Аркан Императрица, как Архетип. Часть 1. - блог №1004150

 Сегодня наше исследование коснется Третьего Аркана Таро. В своем анализе мы не претендуем на полноту исторического, культурного и психологического исследования, так как Архетип, с одной стороны предельно многогранен и каждая культурная традиция вносила в его понимание свою видение, с другой стороны, его восприятие сугубо индивидуально, и завит от многих факторов. В этой работе мы будем опираться на Юнгианскую психологию, рассматривать классические Арканы Таро, а так же ориентироваться на христианскую аудиторию, которая, к сожалению, является наиболее многочисленной. Для начала проясним, что ж мы понимаем под понятием «Архетип». Этот термин впервые ввел в обращение Карл Гюстав Юнг, под которым он понимал изначальные, глубинные психологические структуры, образующие коллективное бессознательное. Говоря обычным языком, это те образы и символы, которые интуитивно понятны любому человеку независимо от его географического место проживания, воспитания и религии. Это те образы, которые близки всем людям, но которые наполнены для каждого его индивидуальным смыслом.

 

Императрица в психологии.

Психологическое восприятие Аркана Императрица всегда базируется на восприятие матери, которое тесным образом связано с понятием Анимы (не стоит путать, самой Анимой мать не является). Императрица в ряду Арканов Таро – это первый по-настоящему женский образ (Жрица не может считаться женщиной в полной мере), это владычица материального мира, квинтэссенция плодородия. Уайт пишет о ней: «Она есть низший сад Едемский, Земной рай, все, что символизируется зримым домом человека. Она есть Regina coeli (лат. Царица небесная), но все же refugium peccatorum (лат. Прибежище грешников)» изображение из вопроса.

С психологической точки зрения, Императрица олицетворяет все, что связано с семьей, родом. Как женщина, она олицетворяет частично наше бессознательное. Карта Императрицы соответствует Венере в астрологии, а значит, она напрямую связана с чувственно эмоциональной сферой любого человека, с любовью в ее земном проявлении. Уайт называет ее дверью или вратами, «через который открывается вход в эту жизнь, как в сад Венеры».

Для мужчины эта карта символизирует, с одной стороны его феминининность, без развития которой не возможно полноценное самосознание, с другой стороны связь с матерью, которая может наоборот тянуть его к регрессу. И здесь речь не столько об Эдиповом комплексе, сколько о внутренней, глубокой зависимости, которая может породить массу проблем в психологии взрослого мужчины, даже если речь не идет о сексуальном влечении.

Для женщины, эта карта является символом ее фимининности, имеет непосредственную связь с инстинктом продолжения рода, а так же с так называемым «синдромом гнездования» — стремлением взрослой женщины к обустройству дома и быта. Для женщины данный Аркан благоприятен, редко можно встретить женщину, у которой могут возникнуть социальные проблемы из-за переизбытка женственности. Если мы будем затрагивать тему физиологии, а психология и физиология во многом едины, этот Аркан связан с гормоном эстрогеном, и непосредственно с женскими половыми органами. Поэтому, кстати, проблемы с женским началом у мужчин часто приводят к проблемам с алкоголем, в частности с пивом, содержащим женский гормон. Но это тема для отдельной статьи.

Императрица в мифологии и религии.

Образ Императрицы присутствует во всех религиях, даже на первый взгляд, очень патриархальных, какой является на деле христианство. Порядковый номер Аркана – тройка, поэтому часть тарологов и арканологов связывают его со святой троицей. Это мнение является спорным, и подробнее о нем мы поговорим, разбирая нумералогический аспект данного Аркана. Пока, хотелось бы сделать акцент на развитие женского начала в христианстве.изображение из вопроса

Следует отметить, что в ранних христианских общинах святой дух – одна из составляющих святой троицы – являлся женским началом, изображение голубя в те времена очень тесно связывалась с Афродитой или Венерой. В этом виде святая Троица получала законченный вид: мама-папа-сын. Кроме того, почти все дохристианские религии повествуют о божестве женского рода, которое послужило началом преобразования хаоса, в этом ключе, мы опять же упираемся в то, что «дух, летавший над водами» — имеет женские «корни». В последствие на одном из соборов сие представление было отвергнуто, что внесло существенный перевес в христианскую идеологию в сторону патриархата.

