Что же такое исповедь?

На исповеди священник заглядывает в самые сокровенные уголки души, помогает человеку раскрыть себя, ничего не утаивая, преодолевая лицемерное и стыдливое желание нечто скрыть. Это откровение души требует максимального доверия — нужно просто вручить священнику свою душу. Приходя на исповедь, человек поступает так, как поступает больной, который идет к врачу. Часто мы болеем, но к врачу идти не хотим, надеясь, что как-то сами поправимся. Бывают такие болезни, с которыми неприятно обращаться к врачу. И вот человек оттягивает этот момент в надежде на лучшее. Но болезнь не проходит. И приходится идти. А ведь врач требует выполнения самых неприятных процедур. Человек должен подчиниться, сделать над собой усилие ради того, чтобы победить болезнь и остаться живым. Нечто подобное происходит и на исповеди. Как больной вручает себя в руки врача-хирурга, ложась на операционный стол, и идет на риск в надежде, что хирург будет добрым врачом и поможет ему. Так и кающийся вручает священнику свою душу. И от того, насколько он доверяет ему, зависит многое. Но есть разница между врачом телесным и врачом духовным. Здесь никак нельзя обойтись без воли кающегося. Ведь в руках духовника нет средств насилия, он должен убедить кающегося не уйти, не остаться больным. Когда человек начинает исповедываться, ему открывается совершенно новая сторона его жизни. Самыми лучшими духовниками всегда были благочестивые люди — не психоаналитики, психиатры и психологи, которые занимаются “службами доверия”, дают советы и разбираются в психических тонкостях человека. Самыми лучшими духовными врачами оказываются простые люди, которые умеют молиться и призывать на помощь Бога. Вред формализма Часто бывает и так: в больницу приходит человек, с виду совершенно здоровый. А ему говорят: “Вы давно не были у врача. Вам нужно пройти обследование”. Он этого не хочет, чувствуя себя здоровым. Но после обследования, оказывается, что у него рак, о котором он даже не подозревал. Подобное происходит и на исповеди: приходят люди, которые хотят жить церковной жизнью, но не потому, что они осознают себя смертельно больными. Человек хочет исповедываться, каяться, причащаться, жить по-христиански. Но он совершенно не умеет каяться по-настоящему, не понимает, в чем грешен, совершенно не чувствует своих грехов. Вот и ограничивается формальной исповедью. А ведь святые отцы, оставившие нам покаянные молитвы, считали себя первыми из грешников. В отличие от них мы убеждены, что у нас все благополучно. Люди, погруженные в греховный мрак, ничего не видят в своем сердце; а если и видят, то не ужасаются, так как им не с чем сравнивать. И, наоборот, чем ярче свет Христов озаряет сердца, тем яснее сознаются все недостатки. Наиболее действенное средство, ведущее нас к познанию своих грехов — время от времени вспоминать, в чем обычно обвиняют нас другие люди. Почти всегда их обвинения, укоры и нападки имеют основания. Нужно также следить, чтобы не впасть в чрезмерную мнительность и мелочную подозрительность ко всякому движению сердца. Став на этот путь, можно потерять чувство важного и неважного, запутаться в мелочах. Особое внимание следует уделять приготовлению к исповеди. Но оно заключается не в том, чтобы как можно полно вспомнить и даже записать свои грехи, а в том, чтобы достигнуть состояния сосредоточенности и серьезности, при которых, как при свете, станут ясны все грехи. Приносить на исповедь нужно не список грехов, а покаянное чувство; не детально разработанную диссертацию, а сокрушенное сердце. Знать свои грехи — это еще не значит каяться в них. Многие люди не решаются подойти к исповеди, задаваясь вопросом: “А что если мы не способны на искреннее покаяние?” Но это не повод откладывать исповедь. Так как даже наименование наших грехов может смягчить духовное зрение и обострить покаянное чувство. Зачастую бесчувствие на исповеди связано с отсутствием страха Божьего и скрытым неверием.



Дополнение автора от 17.11.11 15:07:42

слепой начал в истерике кричать, что солнца нет его выдумали такие же слепые как я .

СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 13 Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога» (ст.1) 1. Когда оскорбляется господин, добрый раб, из чувства пре данности ему, негодует. Точно также, когда отвергается Бог, про рок Божий вразумляет безумного, говоря то, что ты слышал: «Сказал безумный в сердце своем: нет Бога». Как раб, преданный госпо дину, узнав, что сорабы его отвергают своего господина, по чувству преданности спешит уладить дело и или собственными руками нака зывает дерзкого, или бесславит его, делая для всех ненавистным, или для вразумления и устрашения других доносит господину и ста рается, чтобы он понес жесточайшее наказание, одним словом – вооружается против возмутителя, как против настоящего врага, так и пророк, узнав, что Создатель бесчестится тварью, что гор шечник оскорбляется брением и Бог отвергается безбожным, и, будучи поражен в самое сердце, от нестерпимой боли восклицает, «Сказал безумный в сердце своем: нет Бога». Посмотри, какое строгое соответствие с предыдущим псалмом. После того как там с не удовольствием говорил (псалмопевец): «доколе, Господи, будешь забывать меня до конца?» (Пс.12:2), и не много спустя: «доколе будет возноситься надо мною враг мой?» (3), – враг, т.е. безумный, утверждающей, что нет Бога (по тому что возносящийся пред Богом, тем более будет возноситься пред пророками Божиими, и гордящийся пред Господом будет гордиться и пред сорабами своими), – будучи спрошен: почему он тер пит болезни в сердце своем днем и ночью? он отвечает сле дующими словами: почему я болею сердцем? потому, что «сказал безумный в сердце своем: нет Бога». Самое общение с безбожником я принимаю за отвращение от меня Бога. Мне приходится жить с безбожником, и я считаю это зна ком того, что Бог забыл меня, – потому что нечестие безбожных есть огорчение и мучение для святого. Так и о Павле сказано: «В ожидании их в Афинах» (Тимофея и спутников его) «Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов» (Деян.17:16). «Почему беззаконные живут» (Иов.21:7)? Исторически же известно, что этот псалом произнесен Давидом о Сауле – по поводу его чревовещательства, равно как псалом пятьдесят второй – с тем же самым содержанием – относится к Доику. Сказал безумный Саул: «сыщите мне женщину волшебницу» (1Цар.28:7). Он делается вторым Адамом, обольщаем женщиной. И говорит ей: «поворожи мне» (ст. 8); оставив пророчество, он низвергается к прорицанию. «Сказал безумный в сердце своем: нет Бога». Будем осте регаться, братие, чтобы нам не потерпеть крушения подобно безум ному, исповедуя Бога на словах и отвергаясь Его делами: называя Его благим и милостивым, но, не оказывая милости ни больному, ни бедному, ни притесняемому. Что можно отрицать Бога не только сло вами, но и делами, и нося имя христианина, говорить точно так же, как и безумный: нет Бога", об этом свидетельствует апостол, говоря: «они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» (Тит.1:16). Насколько дела сильнее слов в отношении убедительности, настолько тяжелее – отвергаться Бога на деле, чем отрицать Его устами или в сердце. «Сказал безумный». А говорящий устами: возлюблю Тебя, Господи, и в сердце ненавидящий брата своего, как он любит Бога, оказываясь ослушником Его слов: «и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими, и люби ближнего твоего, как самого себя» (Второз.6:5; Лев.19:18)? Господь говорит: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин.14:23). Значит, кто не соблюдает, тот не любит. Устами называет Бога, а в сердце говорить: нет Бога". Свидетель Господь, говоря щий: «приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» (Ис.19:13). «Сказал безумный в сердце своем: нет Бога». Что тот, кто ненавидит брата своего, и Бога ненави дит, хотя бы устами взывал и кричал, что любит Бога, об этом говорит евангелист Иоанн в послании: «кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин.4:20)? Итак, когда такой человек признает Бога на словах, не отре каясь явно, он кует нечестие в сердце. «Сказал безумный в сердце своем: нет Бога». Подтверждая эту мысль, пророк ниже говорит: «неужели не вразумятся все делающие беззаконие», исповедающие Бога на словах и отрицающие его делами своими, «поедающие народ Мой, как едят хлеб? Господа они не призывали» (ст. 4). Бога исповедают и при знают, но так как делами отвергались Его, то, призывая, не при звали. Сам Господь сказал: что Меня зовете: «Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк.6:46)? «Всякий согрешающий не видел Его» (1Ин.3:6), говорит Иоанн. Когда добродетель изгоняется грехом, падает вместе с тем и благочестие, существование ко торого зависит от отсутствия греха. 