У меня апатия - лень делать что-то. И вот не знаю как победить её, избавиться от комплекса неполноценности и "синдрома отличника". - вопрос №1173834

500 p
Изучая возможные причины своего ленивого состояния, я наткнулся на фразу «синдром отличника», он же «перфекционизм», одной из причин которого может быть комплекс неполноценности. Прочитав про это в сети, я понял, что это — мой случай. Все мои беды, включая тревожное расстройство, — от синдрома отличника и комплекса неполноценности. Я сколько себя помню, всегда ощущал себя неполноценным. У меня перед глазами всегда был пример старшего брата (на 11 лет старше), который был умный и умелый, которому всё давалось легко и всё получалось качественно и быстро. И от меня родители ждали того же самого. Даже в школе я слышал от учителей фразы типа «а вот твой брат…». Но я совсем не такой. И из рук всё валилось и когда пошёл в школу учился так себе. В первом классе всем уже начали оценки ставить, а я всё «прочерки» получал… Но мама взяла меня в «ежовые рукавицы», сидела со мной с уроками, разжёвывала каждый нюанс.В итоге ко второй четверти 2-го класса мои школьные дела пошли «в гору» и средняя оценка достигла «четвёрки». Иногда я приносил домой даже «пятёрки». В самом конце третьего класса произошло нечто. Мы писали что-то вроде выпускной работы из начальной школы. И я совершенно неожиданно получил высший балл как по русскому, так и по математике! Это был шок. Перейдя в пятый класс (четвёртый мы пропустили) я стал считаться «отличником». По «главным» предметам (русский, математика) у меня были «пятёрки», по второстепенным (история, рисование и др.) – «четвёрки». Всё хорошо, я был счастлив, но в глубине души было сомнение, что это несколько искажённая реальность и не вполне заслуженные оценки. Отдельная тема – английский язык. Он как-то у меня пошёл сразу и сам, мама почти не вмешивалась, только контролировала (она в школе учила немецкий). Между шестым и седьмым мы переехали и я пошёл в другую школу. «Уровень» этой школы был заметно меньше, чем у старой. На меня все смотрели как на вундеркинда. Типа «откуда ты знаешь?!!». Я без труда стал отличником по «основным» предметам и даже по традиционно «четвёрошным» истории и географии. Но круглым отличником я так и не стал. Позже по некоторым причинам мой уровень сравнялся со «средним» в этой школе, но все продолжали считать меня «отличником». Забавный факт – в старших классах на всевозможные олимпиады посылали не девочек-идущих-на-золотую-медаль, а меня. Там я предельно чётко ощущал себя убогим ничтожеством на фоне гениальных умов лицеистов. Ни разу не написал ничего адекватного… После десятого я настоял чтобы меня перевели в физико-математический лицей. Но счастье длилось недолго – уже через неделю я вернулся в «родную альма-матер». Родители убедили, что я «не смогу там учиться», что мне это «не по силам». И вообще отец хотел видеть меня экономистом. А тут как раз в нашей школе открылся «экономический» класс. Суть в том, что два раза в неделю мы учились в бизнес-колледже, проходя за два года программу первого курса. Кто закончит без «троек» сможет продолжить обучение на бюджетной основе. Я готовился поступить в вуз. Но потом меня опять убедили, что я «могу не поступить» и вообще «технические специальности – сложно», «иди лучше в колледж на второй курс, будешь бухгалтером». После второго курса я пошёл на «дополнительный» третий, получив второй диплом экономиста. Оба диплома – красные. Обе дипломные работы писал за меня отец – большой любитель экономических наук (хотя сам технарь). Потом был-таки вуз – нашёлся факультет переподготовки кадров, который за деньги и три года давал высшее образование тем, у кого есть средне-специальное или первое высшее образование. Тут диплом писал я сам, не подпустив отца, опять рвавшегося в бой. В принципе, начиная со старших классов процесс обучения у меня проходил более самостоятельно, мама лишь контролировала. Частично это обусловлено тем, что пошли темы, которые мама сама не понимала (как она говорила мне). Ещё учась в вузе, я, с подачи брата, начал изучать программирование. К слову, брат относился к экономическим науками презрительно и слово «бухгалтер» было о него оскорбительно-ругательным. Кроме того, ещё с раннего детства он относился ко мне снисходительно и высокомерно, говорил, что я «туп и глуп» и всё в таком роде. А для меня его мнение всегда было очень весомо. Он внёс большой вклад в мой комплекс неполноценности. Когда я закончил вуз, я захотел пойти куда-то «компьютерщиком». Неделю помыкался, потом мама спешно «пристроила» меня к своему бывшему начальнику (случайно так получилось). Работа была скучная, зарплата мизерная даже по провинциальным меркам. Но директор пристроил меня «приходящим компьютерщиком» в фирмы двух своих корешей. Ещё меня позвали преподавать на компьютерных курсах в нашем же здании. Так я провёл 5 лет, параллельно изучая программирование. На 2010 год я наметил переезд в Петербург, чтобы устроиться программистом или, на худой конец, системным администратором. Петербург – потому что сюда уехал старший брат и тут жила наша тётка. Но я всё же разместил в Интернете резюме о поиске работы программиста в родном городе, не надеясь, впрочем, на результат. Но вот в конце 2007 года мне позвонили и пригласили на работу программистом. Родители отнеслись к этой затее холодно, но препятствовать не стали. К их (и моему) удивлению я на новой работе пошёл в гору. Начальник меня хвалил, зарплата выросла на 100% всего за 9 месяцев! При этом в глубине души я не понимал за что меня так хвалят. Коллеги на меня смотрели как на великого гуру. В конце 2009 года брат, наслушавшись про мои успехи на поприще программирования, предложил меня своему начальнику, который искал себе нового программиста. Тот с радостью меня взял, спросив полушутя, нет у него ещё братьев. В 2010 я переехал в Петербург и начал работать с братом. И тут начались проблемы… Тут уже меня не превозносили до небес, а наоборот я слышал только критику и недовольство… Собственно это соответствуем моему самоощущению. Я знаю (скорее даже ощущаю кожей) как должен выглядеть результат, но достичь этого не в состоянии. Частично это связано с недостатком фундаментальной математической подготовки. Частично тем, что, по выражению брата, «туп и глуп»… Я неоднократно пытался самому изучать недостающее, но встретив первое же непонятное сходу место, опускал руки и бросал. И в целом, я всегда опускаю руки, когда натыкаюсь на препятствие, которое сходу не одолеть. К примеру я с 2009 пытаюсь научиться играть на клавишных. Кое-какого прогресса добился, а дальше – ступор. При этом я ясно ощущаю, что, например, музыкальный слух у меня сильно улучшился… Но клеймо брата «медведь на ухо наступил» довлеет надо мной видимо. Я не могу браться за дело, если понимаю, что не смогу это делать идеально. Например брат убедил меня, что код, который я пишу – «авгиевы конюшни». В итоге я сейчас пишу эту исповедь, вместо того, чтобы программировать…. Как результат – полная апатия, упадок сил. Я просыпаюсь и сразу чувствую усталость. Жутко не хочется вставать и идти куда-то. Не могу ничем заниматься более получаса, даже если был энтузиазм… Теряю всякий интерес к любому занятию. Я даже задумывался на тему смены профессии – но на что менять – не знаю. Нет для меня областей ближе программирования и музыки… Отдельно надо заметить, что я панически боюсь неудач. Любых. Я даже в компьютерные игры играл с «читами», дающими «бессмертие» и прочее. Попытаться что-то сделать новое на людях – это то ещё мучение. «А вдруг не получится?». «А ведь наверняка не получится!» (вот он комплекс неполноценности). И если себя и пересилить и попробовать – реально терплю фиаско, ещё больше укрепляя себя в мнении о собственной никчёмности…

