Сутра сердца. Продолжение - блог №779063

Однажды Атиша сказал Дромтонпе: «Посмотри на высокую гору и на долину. Когда идет дождь, он в равной степени падает и на гору, и на долину. Но на вершине горы ничего не вырастает, а долина вся зеленеет. Точно так же наставник дает учение всем ученикам в равной степени, но у высокомерных учеников нет никакого роста, а у скромных вырастают все реализации».Итак, для духовных реализаций очень важно быть смиренным и занимать нижайшее положение. Но это не значит, что внешне нужно всегда демонстрировать смирение. Некоторые люди с виду смиренны, а внутри наоборот, это неправильно.  Снаружи ведите себя по-прежнему, не надо менять свой характер, а внутри развивайте смирение – вот что я вам советую.

Если бы у вас были высокие умственные способности, мне было бы очень легко давать комментарий на «Сутру сердца». Я бы просто произнес «Татьята Ом Гате Гате Парагате Парасамгате Боддхи Сваха», вы бы меня поняли, затем погрузились бы в медитацию на абсолютную природу всех феноменов, а затем в медитацию на ясный свет и познали бы пустоту своим наитончайшим умом. Это было бы настоящим отдыхом.

Концепции как игра ясного света

Если вы познаете пустоту, то Махамудра и Дзогчен станут для вас невероятными учениями. Тогда вам будет очень приятно пребывать в абсолютной природе своего ума, откуда возникают мысли и где затем исчезают. Когда в древние времена торговцы, плывущие на корабле, хотели узнать, близко ли берег, они выпускали ворону. Если суши поблизости не было, она делала круг и возвращалась назад. Подобным же образом следует медитировать: вы пребываете со своим умом и, если в нем возникает мысль, вы просто наблюдаете за ней, не останавливая. Она сделает круг и, так как зацепиться ей будет не за что – ведь нет истинного существования, она снова растворится в ясном свете. Мысли возникают из ясного света и возвращаются в ясный свет, и таким образом порождение концептуальных мыслей становится игрой ясного света.

Но для этой техники необходимо познание пустоты, иначе она не получится. Ведь у нас столько концепций, что, если бы дело было только в них, наш ясный свет должен был бы уже проявиться. В Европе многие радуются, услышав, что концепции являются игрой ясного света, но они не понимают, что не для всех это так. У обычных людей концепции не могут быть игрой ясного света.

Если бы концепции всех людей были игрой Дхармакаи, то, поскольку у всех есть концепции, у всех также должна была бы быть Дхармакая, реализация ясного света. Но тех людей, которые не познали пустоту, концепции лишь привязывают к сансаре. Допустим, если вокруг вас много суши и вы выпускаете ворону, она не вернется.

Другими словами, концепции будут возникать у вас вновь и вновь.  Только в одной ситуации выпущенная с корабля ворона может вернуться – посреди океана, когда вокруг нет суши. Познание пустоты необходимо для практик Махамудры и Дзогчен.  Но одного лишь познания пустоты недостаточно, также нужна бодхичитта.

Без бодхичитты, какую бы практику ясного света вы ни выполняли, она не будет махаянской практикой. Если практика не является махаянской, как она может быть тантрой –сущностной практикой Махаяны? А практика ясного света является самой сутью практики махаануттарайога-тантры. Для того чтобы породить бодхичитту, необходимо отречение.  Вы уже слышали об этом раньше, но я повторяю это снова, чтобы вы не совершили ошибок в закладывании фундамента.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

04.10.13
230
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store