2. Так поступали дети Илия, сыны погибели, не знавшие Го спода – не в том смысле, чтобы отрицали Его устами, но в том, что свои постыдные дела совершали в Скинии. Так и ростовщики не знают Бога. Он говорит: «по коварству они отрекаются знать Меня» (Иер.9:6), – Меня, сказавшего: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх.22:25), – нет «Бога». Как же то, что после Бога? нет «Бога». Как же то, что от Бога? нет «Бога». Как же всякий человеческий язык называет Бога? Неужели же все мириады людей ошибаются, утверждая бытие Божие, а безумный один только считает себя правым, оставаясь одиноким в своей лжи? И пять или семь свидетельств желающий оспаривать в завеща ниях, как только дело предстанет на суд истины, изобличается сопоставлением: как же вселенную, язык всех народов мира, же лает опровергать один безумец? Не жалок ли, в самом деле, он и не бессмысленнее ли он самого себя? Безумен он уже по тому, что отвергает Бога, и еще более безумен потому, что бессты ден. Ведь хотя у различных народов вселенной образовались различные понятия о Боге, однако самого основания имени никто не колебал. «Сказал безумный в сердце своем: нет Бога». Нет основания, а как стоит здание? Нет дна, на чем держится судно? Нет кораблестроителя, а как строится корабль? Нет строителя, а как же дом? Нет зодчего, а кто устроил город? Нет земледельца, а как поля приносят жатву? Нет музыканта, а откуда является гар мония на лире мира? Нет промыслителя, а как все подчиняется про мыслу? Нет возницы, а как движутся колесницы четырех стихий? Нет ваятеля, а как люди как живые изваяния наполняют мир? Нет делателя сводов, а кто раскинул над тобой свод небес? Нет золотых дел мастера, а кто положил пред тобою на небе солнце, как будто блюдо чистого золота на столе? Нет устроителя светильников, а кто как серебряную лампаду дал тебе луну ночью? Нет светодавца, а кто дал тебе светила, служащие источником света и сияния? Нет единого, творящего светила великие, а кто дал тебе блеск звезд в высоте, как говорит пророк: «Он Един сотворил великие светила, солнце – для управления днем и луну и звезды для управления ночью» (Пс.135:7-9)? Нет создателя, а как красота создания сви детельствует о созданиях: «ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» (Прем.Сол.13:5)? «Сказал безумный в сердце своем: нет Бога». Все, что бывает в мире, и делается и производится, имеет установителя и совершителя, и только мир не имеет управителя? Если нет Бога, что ты делаешь в его владе ниях? Ты остаешься в доме Божием и не признаешь его хозяина? Или будь благодарен за жилище, или уходи из дома. Зачем и дом позоришь, отрыгая худу? Безумцем псалмопевец называет здесь не лишившегося рассудка, помешанного или слабоумного, но человека, развращенного умом, не потерявшего прирожденного и общего всем человеческого рассудка, но утратившего одну из четырех доброде телей – разум, светильник души, царя помыслов, учителя прекрас ного, о котором приточник говорит: «кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо» (Пр.19:8); и в другом месте: «приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого» (Пр.4:5). Разве поврежденному в главном на чале, утратившему природный разум и окаменевшему умом мог он сказать «приобретай мудрость, приобретай разум»? Конечно, утративший природный орган, хотя бы и желал, не может приобретать пре мудрости. А что называемый здесь безумцем не был по природе лишен умственных дарований, обрати внимание, как он был силен в сообразительности: «нет Бога» – он не сказал язы ком, не разболтал устами, но скрыл зло в сердце, потому что знал, что, сказавши это в слух, он подвергнется опасности, так как в то время хуливший Бога или отрицавший его побивался кам нями, чему свидетель Навуфей, осужденный за богохульство. Чтобы не подвергнуться этой участи, злоумный запечатлел свое безбожие в сердце, сделав свое сердце храмом нечестия. «Сказал безумный в сердце своем: нет Бога». Если бы он был скудоумен и лишен разума по природе, и сказал бы это не в сердце только, но и устами: «нет Бога», то ни от Бога, ни от людей не подвергся бы он опасности, потому что если нередко царь, возница вселенной, оскорбляемый безумным и глупым, снисходит, будучи милостив по природе, – конечно, не под влиянием гнева, – то тем более когда богохульствует безумный по природе, ни Бог, ни человек не вооружаются против него, но снисходят ему, как человеку, болтающему вздор. Поэтому и одержимые бесами или беснующиеся за хулу не осуждаются. 3. И всякий чтитель многобожия говорит: «нет Бога», потому что как при многомужии (ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе (Ин.4:18)) (нет мужа), так и многобожие без божно. Введение многих богов есть отрицание единого Бога. И что многобожники называются безбожными, послушай, что пишет апостол Ефесянам: «помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире» (Ефес.2:11,12). Какие же безбожники ефесяне? Оттуда идолы, там статуи; здесь блюстительница (храма) Артемида, здесь Димитрий сребро-ковач, делающий золотые капища Артемиды; такое множество богов, и как же после этого ефесяне не безбожны? Да, именно потому и безбожны, что, избравши себе многих богов, отпали от Единого. «Сказал безумный в сердце своем: нет Бога». От первого безумного (это безумие) перешло уже к его ученикам. Первый безумец-диавол, он – первый распространитель безумия, первый вестник безбожия. «И вы будете, как боги» (Быт.3:5). Говоря о многих богах, он отвергнул Единого. Бе зумен и народ иудейский. В безумии он поносил