Лучший ответ по мнению автора

Здравствуйте, Владимир! Все дело в том, что вы не верите в свой успех. Успех для вас дело случайное - И я совершенно неожиданно получил высший балл как по русскому… я был счастлив, но в глубине души было сомнение, что это несколько искажённая реальность и не вполне заслуженные оценки. Конечно, брат для вас авторитет… тот, кто заслуживает, не туп и не глуп...) Критика, обесценивание, это способ выражения злости, которая очень часто возникает у старших детей к младшим. Почему?.. Зависть, обиды на родителей ( со мной так не нянчились, например… поэтому ты туп)… да много чего. А, дальше… вы поставили для себя планку ( неосознанно, конечно) — Мне нельзя, невозможно превзойти брата. Вы описали здесь то, что вас сдерживает -А, вдруг не получиться? (страх неудачи), но главный страх, который я вижу — это СТРАХ УСПЕХА. Этот страх, в отличии от первого нелогичен, но очень часто бывает тем препятствием на пути, которые вы встречаете. Задайте себе другой вопрос — А, что будет, если получиться? Лень, апатия может быть сдерживанием себя на пути к реализации. Вы ведь не можете перешагнуть планку успеха авторитета? На то, он и авторитет.) Поразмышляйте об этом. Получается, что вы сами устанавливаете себе препятствия и ограничения, а затем либо боретесь с ними, либо страдаете от них. Успехов случайных не бывает, бывают потерянные успехи. Если вы отдаете успех на волю случая, обесцениваете свои способности, то и жизнь превращается в случайную и никчемную, вместе с вашим рождением.Первое, что вам необходимо сделать, это признать свои успехи, как факт, без сравнений с успехами других. А, первым вашим успехом, был факт вашего рождения. Вы родились, и родились живым. Разве это не успех?! 
Вы программист… к вопросу Что делать? -менять программы и установки (убеждения и верования), убирать вирусы (внушения ) писать новые программы… Это работа с психологом. 

