Еще несколько слов о дыхании ... - блог №19560

Не претендуя на то, что мной будет сказано нечто принципиально новое, о дыхании сказано уже достаточно много и в рамках известных психологических и околопсихологических дыхательных практик: «холотропное дыхание», «ребёфинг», «вайвейшн», «свободное дыхание» и пр., и в рамках различных духовных учений (наиболее известна йоговская пранаяма), я, пожалуй, внесу лишь некий уточняющий контекст, еще один нюанс практики на основе моего личного опытаи его осмысления.

Заранее оговорюсь, что все мысли, высказываемые в этой статье, это моё личное мнение, не претендующие ни на истинность в последней инстанции, ни на исчерпывающую полноту.

В рамках нашего Психологического Клуба Центра «Юнивита», мы с регулярной периодичностью проводим дыхательные сессии, направленные на осознанную работу с телом, сознанием, вниманием – на осознанное переживание себя здесь и сейчас. Дыхание при этом – тот инструмент, или, образно выражаясь, транспорт, с помощью которого мы переносимся в мир субъективных переживаний и передвигаемся по своей внутренней реальности.

Переживания, конечно же, всегда с нами, даже вне специфических практик, ибо мы всегда переживаем, пока мы живы. Но вот почему, и с чем связано само переживание? Всегда ли мы переживаем с одинаковой силой, всегда ли мы включены в него полностью? Здесь и возникает тема дыхания.

Наша жизнь всецело зависит от дыхания. Наше рождение знаменуется им, и жизнь за пределами материнской утробы начинается с первого вдоха и заканчивается последним выдохом, и фраза «дыхание – есть жизнь» не пафосный гимн дыханию, а отражение реальной ситуации нашего существования. Естественно предположить (что и сделано уже давно и С.Грофом, и Л.Орром и многими другими), что если сама наша жизнь (то есть наше переживание или проживание) неразрывно связана с дыханием, то и различные нарушения в жизненном процессе (соматические болезни, нервно-психические, психологические трудности), отражающие качество нашего переживания, связаны с нарушением дыхания (разумеется, что переживание, как процесс встречи субъективной реальности и объективной, связано не только с физиологическим процессом дыхания, но еще и с тем, кто переживает, то есть с местом встречи двух реальностей, но этот аспект мы здесь рассматривать не будем, ограничась рассмотрением самого процесса). И связь эта не некая символическая, а вполне физическая и конкретная.

Какая же связь наших вполне реальных жизненных проблем с «каким-то» дыханием?

Здесь хочется вспомнить положения гештальттерапии о дыхании (впрочем, те же самые положения имеются во всех системах и учениях, использующих дыхательные практики). Было замечено, что у человека, при различных переживаниях ритм и глубина дыхания разные. И часто, когда человек переживает какие-нибудь негативные эмоции, он как бы «забывает» дышать, его дыхание затаивается, сбивается. То есть в этот момент человек перестает полностью переживать происходящее (держим во внимании связь дыхания и переживания).

А что же происходит? Как он переживает этот момент? Он переживает его так, что стороны реальности, неприятные ему, болезненные, он как бы отсекает от себя, отгораживается от них, закрывает себя от их полного проживания. И происходит это как раз в момент, когда дыхание человека «затаивается». Затаивая дыхание, то есть не вдыхая или значительно уменьшая глубину вдоха в момент неприятия чего-то, человек как бы приостанавливает плавное течение жизни в себе, перекрывает доступ в себя происходящему, закрываясь от определённого опыта жизни. А поскольку человек принципиально воспринимает мир только в образах (то есть в целостных образованиях, гештальтах), то образ ситуации, которую он в каком-то контексте не принял, у него остается усеченным.

Выражаясь в терминах гештальттерапии, у него возникает незавершённый гештальт, который, во-первых, забирает энергию внимания человека на себя, «живя» в его сознании и требуя своего завершения, а во-вторых, отделяет человека от самого себя, отчуждает его именно в том контексте, в котором он не принял ситуацию, лишая его внутренней целостности, ведь человек един с миром, с окружающей его социальной реальностью (именно она и доставляет хлопоты человеку, а не абстрактная реальность вообще), ведь человек сделан из людей. Отчуждая себя в каком-то контексте от мира (то есть отчуждая мир от себя, не принимая его), человек в этом же самом контексте отчуждается от самого себя, теряя целостность. И получает психотравмирующий опыт (который организует сам себе, а не по вине нехорошего мира).

Теряя полноту проживания ситуации, человек теряет свою целостность и эту нецелостность себя несет далее по-жизни. И так каждый раз, в каждый момент, теряя полноту проживания ситуации, человек всё более теряет полноту себя, всё более накапливает число травм, формует себя, становится угловатым, зазубренным, острым. В чём это проявляется? Проявляется это в тех самых реальных проблемах, которые наваливаются на человека, копятся, трамбуются, выливаясь в проблемы общения, отношений, неврозы и заболевания…Почему? Потому что, ограничивая мир теми рамками, которые человек выставляет, он ограничивает свои возможности к удовлетворению своих потребностей. Не удовлетворяя свои потребности, человек заболевает (во всех смыслах).

Когда же человек в момент переживания ситуации осознаёт себя и позволяет дыханию течь ровно, не прерываясь и даже более того, начиная дышать глубже, он способствует тем самым восприятию ситуации во всей полноте, и тогда он не прерывает свой контакт с ней, не обрезает своего проживания её, сохраняет свою целостность и даже восполняет её.