имя Господне, говоря о Христе, что он не Бог: «если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (Лк.7:39). Не признававшие Его пророком, как могли признать Его Богом? «Кто может прощать грехи, кроме одного Бога»? Христос же: «для чего так помышляете в сердцах ваших?» (Мк.2:7,8)? «Сказал безумный в сердце своем: нет Бога». Везде есть Бог, а в сердце безумного Его нет. Так говорил Бог и синагоге: «Меня перестала помнить и хранить в твоем сердце, Меня же отбросил назад» (Ис.57:11 и 3Цар.14:9). Первый безум ный, породивши безумие из самого себя – диавол, потому что, будучи безумным, затеял безумное дело; а змей был даже мудрейший. И чего он захотел? Захотел быть равным Богу, говоря: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, буду подобен Всевышнему» (Ис.14:13 и 14). Отверг имя – Бог и употребил название – Всевышний, стыдясь назвать Того, Которого не признавал. Так и всякий ярый еретик – во время гонения, – беседуя с епископом, не называет его ни архиереем, ни архиепископом, ни благочестивым, ни святым, но как? Твоя чест ность, твоя благоразумность, твоя рассудительность, твоя справедли вость, и (другие) общие имена к нему прилагает, избегая имени, свойственного его сану. Так именно и диавол поступил тогда по отно шению к Богу. «Буду подобен Всевышнему»: не Богу, но «Всевышнему». И, заметь, прошу, каким точным обвинителем диавола является здесь пророк. «Сказал безумный в сердце своем». Не сказал: говорит, но: «сказал». Однажды осмелился, и сказал. А после того как, сказав это, был низверг нут как возмутитель с неба, не решается уже более говорить этого сам. После того как однажды только сказал: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, буду подобен Всевышнему», и, отвергая Бога, попробовал быть Богом, низринутый свыше и внизу попираемый людьми, более уже не дерзал сказать: «нет Бога», но называет Бога притворно и прикровенно. «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева?» (Быт.3:1) «Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» (Лк.4:34). «Сии человеки – рабы Бога Всевышнего» (Деян.16:17). Итак, однажды вы сказав безбожную мысль, более уже не решался выразить ее, потому что знал, что потерпел (за то). Не: «говорит» безумный, но: «сказал безумный в сердце своем: нет Бога». Не говорит уже этого непо средственно и сам по себе, но сказал «в сердце своем» и (говорит) чрез всякого нечестивого человека, подобного ему умом и сердцем. Сказал чрез фараона: «я не знаю Господа» (Исх.5:2), и бездну мор скую сделал его могилой. Сказав чрез Сеннахирима ассирийского, что Езекию Бог «не может вас спасти от руки моей» (4Цар.18:29), и предать его на заклание в руки сыновей его, Сказал чрез Навухо доносора трем отрокам: «какой Бог избавит вас от руки моей?» (Дан.3:15) – и могущественнейший из людей унизился до поедания травы подобно волу (Дан.4), чтобы научиться что, «вол знает владетеля своего» (Ис.1:3), а он отверг. Иуду, отвергнувшего бытие Бога, погубил (диавол) петлей, заставив его предать Бога как человека: «диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его» (Ин.13:2). «Сказал безумный в сердце своем: нет Бога». Ведь если бы называл Его тогда Богом, не предал бы на смерть и не научил бы иудеев богоубий­ству, так как он убедил их, что Иисус не есть Бог: «Сего же не знаем, откуда Он» (Ин.9:29). 4. Все они предприняли невозможное, и потому были преданы погибели. Пророк со скорбью говорит: «они развратились и гнусны стали в делах» (Пс.13:1). Научившись от диавола, они испытали его участь; как тот с небес, так они (были низвергнуты) с царских престолов. Кому кто следует, того и участь разделяет. «Они развратились и гнусны стали в делах»; «развратились», потому что поставили тление против нетленного, «и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку» (Римл.1:23). Не только развратились люди в уме своем: «развратились», но и «гнусны стали». Почему? Потому что водворили нечестие в храме сердца своего, как мерзость запустения. «В делах». Почему? Потому что то, чего не установила природа, то изобрело злое расположение. «Развратились», как фараон и Наву ходоносор. «Развратились», потому что израненные, разлагающиеся, смер дящие, истекающие кровью – не искали врача. «Гнусны стали», сде лались мерзкими, валяясь в грехах, как свиньи в грязи (2Петр. 2:22), и как псы, возвращаясь на свою блевотину (Пр.26:2), – потому что написано: «грешнику же страх Господень ненавистен» (Сир.1:25). И так как они сделали мерзким свое богопознание, то и сами сделались мерзостью для чтителей Бога. «Развратились», сделались как одежда съеденная молью, и как железо, разъедаемое ржавчиной, «гнусны стали», как оскверняются от прикосновения к костям трупов и умираю щих. Закон объявлял нечистым того, кто прикасался к трупу (Числ.19:2), в силу чего осквернился и Иуда, постоянно осязавший Христа как мертвеца и не видевший Его живым. «Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя» (Ос.13:9). Чтобы показать, далее, плоды нечестия и безбожия, псалмопевец прибавляет: «нет творящего добро». Кто отвергнул Бога и не признает промыслителя, тот, конечно, не