Задать вопрос экспертам!

Эксперты раздела Философия Смотреть всех

Вопросы раздела Философия

О древнегреческом философе Фалесе рассказывают легенду: Как-то Фалес, прогуливаясь по улицам города, загляделся на небо и упал в яму. Старушка, свидетельница этого происшествия, зная, кто свалился в яму, с удовольствием заметила, что подобные 8 мудрецы вряд ли увидят что-нибудь полезное на небе, коль они не видят, что у них под ногами. Каков смысл этой легенды? Может ли человек обойтись безфилософии?

«у Гуссерля — к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендентальное Я»и «чистое смыслообразование» (интенциональность).»

Я просто не очень понимаю, субъект занимается анализом только собственного Эго и то, что с ним связанно или он еще рассматривает окружающий его мир?

изображение из вопроса

Выделите правильное высказывание: материализм-принцип, заключающийся в примате материальных благ в жизни человека; материализм-философское направление, утверждающее первичность телесного начала над духовным; материализм-это здравый взгляд на вещи, предполагающий отказ от иллюзий?

Прочитайте отрывок: «Личность в человеке есть результат борьбы. В человеке, несомненно, есть двойное «я», истинное, реальное, глубокое, и «я», созданное воображением и страстями, фиктивное, тянущее вниз. Личность вырабатывается длительным процессом, выбором, вытеснением того, что во мне не есть мое «я». Душа есть творческий процесс, активность. Человеческий дух всегда должен себя трансцендировать, подыматься к тому, что выше человека. И тогда лишьчеловек не теряется и не исчезает, а реализует себя. Человек исчезает в самоутверждении и самодовольстве» (Бердяев Н.А.).

Вопрос: Почему личность определяется как результат борьбы? В чем суть этой борьбы?

Целью процесса познания является получение истинного знания. Однако философия довольно давно поставила перед собой наукой проблему истины.

В чем суть данной проблемы? Приведите примеры различных видов истин (относительной, прагматичной, конкретной и др.). Каким образом с истиной связаны ложь и заблуждение? В чем разница между этими явлениями.

Здравствуте! Помогите с проверкой контрольной по философии: дополните, оцените, подскажите! Спасибо!
  1. Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития

Философия – учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.[1]

Мир, существующий независимо от нашей воли и преставлений, называется объективной реальностью. Субъективная реальность – человеческое сознание.[2]

Предмет философии – познание материального и идеального, законов, их существованияи развития.

Материя – это объективная реальность данная человеку в ощущениях.

Идеальное – это субъективное отражение в сознании людей объективного мира.

Различие между материальным и идеальным выражается и в том, что законы мышления не совпадают с законами тех физичес­ких, химических и физиологических процессов, которые происходят в это время и в этой связи в мозгу и которые составляют матери­альную основу сознания. Далее, одни и те же физиологические ме­ханизмы осуществляют не только разные, но и прямо противопо­ложные мысли.

Существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления. Один из них: «Что является первоосновой мира: дух или материя, материальное или идеальное?» [3] В зависимости от выбора ответа философия делится на два основных направления (философские партии):

  1. Материализм – философское учение, считающее, что первоосновой мира является объективная реальность (материя).
  2. Идеализм – философское учение, считающее, что материальный мир зависит от мысли. У него есть две разновидности: субъективный идеализм (зависимость мира от мысли человека)  и  объективный идеализм (главное – мысль нечеловеческого разума).

В своем развитии философский материализм прошел ряд существенных этапов от наивного в древности, через метафизический к высшей форме – диалектическому материализму:

1. Наивный материализм. Ему свойственно признание первоматерии как свойства и состояния вещей, сохраняющегося во всех их превращениях. Предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания как состоящие из материальных образований и элементов.

2. Метафизический материализм 17-18вв. В его основе лежит изучение природы. Но все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи. Ему характерно обращение к разуму. Метафизическая позиция определяет отношение человека ко всему сущему и, прежде всего к себе самому, к обществу, цивилизации, культуре и т.п. Метафизический материализм уделял недостаточное внимание опыту и эксперименту, не учитывал реальных свойств предметов.

3. Диалектический материализм. Его возникновению способствовало утверждение капитализма и развитие производства. Его основные идеи: а) предметом философии являются наиболее универсальные всеобщие законы мира; б) философия – духовно-практический способ освоения действительности (появляется термин «практика» – родовая деятельность по Марксу). Марксом и Энгельсом создан метод материалистической диалектики. Основные идея концепции сознания: это свойство материи, имеющее общественную сущность и творческую активность. Основные идеи концепции общественного познания: оно имеет социальную и историческую природы; в процессе познания активную роль играет практика; диалектическое взаимодействие субъекта и объекта; чувственное и рациональное находится в диалектическом единстве; истиной является то, что соответствует действительности.

Философский анализ сознания еще в античные времена привел к открытию парадоксального факта: свойства сознания и материи противоположны.

Проблема отношения сознания к материи в XVII в. (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) рассматривалась главным образом в гносеологическом плане. Суть ее такова. Всем очевидно, что мир состоит из материальных вещей, которые мы можем мыслить или как-то себе представлять. Не менее очевидно и то, что наши идеальные образы вещей или мысли о них должны иметь какое-то сходство, подобие с самими материальными вещами. Иначе ведь процесс познания реальности будет невозможен. То есть между вещью и мыслью о ней должно быть что-тообщее: признаки, свойства. (см. Таблицу 1)

Таблица 1.