Но «свято место пусто не бывает», и недостающие феминининные мотивы проявились в культе Девы Марии, который начинает свой яркий расцвет в христианстве с 4 века н.э. Именно Дева Мария в христианстве является воплощением Императрицы.

Здесь может возникнуть внутренний протест, поскольку современные христиане привыкли приписывать Деве Марии вечную девственность. Отметим, что в глазах евангелистов, непорочность не имела никакого значения, важность физиологической девственности вступила в силу для церковных догматов опять же с 4 века н.э. Свидетельства этого можно найти, допустим в трудах отца Амвросия. С этого момента культ Девы Марии набирал обороты, так как мускулиная религия откровенно нуждалась в феминининных символах. Говоря простым языком, обычным прихожанам требовался именно женский благочестивый и одобренный церковью образ.

Наибольшего расцвета культ Девы Марии получил после 9-10 вв., когда было официально признанно ее успение. После чего был всплеск желающих среди женского населения, посвятить себя церкви. Но. Стоит отметить, что хотя Дева Мария и является откровенным прототипом Императрицы, христианство на редкость коряво его преподнесло обществу.

Благодаря христианству, получило нравственный запрет любое проявление женской сексуальности, а Императрица во многом олицетворяет именно ее. Этот момент не мог не породить тысячи травмированных личностей, как мужского, так и женского пола, которые сознательно подавляли первичные инстинкты. Кроме того, это породило уничижительное отношение к женщине в принципе. Процесс родов из чуда рождения (каким он считался во всех языческих религиях) превратился в мерзкий акт, не вызывающий у большинства мужчин ничего кроме омерзения.

Поэтому любому здоровому человеку, который стремится к саморазвитию и психическому здоровью, в настоящее время требуется много времени и сил, чтоб осознать и принять здоровую сексуальность. И речь не идет о пропаганде разврата, это диалог об адекватном восприятии своей сексуальности. Это намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Конечно, архетип Императрицы имел и другие воплощения в религиях и верованиях. Следует отметить, что изначальные изображения Девы Марии почти полностью скопированы с изображений Изиды и сына ее Гора. Археологи испытывают трудности в определении скульптурных композиций 2-3 веков н.э. Не ясно, к какому культу их следует относить. Но образ Изиды был несравнимо богаче, она олицетворяла высшую духовность. Помимо этого Изида имела свою темную сторону, и воплощала собой не только духовность, но и зло, ночь.изображение из вопросаизображение из вопроса

Почти весь женский культ базировался на двойственности женской природы: та что дает жизнь, и та что может ее отнять. Культ Изиды часто смешивался с культом Богини-кошки Бастет, которая совершенно четко отражала женскую сексуальность, эмоциональность и чувственность. Образ Изиды как императрицы часто передают художники египетских колод Таро.

Часто императрицу сравнивают с Афродитой- богиней плотской и чувственной любви, как это представлено в Таро Мифы Олимпа. Хотя, по моему мнению, с равным успехом, можно сравнить Императрицу с Деметрой – богиней земли и плодородия, любящей матерью Персефоны.изображение из вопросаизображение из вопроса

Образ богини-матери, а значит и Императрицы вообще крайне востребован в различных религиях. Скажем В. Зайченко в своем труде «Таро в Мировой мифологии» сравнивает ее с богиней Иштар. Часто императрицу сравнивают с Гекатой (например в «Таро Теней» Скляровой), которая была помимо всего прочего связана с колдовством и магией. Подводя некий итог данного текста, хочется отметить, что архетип матери был есть и будет почитаем в любых культурах, он очень многолик, как многолики восприятия матери людьми. Женские образы всегда имеют двойственную природу. Нельзя отделять темную сторону образа от его светлых граней. Императрица сложна и многолика. И она есть в каждом из нас.

27.03.14
5916
1 ответ
Опубликовать в социальных сетях

Посмотреть всех экспертов из раздела Эзотерика > Таро


Комментарии

Каждая карта Императрицы не всегда примет то или иное значение. Она меняет свой архетип, все зависит от колоды в которой она находится. Она может быть воином иногда, яркий пример Таро«Манга»: мать-воин, которая имеет внутри сильного Анимуса.

При этом значение: положительна и порождающая сила. 

И олицетворение — чистой совести

 изображение из вопроса

27.03.14
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store