принимает ни смерти, ни совершенства, ни воскресения, ни суда, ни воздаяния, и поэтому не делает ничего ни доброго, ни хорошего. Как верноподданный подчиняется законам и распоряжениям царя и принявший сторону мятежника не исполняет царских повелений, так отрицающий Бога отвергается заповедей Божиих и делается бесполезным и вредным для общества. «Нет творящего добро»: ни Ирод, избивающий невинных младенцев в Вифлееме, ни иудей, называющий Вельзевулом изгоняющего бесов, ни законник – искуси тель, ни гордый архиерей, ни книжник отрицающий, ни фарисей высо комерный или ругающийся, ни саддукей спорящий, ни Иуда продающий и слуга заушающий, ни Пилат осуждающий, ни народ кричащий: «возьми, возьми, распни Его!» (Ин.19:15), ни солдаты связывающие, ни народ плюющий, наносящий побои тростью и пощечины, сплетающий терновые венки, распинающий, дающий в питье уксус и желчь. «Нет творящего добро». Заметь тщательно, что это изречение исполнилось в осо бенности при распятии Христа. В самом деле, при Давиде, когда это говорилось, были делающие благостыню, блаженные пророки, спод­вижники Давида. И во время рождения Христа были праведные в лице, напр., Иосифа, Захарии, Симеона, а также апостолов, – делающие благостыню, одни преклоняющиеся, другие принимающие в объятия. Только при кресте не было делающего добро. Не сказал также (псалмопе вец): нет говорящего доброе, потому что сотник и разбойник гово рили о Нем хорошее. «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»; «истинно человек этот был праведник» (Лк.23:42 и 47; Мф.27:54). «Нет творящего добро», так как и ученики все, оставивши Его, разбежались. Иоанн уходит нагой, Петр отрекается, ученики убегают, душу матери его Марии пронзает меч сомнения. Следовательно, при страдании никто не обнаружил плода любви, «нет творящего добро, нет ни одного» (ст. 3), – включая и того воина, который уже после Его смерти пронзил копьем Его ребро. Но по чему, о, пророк, до пришествия Своего во плоти и вочеловечения не призрел (Господь), как врач, болящего мира? Нет, призрел, искал помочь, хотел исцелить, но никто не пожелал быть исцеленным. «Господь с Неба призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий или ищущий Бога» (ст. 2)? «Все уклонились, все стали совершенно негодны» (ст. 3). И исполнилось пророчество: «правда с небес приникла» – от Отца Христос; «истина от земли воссияла» – от Девы Господь (Пс.84:12). Слыша, что «Господь с Неба призрел», не предполагай отложения божественной и бестелесной природы, или склонения, или преклонения колен, или кивания шеей, но познай Его человеколюбие и снисхожде ние и внимание; хотя говорится о Нем, что Он имеет голову, или глаза, или уши, или рот, или руки, и что Он восседает и не встает, но во всяком случае Он не имеет членов, частей тела – и телодвижения, следовательно, если Он приникает, это не то значит, что Он Сам наклоняется, но что к нам человеколюбствует. А что «с Неба призрел», так это не значит, что в видимом небе он проде лал окна и двери, и открыв их приник, но что от небесных ликов, умных, бестелесных и бессмертных, Он обратил Свое внимание на человечество. 5. Как люди называются землей: «прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19), и: «я, прах и пепел» (ст. 18:27), так и небом называются небесные силы, от которых Бог и призрел на землю, на человечество. «Господь с Неба» на землю «призрел» – не для того только, чтобы увидеть, но для того, чтобы тогда спасти; не для того, чтобы узнать, но для того чтобы помочь, чтобы принять как друга и возлюбить как праведного, чтобы сказать, как сказал Ною: «тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем» (Быт.7:1), и чтобы явиться как верному. Является же верующим в Него, чтобы ви деть, нет ли немощного, ищущего врача, нет ли бедного народа из языков, ищущего Христа, Отчее сокровище, «есть ли разумеющий», чтобы с ним, понимающим и разумным, побеседовать, «или ищущий Бога», чтобы Его найти. Когда же увидели пророки, что «Господь с Неба призрел», приглашают Его: не достаточно, Го споди, только приникнуть Тебе с неба, как ты приник, но и сни зойди: «приклони небеса и сойди» (Пс.143:5). Приди, Сыне Отчий, взыщи созданное по образцу Твоему, потому что «все уклонились, все стали совершенно негодны». Воинский стан людей весь поник пред вра гом: из воинов и пророков никто не противостоит. Приди, о, Царь, и явись, и преклонятся пред Твоим достоинством. Все оста вили пути пророков. Приди, о Путь, и заблудившиеся возвратятся (на правый путь). Сказав: «уклонились», (пророк) показал, что по природе люди, умели ходить прямо, но от злого произволения уклонились в заблуж дение, по написанному в Екклесиасте, что «Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл.7:29). «Все уклонились», как телята, носящиеся по лугу, и «все стали совершенно негодны», как дыря вые ведра, как мехи, дающие течь и ни на что более уже не годные. И не понемногу, но все вместе, «все стали совершенно негодны», запутавшись все вместе в одной сети нечестия. Если же уклонились, то, очевидно, что по природе были правыми, потому что Бог, сотворивши