09.09.14
Лучший ответ по мнению автора

Другие ответы

Здравствуйте.

Почитав ваше письмо сразу стало понятно, то что вы страдаете неуверенностью в себе. Вы испытываете огромное желание нравится другим людям, все потому что вы не нравитесь себе, ведь вы считаете что вы «туп и глуп» и от этого у вас и опускаются руки. Пора научится делать то, что вам действительно нравится, только так вы сможете жить в гармонии с собой.

 

Обращайтесь в чат — помогу.

09.09.14
Владимир, вам пора начать самостоятельную жизнь, и не ориентироваться на мнение родителей и старшего брата. Судя по вашему письму, вы очень грамотный, логичный и рассудительный человек, знаете что делать и как) найдите своего эксперта и обсудите с ним в деталях ситуацию, потому что напрашивается несколько вопросов относительно вашей ситуации.  Удачи вам! 
09.09.14
Здравствуйте, Владимир! А что вы хотите получить в итоге? Каким хотите стать? Проблема самооценки весьма типична для нашего времени, и вполне решаема! Вы столько написали, очень подробно — это хорошо! Но также очнень важно знать и четко к чему вы хотите прийти в итоге, каким хотите стать?!
09.09.14
Исповедь «Знайки»
Здравствуйте, Владимир. Я не случайно Вас так назвал, потому, что мне кажется, что, Вы всю свою сознательную жизнь ощущаете себя знайкой и у Вас нет и малейшей возможности побыть хоть иногда чего то не могущим/незнающим «Незнайкой» потому, как в этом случае будет боль… Боль, которую Вы проносите сквозь годы, пытаясь доказать всем своим близким, родителям, брату, что Вы хороший, что Вас тоже можно любить, что Вы как и они нуждаетесь в этом, что Вы тоже как и они (особенно Брат) Знайка..