Свойства материальных объектов

Свойства идеальных объектов

Даны в ощущениях

Не даны в ощущениях

Пространственно локализованы

Невозможно указать точку в пространстве

Обладают массой, плотностью, зарядом и т.п., т.е. набором физико-химических свойств

Физико-химическими свойствами не обладают

Не обладают свойствами истинности или ложности

Истинность или ложность

Не обладают свойствами абстрактности или конкретности

Абстрактность или конкретность

 

В итоге получается, что у материальных и идеальных объектов нет никаких общих свойств. Именно поэтому материальное и идеальное считаются противоположностями: это — взаимоисключающие начала.

Идеальная природа сознания

Мышление идеально.

Сущность и содержание нашего сознания определяются не клетками коры головного мозга, а внешней по отношению к ним социальной реальностью. Это и есть идеальность,     т.е.   отношение представленности, в котором некий предмет, оставаясь самим собой, тем не менее представляет (символизирует, обозначает) нечто совсем другое, никак не связанное с природой представляющего предмета.

Категория «идеального» фиксирует способность высокоорганизованной материи создавать   параллельные     ряды

взаимодействующих материальных структур, один из которых представляет другой, не имея с ним ни прямого физического контакта, ни какого-либо внешнего сходства. Это свойство — системное. Оно возникает, очевидно, под напором эволюции у самоорганизующихся биологических систем, когда нарастающая и усложняющаяся активность живых организмов порождает потребность в реагировании сразу на множество одновременно действующих раздражителей или стимулов.

Специфика проявления идеального в социальной реальности имеет следующие характеристики:

  • структурная       сложность  и дифференцирован- ность; -
  • способность идеальных объектов к I объективации и материализации;
  • включенность в идеальные коммуникации материальных посредников (язык, речь);
  • над индивидуальный, общественный харак­тер существования;
  • обращенность на самого себя.

Подсознанием обычно понимают присущую только        человекуспособность целенаправленно и       обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме, обеспечивающей возможность как свободной ориентации в окружающей среде, так и ее преобразования в процессе  предметно-практической деятельности.

Роль сознания в социальном бытии человека описывают его основные функции: ориентирующая, познавательная, целеполага- ющая, регулятивная, контролирующая, креативная (созидательная), аксиологическая, прогностическая и др.

Из многочисленных свойств сознания наиболее важными считаются три:

  • идеальность;
  • интенциональность;
  • креативность.

О первом из них много говорилось в ответах на предыдущие вопросы данного раздела. Второе -интенциональность - означает предметность и направленность сознания. Этот термин введен немецким философом Э.Гуссерлем. Он понимал интенциональность как смыслоформирующее отношение сознания к предмету, т.е. буквально акт придания смысла предмету сознания.

Креативность сознания означает его способность создавать нечто новое, не возникающее в материальном мире ' естественным порядком. Таковы в принципе все предметы и явления материальной и духовной культуры.

Способность эта базируется на возможностях абстрактного мышления, умеющего отвлекать от объективной реальности общие свойства и комбинировать их в нужных человеку вариациях. Сознание в буквальном смысле этого словатворит социальный мир. Но в отличие от Бога, творческая активность сознания человека не абсолютно произвольна, а ограничена объективными законами природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Со­знание — субъективный образ объективного мира. Субъек­тивность образа — не произвольное привнесение чего-то от субъ­екта. Будучи отражением действительности, образ не существует и не может существовать вне конкретно-исторической личности со всеми ее индивидуальными особенностями. Он зависит от развития нервной системы и мозга, от состояния организма в целом, от бо­гатства или бедности практического опыта людей, от уровня исто­рического развития знаний человечества[4].

Субъективность обра­за, за исключением случаев патологии, обмана и заблуждений, не является свидетельством слабости человеческого сознания. Имен­но это обеспечивает возможность познания человеком объектив­ного мира. Если бы образ предмета не был субъективным, а был бы его материальным отражением, то никакое познание не было бы возможным.

Идеальность образа состоит лишь в том, что он несводим ни к определенным внешним объектам, ни к материальным физиоло­гическим процессам в мозгу. Последние строят образ, но не явля­ются им. Физиологические процессы головного мозга выступают как носители идеального содержания лишь в том случае, когда их результат соотносится человеком с объектом отражения. Именно отнесенность мозговых процессов к объективному миру и делает эти процессы психическими, идеальными. Идеальное — это данность объекта субъекту. И подавляющее большинство людей осознает вещи, себя, свои мысли, абсолютно не подозревая, что творится в самом мозгу. И это потому, что человеку (да и жи­вотному) даны не физиологические состояния его мозга, а внешний мир — объект.

Различие между материальным и идеальным выражается и в том, что законы мышления не совпадают с законами тех физичес­ких, химических и физиологических процессов, которые происходят в это время и в этой связи в мозгу и которые составляют матери­альную основу сознания. Далее, одни и те же физиологические ме­ханизмы осуществляют не только разные, но и прямо противопо­ложные мысли.

