Помогите найти подход к ребенку! - вопрос №2240797

Здравствуйте! Я учитель начальных классов. Мне очень нужна консультация специалиста по детской психологии. В мой класс (второй класс) пришла новая девочка. Учится с середины октября. Практически сразу же я знала, что возникнут проблемы, т.к. ребенок перевелся из другого класса нашей же школы с уже известными проблемами. Девочка очень робкая. Разговаривает шепотом или вообще молчит. Пишет красиво, но так медленно, что совершенно не успевает за классом. Приходиться бросать фронтальную работу с детьми и индивидуально диктовать ей по нескольку раз, что в условиях класса я конечно же делать не могу. Если работать только с ней, то за урок я смогу надиктовать ей предложений 5, не больше. Более того, она даже не пытается писать. Может играть ручкой, что то искать в портфеле или вообще вытащить раскраску и начать рисовать. При устном ответе молчит. Контрольные работы сдает абсолютно пустые. Первую четверть кое-как я вытянула ее на тройки за счет неоднократных пересдач контрольных. Особенно печально обстоят дела с русским и окружающим миром.Техника чтения также плохая — 29 слов в минуту. Плохо владеет устным счетом. Уговорила мать пройти обследование у невропатолога и психолога. Невропатолог выявил минимальные мозговые дисфункции. Школьный психолог определила общую заторможенность, узкий кругозор по окр.миру. Девочка не смогла сразу выполнить задание — нарисовать свою семью, психологу пришлось объяснить ей подробно что нужно нарисовать. Семья у девочки полная. Мать оказывает на ребенка сильное психологическое давление, проще говоря, при выполнении каких-либо заданий стоит у ребенка над душой, постоянно читает ей нравоучения. С девочкой никак не могу найти контакт. По прежнему еле-еле вытягивает на 3 по чтению, остальные предметы идут с неудовлетворительной оценкой. В последнее время мать перестала приводить девочку в те дни, когда у нас идут контрольные. Мне предъявляет претензии, что я не могу обеспечить индивидуальный подход к ребенку и т.д. Я действительно не могу! Советовалась с нашим психологом, она ничего определенного не говорит.
Я не специалист, но что то здесь не то. Может это какая то форма аутизма? Или проблема в чем то другом?

Лучший ответ по мнению автора

Ольга, здравствуйте.
Почти в каждом классе, есть такие дети, которые выделяются, и не похожи на других. Им сложно учиться, и их  сложно учить. Это не аутизм; просто замедленное развитие, скорее всего из -за деффектов воспитания + обучения (со стороны родителей); с ней мало занимались, мало общались и мало уделяли внимания.  
Непонятно позиция школьного психолога; т.к., с девочкой нужно провести несколько индивиудальных занятий на адапатцию в классе, внимательность на занятиях; мотивацию к обучению; и занятия индивидуальные проводятся в игровой форме.
Конечно, большое значение имеет семья, отношения в семье к ребенку; и зачастую родители-диктаторы подавляют, усугбляют такую ситуацию.
Что могу предложить:
1 — спокойно поговорить с матерью (как я понимаю, именно она имеет влияние, и решающее слово по воспитанию и обучению дочки); убедить ее обратиться на семейную консультацию к психологу (не к школьному психологу); объяснить, что если не заниматься с девочкой, ей будет сложно и учиться, и общаться с ребятами, и сложно потом реализовать себя в профессии; найти себя в жизни;
т.к. здесь нужна работа с семьей;
2 — хвалить и подбадривать девочку даже за маленькие удачи;
3 — посадить девочку поближе к доске (на 1-2-3 парту);
3 — можете поручить ей то дело в классе; которое ей будет по силам.
Вы написали, что она людит раскрашивать; может в этом направлении; например, что -то оформить, раскрасить; и обязательно похвалить за сделанную работу; отметить; девочке нужно поднимать самооценку.
4- если у вас есть кружки в школе, связанные с рисованием; возможно ей это будет интересно;
5 — порекомендовать консультацию эндокринолога (проверить гормоны щитовидной железы ) + сдать общий анализ крови, исключить анемию.