Что Вам следует сделать… Позволить быть себе «Незнайкой»… Но сказать одно, а стать — другое… И здесь Важно проработать те моменты когда Вам говорились такие установки которые Вы крепко взяли себе как свои… Это и: «глуп и туп, не то, что твой брат… и т.д.»  важно сформировать новые ресурсные установки, которые будут для Вас новой отправной точкой… Как следствие пройдёт апатия, появится здоровый азартный интерес к жизни… Жить пОлно, не бояться, что что то может не получиться, или ошибиться… Обращайтесь — помогу! 
Удачи!
09.09.14
Человек не сам становится таким, какой он есть, его таким делает воспитательное воздействие, значимые взрослые. Именно они с самого практически рождения словами, действиями, решениями формируют в нас чувство самоценности, удовлетворяя в определённой степени наши базовые потребности — быть безусловно любимыми, важными, принятыми в их прежде всего жизни. Уже в раннем возрасте мы понимаем насколько сами по себе представляем ценность, стоит ли нас уважать и любить просто так или для этого нужно что-то постоянно делать, доказывать свою значимость, чтобы быть достойным внимания, заслуживать его(часто такие дети становятся болезненными, подсознательно именно таким способом привлекая к себе внимание родителей). Так внутри нас организуется сложный личностный конструкт, именуемый самооценкой. Над Вами очень тщательно потрудились Ваши родственники, вселив в Вас неуверенность в своих силах, возможностях, талантах, способностях, выстроив у Вас внутри чёткую мотивацию избегания неудач вместо мотивации достижений успеха. Это и происходит с Вами в данный момент — Вы всю свою жизнь, поступки, стремления соотносите с возможностью неудачи, тем самым сознательно и бессознательно стараясь этих неудач избежать, ориентируетесь до сих пор на оценочные суждения близких Вам людей, которые держат Вас под своим контролем. Ваш брат за Ваш счёт ещё и самоутверждается, поднимая свою самооценку, поддерживая своё собственное реноме, доказывая всякий раз самому себе прежде всего, а потом уже и Вам, что он навысоте, лучше, умнее, успешнее и т.д., на Вашем фоне он всегда герой. Вы своим отношением к нему, его мнению, поступками в соответствии с его рекомендациями подкрепляете в нём это чувство гордости самим собой, теряя при этом свои шансы на успех. Вами всё время пытаются манипулировать, а Вы настолько покорны, что не смеете отказаться от этого. В этом есть и свои особенности для вас — так Вы перекладываете на других ответственность за свою жизнь, подсознательно будучи уверенным, что даже в случае неудачи, всегда найдётся привычное оправдание и всё пойдёт как обычно. Вы почти что опустили руки, но всё же написали сюда — уже хорошо, значит Вы готовы к переменам, Вас уже беспокоит нынешнее положение вещей настолько, что не даёт нормально взаимодействовать с окружающим миром, строить свою судьбу, карьеру, личную жизнь. Начинайте двигаться навстречу самому себе. Осознайте, что Вы сами достигли всего в своей жизни, это Вы хорошо учились, работали, достигали своих вершин, Вы умный и талантливый, столько всего знаете и умеете, стремитесь познавать новое (неужели Вы думаете, что все такие?!), пробуете себя в музыке — это прекрасно, Вам есть чем гордиться. Перестаньте хотя бы на время, ради эксперимента, воспринимать рекомендации родных, их оценки Вашей личности. У Вас свой путь, он только Ваш, позвольте себе идти по нему самостоятельно, делать ошибки — Вы имеете на это право. Вы так же вправе сказать «нет» тогда, когда считаете нужным, не делать того, что от Вас требуют, не хотеть решать чьи — то проблемы и не проникаться ими. Вы совершенно никому ничего не должны, не обязаны, особенно оправдываться, потому что так будете выглядеть виноватым и стремящимся свою вину загладить, а Вы вообще ни в чём ни перед кем не виноваты. Только Вы сами сможете создать самого себя как личность, таким, каким хотите стать, а свою жизнь такой, какой представляется по-Вашему в слове «счастье». Не ждите ни от кого, что кто-то сделает Вас счастливым — сами делайте всё, что хотите, стройте, добавляйте, меняйте, пробуйте. Станьте сами для себя жизненным ориентиром и объектом приложения усилий. Вам нужно многое в себе принять, переосмыслить, а для этого увидеть себя со стороны. Удачи Вам и гармонии с собой. Хотите пообщаться — пишите в чат,  с удовольствием помогу Вам. За оценку ответа буду благодарна.
09.09.14
Здравствуйте, Владимир! Спасибо за Вашу историю, прочитала с большим интересом, читается как роман. У Вас, кроме всего прочего, ещё и  писательский дар :)
 Вы уже выбрали лучший ответ, но я все равно хочу Вам ответить, просто потому, что интересная история. Мысли «а вдруг не получится» бывают у всех, даже у самых одаренных гениев. Дело совсем не в Вас, дело в том, что Ваша семья готова любить и принимать Вас только вот в таком качестве, как вы описали. Вам бы держаться подальше от семьи, тогда не будет, ни апатии, ни неудач…
Вот смотрите, когда Вы живете с ними и следуете их советам — жизнь у Вас как то не складывается, сплошные неудачи и неуверенность. Тут у кого хочешь апатия возникнет. Как только Вы нашли работу самостоятельно — и все наладилось. Вашей семье нужен неудачник в Вашем лице, чтобы быть «лучше» чем тот, кто хуже. На эту роль они выбрали Вас. Вы в любой момент можете отказаться её играть.
     Про брата добавлю. Старшие дети имеют преимущество, но не в уме, а в наличии опыта. Взять двух мальчиков разного возраста и дать им одно и то же задание. Естественно, старший сделает лучше — он старше и больше умеет. 11 лет это целая эпоха. Мальчика 11 лет нет смысла сравнивать с юношей 22, условия жизни слишком сильно меняются за 11 лет, младший уже в других условиях живет, чем жил старший.
У Вас перед братом есть преимущество — Вы моложе, и наверняка выглядите более превлекательным. Вот он и ищет недостатки там, где их нет. Не нужно менять профессию, меняйте работу. 
09.09.14
Владимир. вы очень подробно и хорошо о себе написали. Спасибо вам за детальность. Вы много о себе понимаете, и даже понимаете, в какую сторону двигаться. Даже писать много не надо — вы можете больше принять себя, страх уменьшиться, важность чужой критики тоже. Только вот часто для этого нужен напарник. Может это будет влюбленность, но можно и просто поработать с психологом. Опираясь на человека, который будет давать вам объективный фитбек о вас, намного легче принять себя. Если вас окружают родственники, которые решили за вас учиться, использовать вашу помощь на работе и при том критиковать, то опоры мало. Выход — найти эту опору в себе. Есть  техники, пишите.)
10.09.14
Рекомендую выписать на листике все свои положительные и отрицательные стороны.
Точно также сделать с достижениями и неудачами.
И потом показать этот список стороннему человеку, и сказать, что он об этом думает.
Верьте в себя. Пока не поверите, ничего не будет хорошо и никому вы не будете нужны.
12.09.14

Шендерова Елена

Эксперт месяца
Читать ответы

Анна

Читать ответы

Марина

Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Депрессия и апатия
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store