В пределах теории познания мысль, сознание, идеальное про­тивоположны материальному, а за этими пределами их нельзя про­тивопоставлять как абсолютные противоположности. 

Сознание существует не только как нечто принадлежащее дан­ному субъекту, но и в виде форм общественного сознания, зафик­сированных средствами языка. Нельзя отрицать реальности сознания: душа — это особая форма бытия сущего. Такой реальностью является и вся духовная куль­тура общества и внутренний духовный мир каждого человека. Мысль действительна. Но ее действительность идеальна. Для вся­кого другого человека мое сознание существует как реальность, ко­торую он воспринимает через чувственные формы ее обнаружения: поступки, слова, жесты, мимику.

Для понимания души важным является следующее определение идеальности: идеальное есть нечто противоположное материальному, но такое, которое в то же время сохраняет свое совечное единство с ним. Когда мы говорим, что душа имматери­альна, т.е. нечто идеальное, мы имеем в виду ее смысловую сущ­ность во всем составе ее компонентов — сознании, самосознании, чувствах, воли, разума, памяти и т.п., но для понимания сути дела мы допускаем условную аналогию между душой и словом. Можно ли слово мыслить лишь в чистом виде смысла? Смысл слова немыслим вне своей материальной оболочки знака — в виде потоков членораздельных звуков или различного рода начертаний в письменной речи. Нам представляется, что и душа, будучи связанной с деятельностью человеческого мозга, имеет вместе с тем и свое специфическое материальное облачение в тончайшую «ткань» биопо­ля, ауры, что придает ей относительно самостоятельное бытие, на чем издревле строится допущение бессмертия души. Можно, види­мо, мыслить ауру как некое подобие эфира — этого тончайшего вида материи. Идея эфира, возникнув в древние времена, сохраня­ет свой неистребимый характер по сию пору[5].

Сознание — одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания.

Сознание — это выс­шая, свойственная только людям и связанная с речью функ­ция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мыслен­ном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека[6].

Сознание — результат  длительного  развития  человеческого общества. Элементы психической и сознательной деятельности имеются уже у высших, особенно стадных, животных, использую­щих звуковую сигнализацию и жесты для обмена информацией, но настоящее человеческое сознание появляется не как простое продолжение и усложнение психической деятельности этих животных, а вследствие глубоких принципиальных изменений. Основой этих изменений явился труд.

Многообразие информации, которую должны были переда­вать друг другу наши предки, требовало таких знаков, каждый из которых сообщал бы не об одном-единственном предмете или действии, а об объектах различных, но обладающих общими чер­тами и потому требующих одинаковой реакции со стороны чело­века. Знак должен был быть общим для определенного класса объектов и общим для всех участников трудового процесса. Представить себе наглядно то общее, что имеется во всех случаях, когда подбегают, прячутся, ударяют и т. п., совершенно отвлекаясь от многочисленных разли­чий между этими актами, можно лишь очень туманно или вовсе невозможно. Вполне наглядными при таком отражении остаются лишь знаки, посредством которых участники общения передают их друг другу.

Отражение того общего, что есть в целом классе явлений (бег вообще, удар вообще, скала вообще), при отвлечении от различий между явлениями данного класса, отражение зависимостей, свя­зей между явлениями дается в мышлении. Мышление — важ­нейшая особенность человеческого сознания. Звуковая же систе­ма знаков, посредством которой создаются такие отражения и при помощи которой осуществляется общение, называется язы­ком. Таким образом, коллективный труд требовал образования мышления и языка, возникновение и развитие которых неотде­лимы друг от друга.

Всякий раз, когда люди неправильно отражали существующие в объективной дей­ствительности связи, их попытки овладеть ими терпели неудачу. Миллиарды раз повторялись такие попытки, то удачные, то бес­плодные, пока не сформировалось умение отражать события и их взаимосвязи так, как они имеют место в действительности. Наши предки стали овладевать обычными, на каждом шагу встречаю­щимися, повторяющимися связями. Так возникли умозаключения, т. е. выведение из некоторых известных исход­ных посылок определенного нового знания на основе связей, ко­торые называются логическими. С течением времени способность логично умозаключать укоренилась, так как многие поколения на практике убедились, что логические связи соответствуют отно­шениям и взаимодействиям между самими событиями, действия­ми или вещами. Возникла присущая человеческому мышлению логика.

Таким образом, сознание со всеми его атрибутами (ощу­щениями, мышлением, логикой и т. д.), возникшее в процессе чрезвычайно длительного превращения стада животных в челове­ческое общество и порожденное, как и язык, общественной трудовой деятельностью, представляет собой (как и язык) явле­ние специфически общественное[7].

 

 


<hr/>

[1]

[2] http://философу.рф

[3]Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 13.

 

[4] Современный философский словарь / Под ред. д.ф.н., проф.  В.Е. Кемерова, 2006. – с. 491.

 

[5] Спиркин А.Г. Философия. — М.: Гардарики, 2007.- с. 375-383

[6] Современный философский словарь / Под ред. д.ф.н., проф.  В.Е. Кемерова, 2006. – с.  492-493

 

[7]Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура, 2007. – с. 76-81

  1. Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития

Философия – учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.[1]

Мир, существующий независимо от нашей воли и преставлений, называется объективной реальностью. Субъективная реальность – человеческое сознание.[2]

Предмет философии – познание материального и идеального, законов, их существования и развития.

