Сутра сердца. Продолжение - блог №785380

Если вы начнете анализировать Москву и Питер, сколько бы вы ни искали, ни в том, ни в другом городе вы не найдете ни единого атома Москвы. Но если это место вы называете Москвой, то это достоверно, потому что у него есть три характеристики достоверной основы для этого обозначения. А Питер от простой перемены названия Москвой не станет, потому что унего нет трех характеристик для обозначения «Москва».

Во-первых, это место не общеизвестно массовому сознанию как основа для обозначения «Москва». Кроме того, если назвать Питер Москвой, это противоречит относительной достоверности – все вокруг вас скажут, что вы неправы.

Особенно разозлятся питерцы: «Как вы посмели наш город назвать Москвой?! Эти москвичи готовы все города в Москву переименовать!»

Низшим школам трудно защищать теорию номинального существования. Для них обоснование этой теории было бы убедительным лишь в том случае, если бы функционирование феноменов действительно осуществлялось бы за счет их наименования.  Но у прасангиков не возникает противоречий в обосновании этой теории, потому что они утверждают, что переименование объекта действительно не изменит его функцию, но причину этого они видят не в собственных характеристиках, а в известности объекта массовому сознанию в качестве основы для определенного обозначения.

 Все связано с играми нашего ума, с нашими условностями. Наши соглашения относительно наименований – тоже своего рода игра. Но эта относительная достоверность существует лишь с нашей мирской точки зрения, в реальности какой-то плотной относительной достоверности нет. Относительная достоверность вторична, подлинна только абсолютная достоверность.

Относительная достоверность подобна луне: когда мы смотрим с земли на луну, из-за движения планет нам кажется, что сначала луна растет, потом наступает полнолуние, затем она постепенно убывает. Но подобная растущая и убывающая луна существуют лишь в  представлениях нашего мира. В самой же Луне не происходит таких изменений. Это пример дается в одном драгоценном тексте Дзогчен.

Такова же наша относительная достоверность: она не является плотной и незыблемой, это достоверность лишь в понятиях нашего мира. С нашей мирской точки зрения мы можем говорить о своем рождении, жизни и смерти, в действительности же нет никакого рождения, существования и умирания.

В начале Луна не возрастает, в середине она не становится полной, в конце не убывает. Но мы, когда смотрим со своей планеты и видим полную луну, очень радуемся, читаем мантры и надеемся на обретение какой-то особой энергии.

Конечно, движение планет тоже как-то влияет на нас в силу взаимозависимости.  Но сама взаимозависимость подобна иллюзии. Возрастающая, полная и убывающая луна существуют, но только в зависимости от взгляда на Луну с Земли.

 

 

© перевод лекции Геше Тинлея

09.10.13
242
0 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Джалус

Модератор. ༁
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Буддизм


Комментариев пока нет
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store