человека, сотворил его правым, а отнюдь не злым по природе. И в другом месте: «преступниками признал я всех грешников земли» (Пс.118:119). Словами: «все стали совершенно негодны», показал, что, будучи по природе благопотребны, непотребными сделались по собственной воле помимо природы. Итак, Господь с неба приник видеть, чтобы уклоняю щиеся могли получить спасение, если покаются; в противном же слу чае, продолжая грешить без раскаяния, произнесли бы осуждение самим себе. А что именно для того Господь приникает, и снисходит, и призирает, чтобы или спасти, иди осудить, послушай Его собствен ные слова: «вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт.18:20,21). Со домляне «все уклонились», и «все стали совершенно негодны». Поэтому ниспал огонь с неба и как дрова истребил их. Неневитяне уклонились, но так как скоро обратились к покаянию, то не сделались все вме сте непотребными, но все вместе спаслись. Видишь, как Господь при зирает, или чтобы спасти, или чтобы погубить, поэтому и пророк Осия говорил: «слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием» (Ос.4:1,2). «Все уклонились, все стали совершенно негодны». Поэтому-то Господь с не бес на землю приник. Как приник? Или потрясая все, или посы лая громы, или устрашая и обнаруживая Свое негодование. «Он посмотрит на землю, и заставит ее трястись, прикоснется горам, и они задымятся» (Пс.103:32). Господь приклонился с неба на землю, чтобы увидела земля, т.е. собственно человечество, негодующего Владыку, и перестало грешить. Так именно бывает, когда внизу во дворе или на улице неистово бесчинствуют слуги и господин или царь приклоняется свыше, чтобы, увидевши Его, слуги испугались и успокоились; точно так же, когда вся земля устремляется к нечестию, Господь приникает с неба на землю, чтобы устрашен ная земля успокоилась от грехов. Об этом свидетельствует про рок: «с неба возвестил Ты суд Свой: земля убоялась и умолкла» (Пс.75: 9,10). И после того как сказал: «все уклонились» (выражение: «все» – часто означает большую часть, как напр.: «все меня оставили» (2Тим. 4:16), хотя на самом деле близкие ученики Павла не оставили его), чтобы показать всеобщее крушение мира, прибавляет: «нет творящего добро, нет ни одного». От ног до главы, от последнего нищего до вельможи, весь люд поражен болезнью. Одного вер ного и праведного ищет Бог, как в Халдее Авраама, в Содоме Лота. Но одни не имеют ни веры, ни жизни, другие имеют истин ную веру, но не имеют доброй жизни, «они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит.1:16). О Боге говорят много и громко, а относительно добрых дел предаются сну. «Нет творящего добро, нет ни одного». А после того как Бог приник с неба и него довал на грешников, пророк научает нас, что не только приник, но и изрек с угрозой: «неужели не вразумятся все делающие беззаконие»? 6. «Неужели не вразумятся»? Что Господь есть Бог отмщения (Пс.93:1). «Неужели не вразумятся», что Он является Судией живых и мертвых. «Неужели не вразумятся», что воздаст каждому по делам его. Не познали из вразумления, уразумеют из наказания. Так некогда подобное говорил Бог и о безбожных египтянах: «и узнают все Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его» (Исх.14:18). Уразумеют тогда, когда от познания не получат уже никакой пользы, когда, преследуя колесницами, будут покрыты волнами. Или можно читать и отрицательно: не «не вразумятся все делающие беззаконие». Чему же «не вразумятся»? То, что Господь приник с неба на землю. Чего не уразумеют? Того, что Он негодует на поступающих дурно. Как «не вразумятся»? Не пожелают узнать путей Божиих. Свидетель этого Иов, утверждающий: «а между тем они говорят Богу: отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих!» (Иов.21:14). Именно по тому, что делают беззаконие, они не захотят знать законов Божиих. И теперь бывают войны, болезни и землетрясения, но многие не при ходят в сознание грехов и не вразумляются постигающими их бедствиями. Чему «не вразумятся»? Воли Божией, Его обещаний, небес ных благ, сокровища Божия, рая сладости, вечной жизни. «Не вразумятся все делающие беззаконие»; иудеи – что Законодатель и Господь славы ими распят. «Если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1Кор.2:8). И это они? «Поедающие народ Мой, как едят хлеб», из зависти ищущие смерти верных. Не сказано: поедающие, но: сне дающии (= пожирающие)[1] злее хищных зверей. Звери, вкусившие че ловеческой плоти, скоро оставляют, стыдясь неприятной пищи; злые же и завистливые (люди), всегда пожирая, не насыщаются обидами верных. Будем, братие, осторожны, чтобы, оскорбляя и оклеветывая единоверных, нам не оказаться с беззаконными. Не «вразумятся все делающие беззаконие», еретики ли, или единоверцы, пожирающие народ мой. Что и единоверцы пожирают единоверцев, говорит апостол: «если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал.5:15). Сравнивая поедающих народ с чужими народами, сирийцами и эллинами, Исаия говорит: наведу «Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом» (Ис.9:12). Впрочем, хотя бы за грехи наши мы были пожираемы врагами, как