Материя – это объективная реальность данная человеку в ощущениях.

Идеальное – это субъективное отражение в сознании людей объективного мира.

Различие между материальным и идеальным выражается и в том, что законы мышления не совпадают с законами тех физичес­ких, химических и физиологических процессов, которые происходят в это время и в этой связи в мозгу и которые составляют матери­альную основу сознания. Далее, одни и те же физиологические ме­ханизмы осуществляют не только разные, но и прямо противопо­ложные мысли.

Существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления. Один из них: «Что является первоосновой мира: дух или материя, материальное или идеальное?» [3] В зависимости от выбора ответа философия делится на два основных направления (философские партии):

  1. Материализм – философское учение, считающее, что первоосновой мира является объективная реальность (материя).
  2. Идеализм – философское учение, считающее, что материальный мир зависит от мысли. У него есть две разновидности: субъективный идеализм (зависимость мира от мысли человека)  и  объективный идеализм (главное – мысль нечеловеческого разума).

В своем развитии философский материализм прошел ряд существенных этапов от наивного в древности, через метафизический к высшей форме – диалектическому материализму:

1. Наивный материализм. Ему свойственно признание первоматерии как свойства и состояния вещей, сохраняющегося во всех их превращениях. Предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания как состоящие из материальных образований и элементов.

2. Метафизический материализм 17-18вв. В его основе лежит изучение природы. Но все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи. Ему характерно обращение к разуму. Метафизическая позиция определяет отношение человека ко всему сущему и, прежде всего к себе самому, к обществу, цивилизации, культуре и т.п. Метафизический материализм уделял недостаточное внимание опыту и эксперименту, не учитывал реальных свойств предметов.

3. Диалектический материализм. Его возникновению способствовало утверждение капитализма и развитие производства. Его основные идеи: а) предметом философии являются наиболее универсальные всеобщие законы мира; б) философия – духовно-практический способ освоения действительности (появляется термин «практика» – родовая деятельность по Марксу). Марксом и Энгельсом создан метод материалистической диалектики. Основные идея концепции сознания: это свойство материи, имеющее общественную сущность и творческую активность. Основные идеи концепции общественного познания: оно имеет социальную и историческую природы; в процессе познания активную роль играет практика; диалектическое взаимодействие субъекта и объекта; чувственное и рациональное находится в диалектическом единстве; истиной является то, что соответствует действительности.

Философский анализ сознания еще в античные времена привел к открытию парадоксального факта: свойства сознания и материи противоположны.

Проблема отношения сознания к материи в XVII в. (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) рассматривалась главным образом в гносеологическом плане. Суть ее такова. Всем очевидно, что мир состоит из материальных вещей, которые мы можем мыслить или как-то себе представлять. Не менее очевидно и то, что наши идеальные образы вещей или мысли о них должны иметь какое-то сходство, подобие с самими материальными вещами. Иначе ведь процесс познания реальности будет невозможен. То есть между вещью и мыслью о ней должно быть что-тообщее: признаки, свойства. (см. Таблицу 1)

Таблица 1.

Свойства материальных объектов

Свойства идеальных объектов

Даны в ощущениях

Не даны в ощущениях

Пространственно локализованы

Невозможно указать точку в пространстве

Обладают массой, плотностью, зарядом и т.п., т.е. набором физико-химических свойств

Физико-химическими свойствами не обладают

Не обладают свойствами истинности или ложности

Истинность или ложность

Не обладают свойствами абстрактности или конкретности

Абстрактность или конкретность

 

В итоге получается, что у материальных и идеальных объектов нет никаких общих свойств. Именно поэтому материальное и идеальное считаются противоположностями: это — взаимоисключающие начала.

Идеальная природа сознания

Мышление идеально.

Сущность и содержание нашего сознания определяются не клетками коры головного мозга, а внешней по отношению к ним социальной реальностью. Это и есть идеальность,     т.е.   отношение представленности, в котором некий предмет, оставаясь самим собой, тем не менее представляет (символизирует, обозначает) нечто совсем другое, никак не связанное с природой представляющего предмета.

Категория «идеального» фиксирует способность высокоорганизованной материи создавать   параллельные     ряды

взаимодействующих материальных структур, один из которых представляет другой, не имея с ним ни прямого физического контакта, ни какого-либо внешнего сходства. Это свойство — системное. Оно возникает, очевидно, под напором эволюции у самоорганизующихся биологических систем, когда нарастающая и усложняющаяся активность живых организмов порождает потребность в реагировании сразу на множество одновременно действующих раздражителей или стимулов.

Специфика проявления идеального в социальной реальности имеет следующие характеристики:

  • структурная       сложность  и дифференцирован- ность; -
  • способность идеальных объектов к I объективации и материализации;
  • включенность в идеальные коммуникации материальных посредников (язык, речь);
  • над индивидуальный, общественный харак­тер существования;
  • обращенность на самого себя.

Подсознанием обычно понимают присущую только        человекуспособность целенаправленно и       обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме, обеспечивающей возможность как свободной ориентации в окружающей среде, так и ее преобразования в процессе  предметно-практической деятельности.