В этом, что девочка не успевает, не ваша вина; но как классному руководителю вам нужно будет уделить ей побольше внимания.

мудрости вам и добра;
с уважением, Наталья
16.03.17
Лучший ответ по мнению автора

Другие ответы

Здравствуйте, Ольга!

У вас очень сложная ситуация. Постараюсь высказать свое мнение на данный вопрос. 

Во-первых, Я не думаю, что это аутизм. Нужна консультация детского психиатра, дефектолога, специального психолога. Вполне возможно, что у нее некая степень умственной отсталости, а может ребенок просто подавлен родителями. Чаще всего проблема даже не с детьми, а с родителями.

Во-вторых, если есть социальный педагог в школе, нужно повлиять через нее на родителей, поскольку они не имеют права препятствовать учебному процессу ребенка. 

В-третьих, почему психолог не дал направление на медико психолого педагогическую комиссию? 

В-четвертых, вы не виноваты в том, что якобы не можете обеспечить индивидуальный подход. На самом деле вы не обязаны это делать. 

Я сама не могу сказать ничего определенного пока нет заключения стороннего специалиста, несмотря на то, что у меня как раз таки психолого-педагогическое образование. Если у девочки форма умственной отсталости, то это одно — вы тут вряд ли что-то можете сделать, это уже либо спец школа либо дефектолог. Если же это психологическое — надо воздействовать на родителей через социального педагога. 

Насчет того, как найти контакт с девочкой — попробуйте давать ей только такие задания, которые она может выполнить. Дайте ей какое-нибудь задание — например назначьте ее цветоводом, чтобы она поливала цветы в классе после уроков. Пока она поливает цветы можно с ней попробовать поговорить. Начните с того что она любит делать, какие подарки хочет на новый год и прочие темы, которые волнуют детей. 

Обращайтесь если возникнут вопросы или понадобится помощь! 

Дорогой друг, если вам понравился ответ эксперта — поставьте «пальчик» вверх, а также выберите ответ, который считаете для себя лучшим! Благодарю ВАС!
11.12.16
Сейчас на сайте
Здравствуйте Ольга. К сожалению, такие дети — не редкость в любой школе и в любом классе. Индивидуальный подход — это хорошо, но кто бы подсказал как это сделать. А лучше бы — показал. Что-то можно сделать после уроков, если у вас есть так называемая внеурочка или продленка, но сильно на это рассчитывать не приходится. Вам надо направлять ребенка на ПМПК, хотя тут могут возникнуть возражения со стороны родителей. Но это позволит все же ребенку избежать оставления на второй год, хотя и это выход. Что является причиной — это трудно гадать: запущенность или что другое. Направьте на консультацию к психологу в КО или к другому специалисту. Может есть основания на 8-й вид, тут Вы ничего и не сможете сами. Ну и почему-то ее перевели? Это тоже настораживает. В общем, дела житейские… школьная рутина. Надо спокойно продолжать свое дело.
Добавлю из опыта. Часто такие дети так и заканчивают начальную школу «на грани», но заметно взрослеют и «догоняют» сверстников в социальном плане, хотя по усвоению программы остаются на уровне банальной эрудиции. Экзамен в 9 классе им не сдать в принципе, для таких делают обходные варианты. Чаще всего оформляют вид.
12.12.16
Доброго времени суток.

Первую четверть кое-как я вытянула ее на тройки за счет неоднократных пересдач контрольных

— Это и есть главная проблема.

Почему ребёнок должен осотвествовать школе, нормативам, классу, желанию учителю? Почему ребёнок должен делать то что он не хочет, то что он не любит, то что ему не идут?

Пример. Если у Вас отнять Вашу учительскую работу, и поставить работать за станком на заводе. Как Вы будете работать? Как Вы будете делать то что не любите, то к чему не  лежит душа? Даже если Вы начнёте петь играть у станка, разукрасите его яркими цветами, цветочками. Что бы Вы не сделали это будет не от души, это будет не от любви. Это будет яд. Значит это можно и выкинуть, так как оно сделано с отрицательной энергетикой, и это не пригодно для мира. Фактически это деструктивно для планеты. 