Что происходит во время выполнения дыхательных упражнений, в которых человек учится дышать полно и свободно? Давайте рассмотрим это подробнее. дыхание. Вот мы начинаем дышать, спокойно вдыхая животом, полной грудью, так, как мы не дышим в обычной ситуации, наполняя себя воздухом по максимуму. Сначала это происходит через усилие, ибо нам так дышать непривычно, трудно, неудобно. Но постепенно, продолжая дышать, нам становится это делать легче и приятнее. Мы начинаем чувствовать разные ощущения в теле, или переживать видения или ещё что-то и как-то…наше состояние и восприятие меняется – у каждого человека это происходит по-своему, и мы на этом останавливаться не будем, ибо наш разговор не об этом.

В какой-то момент, мы чувствуем, если доверимся своему телу, что оно как будто само подбирает нужный ему ритм и глубину дыхания. И вот это очень важно! Если мы включены и внимательны к себе, то мы можем заметить, что в этот момент у нас в сознании могут всплывать на мгновения, или восприниматься длительно образы различных ситуаций, или образы людей, предметов…чего угодно. Тело наше реагирует на эти образы очень чутко (а может это оно их и рождает, высвобождая те мышечные блоки и зажимы, которые образовались у нас в ответ на событие), оно то напрягается, то расслабляется, то согревается, или мёрзнет, то начинает как-то двигаться или издавать звуки (нам надо просто довериться самим себе и позволить себе проявляться через тело, которое само будет делать то, что «оно хочет», то, что нужно нам – ведь мы едины с нашим телом) и темп и глубина нашего дыхания постоянно варьируются, изменяются, в соответствии с теми образами, которые у нас возникают.

В процессе дыхания мы как бы начинаем откручивать киноплёнку нашего опыта назад, происходит высвобождение скрытого, подавленного, неосознанного (это происходит само собой без наших специальных усилий), и тело нас ведёт в этом процессе, регулируя наше дыхание, и в этот момент происходит слияние трёх моментов: ситуации, не принятой нами когда-то, телесных зажимов, которые образовались в тот момент, и которые теперь отреагируются в виде напряжений, движений, звуков, энергетических состояний, тепла или холода, и дыхания, которое в той прошлой ситуации привело к фиксации непрожитого опыта вследствие своих (дыхания) особенностей, и которое теперь восполняется и даёт возможность завершить гештальт. Но не стоит думать, будто мы возвращаемся в памяти в какое-то наше прошлое (как это происходит в психоанализе), всё происходит здесь и сейчас и это актуальный опыт, ведь всё то, что было когда-то с нами, мы носим в себе и сейчас, прямо в этот момент, и оно проявляется в нас в каждом нашем движении, в каждом нашем вдохе и выдохе. Кстати, какого-то специфического визуального ряда при выполнении дыхательных упражнений может и не быть, но это не значит, что в данный момент не происходит телесного отреагирования, восполнения, переживания какого-либо опыта. Главное в этом процессе не картинки, а тело и дыхание, поскольку каждая наша проблемная ситуация отражается в нашем теле в виде мышечного напряжения.

Доверяясь движению тела и тому дыханию, которого оно требует от нас, и, совершая это дыхание, мы принимаем ситуацию и её опыт в нас, мы восстанавливаем свою целостность не на уровне рационального ума, а на уровне эмоций и реакций тела. А этот уровень гораздо глубже и правдивее социально-ориентированного рационального уровня, поскольку отражает уровень наших потребностей (а в них мы себе соврать не можем, мы их можем только запретить себе осознавать, но не иметь), что, как минимум, иллюстрируется тем фактом, что мы очень часто на рациональном уровне ситуацию, как будто бы принимаем, и с людьми соглашаемся – «да-да, конечно…», а внутренне переживаем совсем другое, и даже это другое не всегда разрешаем себе заметить и признаться в нём. Таким образом «незавершённый гештальт» (нецелостный образ ситуации, недопрожитость) образуется помимо нашего желания и сознания на том же неосознанном эмоциональном и телесном уровне, неведомый нам.

Практика осознанного дыхания позволяет нам завершить эту ситуацию на том же самом неосознанном уровне, на котором образовалась её незавершенность, вне её понимания, а вновь проживая в реакциях своего тела, а осознание того, что же на самом деле было не принято, в чём была ошибка, приходит вслед за тем, как ситуация закрывается, когда мы становимся целостными в её контексте (впрочем, осознанное открытие той, прежней ошибки может и не произойти, ибо сама ситуация может и не вспомниться, но…поскольку телесное её отреагирование произошло, и незавершённая ситуация закрылась на том, неосознанном уровне, на котором и образовалась, то мы вдруг начинаем ощущать, чувствовать, переживать, что в нас что-то изменилось, что мы как-то более свободно и открыто начали смотреть на мир (в каком-то его контексте), что нам спокойнее и радостнее).

И когда это происходит, тело расслабляется и дыхание нормализуется, мы окунаемся в блаженный покой и умиротворение, и становимся чуточку цельнее, добрее и счастливее.

— Эээй…вы дышите….?

— ДышИте! Это полезно! :)

 

                                                                                                                            Ляшенко В.В.

                                                                                                              психолог -консультант

ссылка на страницу материала: Психологический Клуб

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Виктор Ляшенко

Психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях: что делать, когда не известно, что делать? Куда идти, когда не известно, куда идти? Как жить, когда не известно, как жить? Консультации платные, по предварительной записи.
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Самопознание и развитие


Комментарии

Полезный материал, заставляет задуматься рад собой. А после раздумий можно и действовать. Спасибо! :-)

05.07.10
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store