львами, но, по мере нашего благо честия пред Богом, мы получим облегчение. Послушай, что говорит Иеремия: «Израиль был святынею Господа, начатком плодов Его; все поедавшие его были осуждаемы, бедствие постигало их, говорит Господь» (Иер.2:3). Притом, пожирающие согре шивших сами согрешали тяжелее поедаемых, поражая свыше наме рения Господнего народ, как сказал о нем Бог: «прогневался на народ Мой, уничижил наследие Мое и предал их в руки твои; а ты не оказала им милосердия» (Ис.47:6). И в другом месте: «когда Я мало прогневался, они усилили зло» (Зах.1:15). И что за грехи народ Божий поедается врагами Божиими, гово рит Иеремия: «Израиль – рассеянное стадо; львы разогнали его» (Иер.50:17). Сначала пожрал его царь ассирийский, а потом царь вавилонский сокрушил его кости. Но если бы не заблудились как овцы, не были бы поедены львами. Подумай, что я говорю. «Поедающие народ Мой, как едят хлеб? Господа они не призывали», если бы даже и захотели призвать. Как приносящий Богу что-нибудь добытое грабежом ничего не приносит (в действительности), потому что Бог не принимает такого приношения, так и пожирающие брата, призывая Господа, не призывают. Или (можно сказать): «Господа они не призывали», вместо того, чтобы сказать: Христом не признаны за христиан, так как они во оружились против Христа. И не послушали сказавшего: «исповедайтесь Господу и призывайте имя Его» (Пс.104:1). Однако, хотя напали, как звери, «они трепетали от страха, где не было страха». Как львы были они смелы, и оказались пугливыми, как зайцы. Сказанное пророком относится и к боязливым во время гонений, потому что слыша: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф.10:28) и: «не бойтесь поношения от людей» (Ис.51:7), – «они трепетали от страха, где не было страха». Не страшась Бога, они убоялись людей. Убоялись нечестивые страха, когда увидели, что Бог помогает благочестивым. Будучи же спрошен, почему убоялись страха нечестивые, пророк отвечает: «ибо Господь – в роде праведных». Как полководец среди солдата и царь в сенате, так «Господь – в роде праведных», – (Господь), сказавши: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). Если же Он приходит в среду двух или трех святых, тем более находится Он «в роде праведных», где мирная жизнь, где беспечальное житие, где бессмертный покой, неиж диваемое наследие, нескончаемое царство, в которое Христос призы вает, говоря: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство» (Мф.25:34). «Ибо Господь – в роде праведных». «Совет бедного вы посрамили, но упование его – Господь» (ст. 6), по тому что сказано: кроме Бога не бойся другого. Обличает (Господь) и Иерусалим, говоря: «кто ты, что боишься человека, который умирает» (Ис.51:12). Это было сказано относительно Сеннахирима и Рапсала, которые сочли народ Божий легко одолимым и презрели Господа, которого не при звали. Но хотя ни один человек не гнал их, они обратились в бегство, потому что Господь всех их нашел нечестивыми, как бы приникнув с неба. Они отнеслись презрительно к Езекии, как к слабому человеку, и к роду благочестивых, им управляемых, ко торый он праведно пас. «Советом» же назвал (здесь пророк) твердую уверенность в Боге. Или иначе: как при договоре нужно смотреть не на лица, так относительно советов должно обращать внимание не на власть или преимущество, но на ум. Между тем иудеи старались посрамить совет Спасителя, считая Его каким-то нищим, а не самим богатством Божества. Они отвергали и учение Его, и чу деса, как не божественные и случайные. «Кто даст от Сиона спасение Израилю? Когда возвратит Господь из плена народ Свой, (тогда) возрадуется Иаков и возвеселится Израиль» (ст. 7-8). Когда все уклоня лись от Него, тогда была уже нужда в Том, Кто может отпустить грехи и спасти. Сказано «от Сиона», потому что Он был из племени Давидова, согласно тому, что от Сиона «придет Искупитель» (Ис.59:20), и «от Сиона благолепие красоты Его» (Пс.49:2). И ты можешь ска зать – «из горнего Сиона», как и надежда наша есть царство небесное. Когда народы спасаются, истинный Израиль – праведные и пророки торжествуют, радуясь вместе с нами исполнению их пророчества. И Симеон, назвав Спасителя – «свет к просвещению язычников», прибавляет: «и славу народа Твоего Израиля» (Лк.2:32). В плену находится душа, своим нерадением преданная во власть греха и диавола и отпавшая от добродетели; возвратится же она, посредством покаяния получив прощение грехов, которое уготовал Христос на кресте. Один и тот же называется здесь Иаковом потому, что имеет запять страсти и торжествовать победу над действующими в них силами (Быт. 27:36), а Израилем потому, что, очистившись, увидит Бога (Быт. 27:28). А видит Бога ум. Может быть, кроме пророчества о Христе, пророк выражает здесь и желание, чтобы плененные десять колен были освобождены, как Иерусалим был освобожден от осады. Тогда возрадуются и сами именуемые Иаковом и Израилем. Да будет же, чтобы все мы, после жизни спокойной, счастливой и безмятежной, достигли и царства небесного, благодатию Христа, Кото рому подобает слава и держава, ныне и присно, и во веки веков, Аминь.