Почему же Вы, педагог, делаете круглые глаза, говоря о том что вытянули ребёнка на тройки за тройки? Где логика? 

Особенно печально обстоят дела с русским и окружающим миром.Техника чтения также плохая — 29 слов в минуту. Плохо владеет устным счетом. Уговорила мать пройти обследование у невропатолога и психолога. Невропатолог выявил минимальные мозговые дисфункции. Школьный психолог определила общую заторможенность, узкий кругозор по окр.миру. Девочка не смогла сразу выполнить задание — нарисовать свою семью, психологу пришлось объяснить ей подробно что нужно нарисовать. Семья у девочки полная.

— Это не значит что ребёнок плохой. Это значит что все Вы школа, директор, мама, психологи и т.д. Недостаточно разумны что бы найти подход к этому ребёнку.

Вы бессильны найти ключи подходы к индивидуальности которая безусловно, однозначно, является уникальной.

Мать оказывает на ребенка сильное психологическое давление, проще говоря, при выполнении каких-либо заданий стоит у ребенка над душой, постоянно читает ей нравоучения.

— Это губительный подход к ребёнку. Это можно сразу пресекать.

С девочкой никак не могу найти контакт. По прежнему еле-еле вытягивает на 3 по чтению, остальные предметы идут с неудовлетворительной оценкой. В последнее время мать перестала приводить девочку в те дни, когда у нас идут контрольные.

— Вы должны понимать что это не выход.

Мне предъявляет претензии, что я не могу обеспечить индивидуальный подход к ребенку и т.д. Я действительно не могу! Советовалась с нашим психологом, она ничего определенного не говорит.

— К ребёнку нужен индивидуальный поход. Возможно даже домашнее образование.

Вы как социальный педагог, в силу обстоятельств не сможете должным образом заниматься с ребёнком. Вы заточены для работы с группами. Здесь нужен индивидуальный комплексный педагог-психолог который будет вести ребёнку один два предмета, который станет ему и другом и наставником. Уже после него можно будет подключать других учителей по другим предметам. 

Темп нужно наращивать аккуратно интуитивно. Следует пробудить ребёнка к познанию предметов. Для этого не просто следует заинтересовать, для этого нужно создать условия что бы ребёнок сумел расцвести. Условия  эти, тоже что и фундамент основа между педагогом-психологом и ребёнком, это — дружба, доверие, любовь, принятие (позволить ребёнку быть собой.)

Мир — Вам!

