении. Чтобы устранить неведение необходимо понять взаимозависимость. Он не говорил, что нужно понять пустоту. Когда вы познаете взаимозависимость, вы поймете пустоту. Если вы понимаете взаимозависимый мир, и то, что Земля круглая, значит, вы осознаете, что Земля пуста от плоскости.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

17.08.13
276
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store