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

иерей Димитрий настоятель Свято-Покровского хр.

ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПУТЬ К БОГУ!
Посмотреть всех экспертов из раздела Религия > Христианство


Комментарии

Что такое Бог ????

Кто такой Бог, что он из себя представляет, где он обитает, никто толком не знает. Верующие и служители религиозных культов могут только сказать, что Бог – это всесильное разумное существо. Действия, приписываемые раньше Богу как, например, гром, молния, сотворение мира, человека и многие другие, как установлено наукой, есть просто природные явления, подчиняются определенным физическим законам и некоторые из них, как например, гром и молния могут воспроизводиться искусственно.

В сознании большинства людей Бог ассоциируется с неким разумным всесильным существом, которое все может. Но возможно ли существо, которое все может? Простейший вопрос: «Может ли Бог создать камень, который он сам поднять не может?» — сразу же ставит теологов всех религий в тупик. Если он потом его поднять не может, то что это за всесильное существо? Если создать такой камень он не может, то возникает тот же вопрос. Т.е. сила Бога относительна. Он кажется нам всесильным только в решении тех задач, которые нам не под силу. Да и то, наверное, не всех.

Второй момент, над которым никто не задумывается, но подразумевается автоматически в подсознании каждого: над Богом нет начальства, которому он подчиняется. Иначе что это за Бог и всесильное существо над которым есть еще более сильное существо, которому он вынужден подчиняться и выполнять чужую волю. Ниже у Бога есть подчиненные – например, ангелы, обладающие определенной силой, но все они слабее и выполняют волю Бога.

Итак, все что мы можем понимать под Богом, — это самое сильное разумное существо, стоящее наверху иерархической лестницы разумных существ, самое сильное из всех разумных существ и ограниченное в своих действиях возможно только законами природы.

Природа здесь выступает в качестве Английского Парламента, Американского Конгресса или Российской Думы. Она устанавливает физические Законы, которые для всех одинаковы и не могут быть нарушены даже Богом, выступающим Президентом данного времени и региона, а возможно и всей известной Вселенной.

Возможны локальные Боги пока нет контактов и ничего неизвестно о других Богах в других районах Вселенной. Но как только о них становится известно, то главным становится более сильный Бог (Бог региона с более высокой научно-технической мощью). В этом смысле Бог всегда один, а все другие в лучшем случае могут быть только ангелами.

17.11.11

слепой начал в истерике кричать, что солнца нет его выдумали такие же слепые как я .

В блоге говорится о грехах ( наши недостатки) и о способах борьбы со своими недостатками. О доказательствах сущестования Бога у меня есть отдельная тема в блоге.

17.11.11