Роль сознания в социальном бытии человека описывают его основные функции: ориентирующая, познавательная, целеполага- ющая, регулятивная, контролирующая, креативная (созидательная), аксиологическая, прогностическая и др.

Из многочисленных свойств сознания наиболее важными считаются три:

  • идеальность;
  • интенциональность;
  • креативность.

О первом из них много говорилось в ответах на предыдущие вопросы данного раздела. Второе -интенциональность - означает предметность и направленность сознания. Этот термин введен немецким философом Э.Гуссерлем. Он понимал интенциональность как смыслоформирующее отношение сознания к предмету, т.е. буквально акт придания смысла предмету сознания.

Креативность сознания означает его способность создавать нечто новое, не возникающее в материальном мире ' естественным порядком. Таковы в принципе все предметы и явления материальной и духовной культуры.

Способность эта базируется на возможностях абстрактного мышления, умеющего отвлекать от объективной реальности общие свойства и комбинировать их в нужных человеку вариациях. Сознание в буквальном смысле этого словатворит социальный мир. Но в отличие от Бога, творческая активность сознания человека не абсолютно произвольна, а ограничена объективными законами природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Со­знание — субъективный образ объективного мира. Субъек­тивность образа — не произвольное привнесение чего-то от субъ­екта. Будучи отражением действительности, образ не существует и не может существовать вне конкретно-исторической личности со всеми ее индивидуальными особенностями. Он зависит от развития нервной системы и мозга, от состояния организма в целом, от бо­гатства или бедности практического опыта людей, от уровня исто­рического развития знаний человечества[4].

Субъективность обра­за, за исключением случаев патологии, обмана и заблуждений, не является свидетельством слабости человеческого сознания. Имен­но это обеспечивает возможность познания человеком объектив­ного мира. Если бы образ предмета не был субъективным, а был бы его материальным отражением, то никакое познание не было бы возможным.

Идеальность образа состоит лишь в том, что он несводим ни к определенным внешним объектам, ни к материальным физиоло­гическим процессам в мозгу. Последние строят образ, но не явля­ются им. Физиологические процессы головного мозга выступают как носители идеального содержания лишь в том случае, когда их результат соотносится человеком с объектом отражения. Именно отнесенность мозговых процессов к объективному миру и делает эти процессы психическими, идеальными. Идеальное — это данность объекта субъекту. И подавляющее большинство людей осознает вещи, себя, свои мысли, абсолютно не подозревая, что творится в самом мозгу. И это потому, что человеку (да и жи­вотному) даны не физиологические состояния его мозга, а внешний мир — объект.

Различие между материальным и идеальным выражается и в том, что законы мышления не совпадают с законами тех физичес­ких, химических и физиологических процессов, которые происходят в это время и в этой связи в мозгу и которые составляют матери­альную основу сознания. Далее, одни и те же физиологические ме­ханизмы осуществляют не только разные, но и прямо противопо­ложные мысли.

В пределах теории познания мысль, сознание, идеальное про­тивоположны материальному, а за этими пределами их нельзя про­тивопоставлять как абсолютные противоположности. 

Сознание существует не только как нечто принадлежащее дан­ному субъекту, но и в виде форм общественного сознания, зафик­сированных средствами языка. Нельзя отрицать реальности сознания: душа — это особая форма бытия сущего. Такой реальностью является и вся духовная куль­тура общества и внутренний духовный мир каждого человека. Мысль действительна. Но ее действительность идеальна. Для вся­кого другого человека мое сознание существует как реальность, ко­торую он воспринимает через чувственные формы ее обнаружения: поступки, слова, жесты, мимику.

Для понимания души важным является следующее определение идеальности: идеальное есть нечто противоположное материальному, но такое, которое в то же время сохраняет свое совечное единство с ним. Когда мы говорим, что душа имматери­альна, т.е. нечто идеальное, мы имеем в виду ее смысловую сущ­ность во всем составе ее компонентов — сознании, самосознании, чувствах, воли, разума, памяти и т.п., но для понимания сути дела мы допускаем условную аналогию между душой и словом. Можно ли слово мыслить лишь в чистом виде смысла? Смысл слова немыслим вне своей материальной оболочки знака — в виде потоков членораздельных звуков или различного рода начертаний в письменной речи. Нам представляется, что и душа, будучи связанной с деятельностью человеческого мозга, имеет вместе с тем и свое специфическое материальное облачение в тончайшую «ткань» биопо­ля, ауры, что придает ей относительно самостоятельное бытие, на чем издревле строится допущение бессмертия души. Можно, види­мо, мыслить ауру как некое подобие эфира — этого тончайшего вида материи. Идея эфира, возникнув в древние времена, сохраня­ет свой неистребимый характер по сию пору[5].

Сознание — одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания.

Сознание — это выс­шая, свойственная только людям и связанная с речью функ­ция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мыслен­ном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека[6].

Сознание — результат  длительного  развития  человеческого общества. Элементы психической и сознательной деятельности имеются уже у высших, особенно стадных, животных, использую­щих звуковую сигнализацию и жесты для обмена информацией, но настоящее человеческое сознание появляется не как простое продолжение и усложнение психической деятельности этих животных, а вследствие глубоких принципиальных изменений. Основой этих изменений явился труд.