~ Не забывайте отмечать оценкой те ответы, которые Вам понравились. Весьма признателен за то, что цените работу психологов.
12.12.16
Добрый вечер.  Ольга, позвольте ответить на ваш вопрос в позиций  профессиональной детской психотерапии.   Ольга. вам стоит, принять, как факт -ребенок абсолютно здоров, отставание в успеваемости — это негативный результат родительского воспитания и «фронтальной работы» учителя со всеми учениками.
Ольга, вам стоит, как минимум, вспомнить то, чему вам учили в университете, и применить все это на практике, поверьте через месяц вы не узнаете девочку. 
1.Вспомните о развитии познавательной мотивации ребенка, которая является стержневой в обучении, поэтому вспомните, что вы сделали для формирования у ученицы и у других детей этой качества на ваших уроках
Примените на практике:
*технологий развивающего обучения (подглядите у Селевко), например, Метод проектов (объединив в эту группу группу либо слабых детей или смешав слабеньких с сильными),
*или методы прогрессивного и познавательного обучения, например, рекомендованные Лернером, Бабанским и др.учеными.
2. Вспомните об индивидуально -дифференцированном подходе, которое, если вы помните, зафиксировано во всех законодательных документов.
Примените на практике, зная особенности ребенка:
*пересадите девочку на первую парту перед собой-это позволит вам, когда будет самостоятельная работа у детей, уделить девочке чуть больше времени, слегка «подталкивать» её в учебным действиям;
*заранее приготовьте девочке специальные карточки с индивидуальными заданиями, например, все ученики будут писать ваш диктант, а ребенок пусть перепишет заранее приготовленным вами, на индивидуальной карточке, текст с пропущенными буквами,  и вставив в него пропущенные буквы;
*хвалите ребенка часто и публично, даже за то, что девочка тихо и медленно ответила на уроке, вот за это её и похвалите, и попросите остальных учеников поддержать ученицу;
*воспитываете в учениках взаимопомощь, например, с родителями кого -то из сильных учеников и с самим учеником о помощи, например, в приготовлении  домашних заданий, в старых советских школах это был нормальное явление и т.д.
3. Поговорите с родителями ученицами. Ребенка необходимо показать профессиональному детскому психологу, а не школьному психологу, у которого иные профессиональные функции и обязанности. Детский психолог:
а)проработает у ребенка:
*глубинный иррациональный страх ребенка ("очень робкая. Разговаривает шепотом или вообще молчит"), который уже сейчас выражается в неуверенном поведении (стеснительности), в страхе говорить громко (страх сказать ошибку, не правильно) и т.д., и, который со временем, как показывает опыт психотерапии, может трансформироваться в фобическое или паническое расстройство и испортить ребенку всю жизнь. 
*оснастит ребенка новыми, смелыми и уверенными, моделями поведения и т.д.
б)даст родителям ученицы рекомендации по коррекции системы семейного воспитания, потому что у ребенка, родители не сформированы у своего ребенка такие важные личностные качества, как усидчивость, дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, быстрота реакций, познавательный интерес, исходя из вашего сообщения, это все родители «отбили» у ребенка в первом классе, сформировав боязнь:
*сказать не так и не то ("очень робкая… Разговаривает шепотом или вообще молчит")
* писать «красиво», но это делается, как известно, «так медленно».
Мудрости вам.   
Р.S. Уважаемый клиент, наши эксперты потратили свое время и свои профессиональные знания, чтобы ответить на ваш вопрос. Пожалуйста, проявите свою  воспитанность: выберите лучший ответ и отметьте ответы остальных экспертов
12.12.16
Здравствуйте.
Заторможенность и плохое восприятие заданий часто присуще детям с интеллектуальными нарушениями.
Это может быть как умственная отсталость, так и задержка психического развития.
Важно донести до мамы, что ребёнок не виноват в этом и нельзя её винить и ругать за то, что она больна (грубо говоря). Нужно пройти полное обследование у специальной комиссии ( ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия), которая и определит что с девочкой и какие прогнозы. Если всё подтвердится — лучше всего отправить её в школу, соответствущую её уровню.
Будьте готовы, не все родители идут на это. У некоторых играет гордость и они мучают бедного ребёнка, не желая мириться с действительностью. Если этого не случится - Вы её не защитите. И дети это всё чувствуют, и программу она не потянет. Это только на совести родителей. К сожалению, всякое бывает.
12.12.16

«Мне предъявляет претензии, что я не могу обеспечить индивидуальный подход к ребенку и т.д. Я действительно не могу!»

Здравствуйте, Ольга. Эти претензии и ваше ощущение бессилия ясно говорят вам о том, что вы берете на себя лишнюю ответственность, т.е. вы пытаетесь  заниматься тем, чем должны заниматься другие. Поэтому вам стОит разграничить ответственность вашу и родителей ученицы. Для этого определите сами, что вы должны и можете делать в данной ситуации в рамках своих профессиональных обязанностей. И ясно и уверенно донесите это  до матери девочки. Плюс к этому, исходя из имеющегося уже опыта взаимодействия с этой девочкой, определите свои рекомендации для ее родителей и четко донесите (сформулируйте) целесообразность каждой своей рекомендации. Например, если вы рекомендуете регулярное посещение детского психолога  или детского развивающего центра, то объясните родителям пользу этого для их ребенка и его успеваемости. Плюс к этому, имеет смысл рекомендовать родителям(!) регулярно заниматься с девочкой дома, оказывая ей помощь в усвоении нового материала.

И еще. Надо понимать, что родители не обязаны выполнять ваши рекомендации – это дело добровольное. И это нисколько не обязывает вас делать это вместо них и за них. Вы также не обязаны закрывать глаза на неуспеваемость их дочери и ставить ей тройки просто так. Донесите до них эту мысль, она очень хорошо стимулирует родительскую  ответственность. А чтобы родители девочки стали считаться с вашими рекомендациями, вы можете сделать вот что: четко и уверенно донесите до них информацию о том, как вы поступите в том случае, если ваши рекомендации будут проигнорированы и ребенок останется на прежнем неудовлетворительном уровне успеваемости.  Пусть думают.