Многообразие информации, которую должны были переда­вать друг другу наши предки, требовало таких знаков, каждый из которых сообщал бы не об одном-единственном предмете или действии, а об объектах различных, но обладающих общими чер­тами и потому требующих одинаковой реакции со стороны чело­века. Знак должен был быть общим для определенного класса объектов и общим для всех участников трудового процесса. Представить себе наглядно то общее, что имеется во всех случаях, когда подбегают, прячутся, ударяют и т. п., совершенно отвлекаясь от многочисленных разли­чий между этими актами, можно лишь очень туманно или вовсе невозможно. Вполне наглядными при таком отражении остаются лишь знаки, посредством которых участники общения передают их друг другу.

Отражение того общего, что есть в целом классе явлений (бег вообще, удар вообще, скала вообще), при отвлечении от различий между явлениями данного класса, отражение зависимостей, свя­зей между явлениями дается в мышлении. Мышление — важ­нейшая особенность человеческого сознания. Звуковая же систе­ма знаков, посредством которой создаются такие отражения и при помощи которой осуществляется общение, называется язы­ком. Таким образом, коллективный труд требовал образования мышления и языка, возникновение и развитие которых неотде­лимы друг от друга.

Всякий раз, когда люди неправильно отражали существующие в объективной дей­ствительности связи, их попытки овладеть ими терпели неудачу. Миллиарды раз повторялись такие попытки, то удачные, то бес­плодные, пока не сформировалось умение отражать события и их взаимосвязи так, как они имеют место в действительности. Наши предки стали овладевать обычными, на каждом шагу встречаю­щимися, повторяющимися связями. Так возникли умозаключения, т. е. выведение из некоторых известных исход­ных посылок определенного нового знания на основе связей, ко­торые называются логическими. С течением времени способность логично умозаключать укоренилась, так как многие поколения на практике убедились, что логические связи соответствуют отно­шениям и взаимодействиям между самими событиями, действия­ми или вещами. Возникла присущая человеческому мышлению логика.

Таким образом, сознание со всеми его атрибутами (ощу­щениями, мышлением, логикой и т. д.), возникшее в процессе чрезвычайно длительного превращения стада животных в челове­ческое общество и порожденное, как и язык, общественной трудовой деятельностью, представляет собой (как и язык) явле­ние специфически общественное[7].

 

 


<hr/>

[1]

[2] http://философу.рф

[3]Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 13.

 

[4] Современный философский словарь / Под ред. д.ф.н., проф.  В.Е. Кемерова, 2006. – с. 491.

 

[5] Спиркин А.Г. Философия. — М.: Гардарики, 2007.- с. 375-383

[6] Современный философский словарь / Под ред. д.ф.н., проф.  В.Е. Кемерова, 2006. – с.  492-493

 

[7] Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура, 2007. – с. 76-81

 

 

"«Музыку нельзя назвать иначе, как сестрой живописи, потому что она является предметом слуха, второго чувства, после зрения"-, так считал Леонардо да Винчи.Можно ли сравнить с музыкой его полотна?"

Помогите ответить на вопросы из текста И.Канта: «…Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы раз-мышляем о них,  это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. И то и другое мне нет необходимости искать и только предпола-гать как нечто окутанное мраком или лежащее за пределами моего кругозора;я вижу их пред собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования. Первое начинается с того места, которое я занимаю во внешнем чувственно воспринимаемом мире, и в необозримую даль расширяет связь, в которой я нахожусь, с миром над мирами и системами систем, в безграничном времени их перио-дического движения, их начала и продолжительности. Второй начинается с моего невидимого Я, с моей личности, и представляет меня в мире, который поистине бесконечен, но который ощущается только рассудком и с которым (а через него и со всеми видимыми мирами), я познаю себя не только в случайной связи, как там, а во всеобщей и необходимой связи. Первый взгляд на бесчис-ленное множество миров как бы уничтожает мое значение как жи-вотной твари, которая снова должна отдать планете (только точке во вселенной) ту материю, из которой она возникла, после того как эта материя короткое время неизвестно каким образом была наделена жизненной силой. Второй, напротив, бесконечно возвышает мою цен-ность как мыслящего существа, через мою личность, в которой мо-ральный закон открывает мне жизнь, независимую от живой природы и даже от всего чувственно воспринимаемого мира. По крайней мере это яснее можно видеть, чем этот закон, из целесообразного назначе-ния моего существования, которое не ограничено условиями и грани-цами этой жизни. Этим можно, с одной стороны, предотвратить за-блуждения еще грубого, неискушенного суждения, с другой стороны, предотвратить взлеты гения, которые… без всякого методического исследования и знания природы обещают мнимые сокровища и рас-трачивают сокровища настоящие. Одним словом, наука (критически исследуемая и методически поставленная) — это узкие ворота, кото-рые ведут к учению мудрости, если под этим понимают не только то, что делают, но и то, что должно служить путеводной нитью для учи-телей, чтобы верно и четко проложить дорогу к мудрости, по которой каждый должен идти, и предохранять других от ложных путей; хра-нительницей науки всегда должна оставаться философия. В утончен-ных изысканиях ее публика не принимает никакого участия, но должна проявлять интерес к ее учениям, которые могут ей стать со-вершенно понятными только после подобной разработки». Кант И. Критика практического разума // Кант И. Собр.соч. в 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 500-502. Вопросы: а) Как Вы считаете, почему И. Кант, противопоставляет «жизнь кос-моса» и внутреннюю жизнь личности и одновременно сопоставляет два типа этих столь различных процессов в их значении для мысля-щего человека? б) Что, по-вашему, могло бы заполнить промежуток между звездным небом и моральным законом? Как вы думаете, есть ли вещи и сужде-ния, совершенно посторонние одному из этих миров? в) Почему потрясает человека созерцание звездного неба? г) Кто первый, по-вашему мнению, дал созвездиям названия «овна», «быка», «тельца», «стрельца», «девы»: мореплаватель, полководец, сухопутный путешественник, пастух. Аргументируйте свою точку зрения. д) Как вы полагаете, сколько небесных объектов видит космонавт, оказавшийся за пределами земной атмосферы? Больше или меньше, чем сельский житель, житель города, астроном, вооруженный специ-альными приборами? е) Чем, по-вашему, поражает созерцание звездного неба: порядком, красотой, многообразием, бесконечностью, повторяемостью, зага-дочностью? Попытайтесь аргументировать свою точку зрения. ж) Почему, на ваш взгляд, моральный закон открывает личности осо-бую «жизнь, независимую от живой природы и даже от всего чувст-венно воспринимаемого мира»? Почему этот закон возвышает чело-века как мыслящее существо? Какие поступки в ваших глазах прини-жают это значение? Приведите и прокомментируйте примеры из ис-тории об известной жизни. Что, по-вашему, общего в этих разных ва-риантах принижения достоинства человека?