Всё просто, когда вы хорошо делаете свою работу, и не позволяете сваливать на себя чужую.

С благодарностью и уважением к вам.

12.12.16
Здравствуйте. Возможно последствия психологического воздействия мамы, возможно педагогическая запущенность. Но очевидно, что ребенок не тянет учебу в обычном классе. А родитель не осознает проблему и валит все на вас.
Ваши действия в этом случае: берете психолога и результаты его тестов и исследований. Психолог пишет заключение. Вы вызываете маму и в присутствии психолога и, возможно, завуча объясняете ей ситуацию. Что стоит вопрос о переводе ребенка либо в коррекционный класс (не знаю, есть ли они сейчас, но когда я работала в школе, еще были) либо в специализированное учебное заведение. Такое возможно. Для этого собирается комиссия, как вам уже выше сказали, и принимается такое решение. Если мама не понимает по-хорошему, значит, нужно использовать такие рычаги воздействия. Пусть мама займется уже своим ребенком и сходит с ним к детскому или семейному психологу, второе даже лучше. Пусть решает свои проблемы коммуникаций с ребенком. Ваша задача учить нормально успевающих детей в своем темпе. Удачи!
12.12.16
Ольга, доброе утро. Ваша проблема, на мой взгляд, не в специалисте по детской психологии, а в том, что вы жалуетесь вместо того, чтобы действовать проактивно. Это большая проблема для преподавателя и любого специалиста, кому важно выполнять лидирующую функцию. Попробуйте ответить на вопрос, как вы делаете себя пассивной, а не активной в работе.
12.12.16
Ольга, я не работаю с детьми, работаю с теми взрослыми, которые были детьми. Поэтому задам вопросы вам. Просто попробуйте посмотреть со стороны. Быть может, какая-то идея придет. Во-первых, почему вы выбрали такой юзерпик? При чем не реального младенца, а картонного, отфотошопленного. Это о чем? Выставляете младенца в качестве защиты или это какая-то ваша часть? Во-вторых, всё сообщение написано в материнском контрпереносе, то есть вы делаете ровно то же самое, что делает Мать девочки, только своими «учительскими словами», скрупулезно перечисляете все ее недостатки, подтверждающие ее бракованность и нетаковость/инаковость, завершая «я не могу, я не могу». На нашем птичьем языке: вы по уши влетели в материнский контрперенос и из него пробуете искать выход из ситуации. "«Я не могу, я не могу, дочь бракованная, иная» — это говорит ее Мать, а не вы, на самом деле. Попробуйте вышагнуть из материнского контрпереноса и исходить из того, что с девочкой всё в порядке. То есть встать на ее сторону, а не на сторону Матери.

«Мне предъявляет претензии, что я не могу обеспечить индивидуальный подход к ребенку и т.д.»

Кто конкретно предъявляет претензии и в какой форме?

Прим.: как снять контрперенос уже «по-серьезному» — это предмет личной консультации. Обращайтесь, потому что эта история и про вас тоже. 