раз черепаха, поправляя на маленькой мордочке солнечные очки. Говоривший с ней человек в белом хитоне в очередной раз закатил глаза и устало произнес: «Да я тебе уже тысячный раз говорю! Не догонит! Чтобы обогнать тебя ему нужно сперва...». «Да я понимаю!» — отвечала ему черепаха, «Но все таки хочется быть уверенной, ведь от этого зависит моя спортивная репутация». «Хорошо, хорошо, хорошо! Я поговорю с Парисом», — ответил ей собеседник. Выберите один ответ: a. Художественное мировоззрение b. Научное мировоззрение c. Философское мировоззрение d. Логическое мировоззрение e. Религиозное мировоззрение f. Житейское мировоззрение g. Мифологическое мировоззрение h. Спортивное мировоззрение
Вопрос задан анонимно
18.09.20
Немецкому социальному философу и социологу Г. Веттеру принадлежат слова: «Производство есть феномен, целиком и полностью определяемый духом… Таким образом, без сознательной человеческой деятельности не может быть создано ни одно орудие труда… способ производства насквозь пропитан духом, следовательно, в конечном счете историю определяет отнюдь не материальный фактор».

С чем вы согласны в данном рассуждении, а чему бы хотели возразить?

На одном консилиуме возник спор по вопросу о методе лечения больного. Один из участников спора врач-практик в ответ на рекомендации академика сказал: «Вы – теоретик, вы думаете, что болезни существуют реально так, как вы описываете их в своих монографиях. Но реально существует не болезнь, а больной. Его болезнь обусловлена и спецификой организма, и генотипом, и условиями жизни, и множеством других обстоятельств, учесть которые теория не в состоянии. А без учета всего этого теоретические наставления не только бесполезны, но даже вредны».

В чём прав, а в чём не прав врач-практик?

Представители какой древней школы медицины согласились бы с ним?

Дайте характеристику явлениям с точки зрения категории единичного особенного и всеобщего 1 Материя,2 Вселенная,3 Марс,4 Тополь,5 Бородинское сражение,6

Посаженный Гагариным тополь,7.Выдающаяся личность,8.Кольца Сатурна,9 Культ личности,10 Южный полюс.

невозможно 5. Идеи разума могут быть продиктованы Богом-обманщиком Что означает метафора «чистая доска» в эмпиризме: 1. Рациональное познание невозможно 2. Это наше сознание в исходном состоянии 3. Эмпирическое познание возможно, только если нет предубеждений 4. Верую, чтобы понимать 5. Только моральная чистота дает возможность истины В чем отличие идей первичных и вторичных качеств? 1. Первичные мы воспринимаем раньше 2. Они содержат разную информацию 3. Разная степень соотношения объективного и субъективного содержания 4. Первичные качества просты, вторичные сложны 5. Вторичные качества являются продуктом культурного развития В чем отличие простых и сложных идей? 1. Простые идеи очевидны 2. Сложные идеи проистекают их многих источников 3. Сложные идеи состоят из простых 4. Сложные идеи — продукт дедукции, простые — интуиции 5. Сложные идеи образуются из простых, посредством индуктивного метода Какова природа человека согласно Локку? 1. Человек человеку волк 2. Человек эгоист по природе 3. Человек скорее добр, чем зол 4. Человек ни добр, ни зол, но общество делает его тем или другим 5.Природы человека не существует Необходимо ли государство и, если да, почему, по Локку? 1. Чтобы прекратить «войну всех против всех» 2. Человек не может существовать вне государства 3. Чтобы поддерживать систему прав и свобод 4. Государство всегда враждебно правам и свободам человека 5. Логическое противоречие в понятиях Бог и отсутствие существования Тезис Беркли «существовать, значит быть воспринимаемым? 1. Если вас не воспринимают, незачем и существовать 2. Бог не существует 3. Ничего не существует, если и существует, не познаваемо 4. Субстанции не существует 5. «Я» не существует Как вилка Юма смогла пробудить Канта от метафизического сна 1. Кант пришел в ужас от таких рассуждений 2. Юм со своей вилкой приснился Канту в кошмарном сне 3. Кант уже не спал, когда пришел Юм 4. Это единственный способ узнать сплю я или бодрствую 5. Юм держал вилку в правой руке, а не в левой Что делает суждение бессмысленным по Юму? 1. Если оно моральное 2. Если оно аналитическое 3. Если оно синтетическое 4. Если оно ни аналитическое, ни синтетическое 5. Если ни априорное, ни апостериорное Почему чистая математика возможна по Канту? 1. Потому что есть чистые математики 2. Потому, что есть априорные формы чувственности 3. Потому что, Бог существует 4. Потому что человек это разумное животное 5. Потому что Бытие реально Почему чистое естествознание возможно по Канту? 1. Потому что есть ученые 2. Потому что есть разум 3. Потому что, есть априорные категории рассудка 4. Потому что есть Бог 5. Потому что Почему возможна чистая философия по Канту? 1. Индукция и дедукция существует 2. Практические идеи чистого разум существуют 3. Философы разумны 4. В силу интуиции 5. Она не возможна в чистом виде Кантово доказательство бытия Бога: 1. По Канту Бога нет 2. Вера не требует доказательств 3. Бытие Бога научно не доказуемо 4. Бог это аналитическая идея разума 5. Природа это и есть Бог В чем смысл «категорического императива» Канта: 1. Только категории могут быть законом 2. Это высший моральный закон 3. Это императив познания 4. Это совокупность категория разума 5. Это метод познания Наиболее точный смысл свободы по Канту: 1. Истина делает нас свободными 2. Верить в Бога 3. Осознанная необходимость 4. Поступать морально 5. Любовь к людям
Существует мнение, что повышение процента верующих среди молодежи в нашей стране связано не столько с верой в Бога, сколько с привлекательностью обрядов венчания, крещения, причастия и т. д. Считается, что молодых привлекает внешняя (обрядовая) сторона религии. А как думаете вы?

Семинар по философии будет проводится в форме конференции. напишите, пожалуйста, какие простые вопросы можно задать по данной теме своим однокурсникам.

  1. Вода камень точит не силой, но частым падением.
  2. Лучше меньше, да лучше.
  3. Тише едешь – дальше будешь.
  4. Побеждают не числом, а уменьем.
  5. От великого до смешного – один шаг.
  6. Семь раз отмерь – один раз отрежь.
  7. Поспешишь – людей насмешишь.
  8. Талант есть труд.
  9. Кто много доказывает, тот ничего не доказывает
изображение из вопроса
женщина как феномен в белорусской культуре культуре 60-ых годов ХХ века
как понять термин «болезнь пространства»?

Эссе — Свобода не в том, чтобы сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.

, а приобретаются человеком в процессе социализации? Обоснуйте вашу точку зрения, приведите доводы «за» и «против» 2)Посмотрите в словаре значение слово «абстракция». Некоторые антропологи считают, что культура является абстракцией и потому не имеет «онтологической реальности».Как вы понимаете это утверждение? 3)Как, по вашему мнению, существует культура? Это «каменные топоры и керамические сосуды » или же «совокупность идей», место которой — в сознании людей?
Смысл жизни человека с точки зрения конфуцианства. Любовь с точки зрения материализма и идеализма.
нужно пояснить что связывает философию с искусством, дать развернутый ответ, привести примеры.
научности в составе языка науки3) максимальное применение критерие )естественно научных правил и норм познания к организации философских исследований 4)развитие аналитических исследований логики науки и обыденного языка

1. Почему книга «Иметь или быть», написанная Эрихом Фроммом в 1976 году, актуальна в современной социально-культурной, экономической, политической и духовной ситуации?

2.Как вы поняли различия модуса «иметь» и модуса «быть» в концепции Фромма? Приведите свое понимание модуса «иметь» и модуса «быть» для учебы, любви, власти.

3. Какой вариант преодоления опасности превращения человека в вещь, в функцию предлагает Эрих Фромм? Сформулируйте свое отношение к предложенной позиции.

4.Вы можете определить по какому модусу вы сейчас живете? И какой б вам хотелось реализовать на своем индивидуальном жизненном пути?

2.

На формированиеиндивидуальности оказывает влияние...

А) физическое окружение

В) биологическая наследственность

С) культура

Д) групповой опыт

Е) личный опыт
3.

Социальное действие, в основе которого лежит стандартная ситуация и готовый образец реагирования, это...

А) аффективное

В) традиционное

С) целерациональное

Д) ценностно-рациональное

Е) эмоциональное

Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store
алгебра   астрономия   вики   вуз   геометрия   диплом   егэ   задача   задачи   логика   макроэкономика   математика   микроэкономика   наука   образование   помогите   помощь   решение   социология   срочно   статистика   студент   учеба   учёба   физика   финансы   химия   школа   экономика   экономическая теория   Математика   Физика   Химия