12.12.16
Добрый день, Ольга!
Я считаю, что вы правильно сделали, что решили обратиться к психологам за помощью и за прояснением ситуации.
Вы спрашиваете "Может это какая то форма аутизма?" Аутизм диагностирует врач-невролог, и, поскольку девочка обследование уже прошла и такого диагноза не выявили, значит его нет.
Дальше… Вы пишите "
Практически сразу же я знала, что возникнут проблемы..." То есть, вы заранее настроились на то, что вам будет сложно, что индивидуальных подход найти невозможно, а общий язык с ребенком — невероятно трудно. Вы заранее запрограммировали себя!
Тот факт, что девочка пишет медленно, может играть с ручкой или на уроке начать рисовать, говорит о ее психологической неготовности к школе. Я бы не стала утверждать, что речь идет именно о педагогической запущенности (скорее всего, мать выбирает те способы влияния на ребенка, который оказываются наиболее действенны). Но я бы предположила задержку психологического развития (эмоционально-волевой сферы, внимания), которая началась не вчера.  Безусловно, с таким ребенком нужно занимать дома много и упорно, по определенным методикам. И развитие эмоционально-волевой сферы  у дочери является первостепенной задачей родителей. Без работы родителей ваш вклад в формирование нужных качеств будет очень мал и даст слабый результат.
Что можете сделать в таком случае вы?
Во-первых, не воспринимать ситуацию, как «проблемную», это огромный минус… Это тормозит вас и ваш пусть к успеху. Подумайте о том, что это ситуация неординарная, необычная и интересная. Как педагогу, вам необходимо развивать в себе умение работать с разными детьми, использовать несколько разных форм обучение и контроля на одном уроке одновременно.
Во-вторых, вам нужно перестать думать об уроке, как о шаблоне, от которого вы не можете отступить. У вас задача: уделять внимание всему классу, вовлекать в работу как можно больше учеников. Вовлекать в работу именно этого ребенка тоже нужно и можно, и сделать это не так сложно, как кажется. Отойдите от тех стандартов, которые вам «навязали», добавьте творчество и фантазию в процесс обучения. Если у вас математика, начните с того, что предложите девочке посчитать (для начала) все те предметы, которые она нарисовала. Давайте ей письменные задания и тесты.
В-третьих, изменить свое принципиальное отношение к этой ученице. Дети чувствуют, кто и как к ним относится. Если вы отвели ребенку роль «белой вороны», вас она раздражает, вы испытываете негативные эмоции, ответная реакция будет такой же. И значит плодотворно вы не сможете построить общение и обучение никогда. Девочка начнет дистанцироваться, формировать психологические защиты, демонстрировать все самые негативные черты. Но как только вы разглядите в ней что-то хорошее, вам самой станет легче ее принять, легче будет уделять ей время и легче будет работать с ней. Ребенок раскрывается и стремиться навстречу взрослому, когда есть положительная оценка с его стороны и доверие. 
В-четвертых, транслируйте себе самой и девочке только положительные идеи. Как только вы сами поверите, что та СМОЖЕТ хорошо занимать, что сможет научиться работать, сможет «включить» свои волевые качества и развить внимание, это начнет происходить. Говорите ребенку о том, что она это может, и вы в нее верите. 
И последнее, — об особенностей процесса обучения отстающих детей. 
Представьте себе прямую линию, в начале которой стоит «А», в конце «Б». «А» — это то, какой ребенок сейчас (это рассеянность, медлительность, отсутствие мотивации к учебе, слабые познавательные функции и пр.) «Б» — это то, каким он должен стать к концу года (через несколько месяцев). Это: бОльшая самостоятельность, мотивированность, внимательность, ответственность и пр. Вот от «А» к «Б» нужно идти этапами!!! Медленно, упорно и настойчиво. День за днем нужно отдавать себе отчет: какой именно прогресс вы ждете и как его достичь. Это огромный труд, который нельзя ослабить ни на один день. Для этого должен быть план работы с таким ребенком. Чтобы его составить, можете воспользоваться соответствующими пособиями либо обратиться к коррекционным педагогам (!).
Полагаю так же, что девочке нужна помощь логопеда (в чтении и письме), диффектолога, и возможно, нейро-психолога. 
Так же помните о том, что дети с различными отставаниями в развитии и инвалидностями сейчас уже имеют право учиться в общеобразовательной школе со всеми остальными детьми. И этот закон меняет обязанности и функции учителей, делает их более широкими и объемными. И с этим нужно как-то справляться))

12.12.16
приветствую. ваш аудио ответ. он  будет доступен в течении ближайших 5-10-ти минут. чтобы послушать его нужно нажать на центр окошка или на  название записи
12.12.16

Ольга Юрьевна Мараева

Сейчас на сайте
Читать ответы

Шендерова Елена

Эксперт месяца
Читать ответы

Константин Шумилин

Читать ответы
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки
5 ответов
28.02.11
Вопрос задан анонимно
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store