Что делать, когда ничего не хочется делать. Размышление о прокрастинации. - блог №3860001
Прокрастинация — нежелание заниматься важными делами, и постоянно откладывать их на потом.
Говорят, что это явление, одно из самых больших психологических проблем современного общества.
Я думаю, что каждый, кто читает эти строки, сталкивался с чем — то подобным. Причем начиная с раннего возраста. Надо учить уроки — не хочется, вместо это делаешь, что угодно. Надо сдавать сессию в институт, тянешь до последнего. Нужно принять важное решение в жизни. Будь то в сфере отношений, в сфере жилья или работы. И тут тянешь до последнего, пока известный петух не клюнет.
В сети наткнулся на пословицу: К хорошим детям приходит Дед Мороз, а к плохим – Дед Лайн.
И это действительно актуальная тема. Можно конечно представить состояние дедлайна. Когда нервы на пределе, эмоции зашкаливают, эндокринные железы работают в экстренном режиме. В голове горит фраза Надо сделать!!! И конечно надо, иначе белый пушистый песец придет, и обустроится в нашей жизни, как в уютной норе, где то в заполярье.
Многие специалисты говорят, и я сними соглашусь, что дедлайнер, на самом деле ловит особый кайф делая все в последний момент. Правда сам он это удовольствие не осознает, и в итоге страдает сам от себя. Но мы отпустим пока нашего дедлайнера с его удовольствием. Нам важнее понять основные причины самого явления.
Как заметил внимательный читатель, что в написанном выше прозвучало несколько раз слово «надо». Вот оно и станет ключевым, в нашем исследовании. На призыв – «Надо», можно задать логичный вопрос — кому надо?
В процессе воспитания, наши родители, как правило предъявляют к нам множество требований, которые связаны с овладением культуры поведения, обучения и прочих норм. Действуют они зачастую с позиции блага для нас, но ребенку эти блага не совсем понятны. И все что он знает, это то, что его принуждают делать нечто неприятное для него, ради некого неопределенного результата, который как правило, проявиться только в будущем. Особенно, если результат действий не поощряется в происходящем моменте, а в случае неудачи или неподчинения, еще и прилетает по шапке.
В итоге ребенком фиксируется следующее: то что надо делать, как правило нечто неприятное, нужно не ему (ребенку), а его родителю. А дальше как в анекдоте – ложки нашлись, но осадок остался. То есть человек вырастает, а сопротивление и нежелание делать, нечто, что уже нужно и важно ему (взрослому) возникает, и мешает жить и развиваться.
И все потому, что внутри продолжает работать идея, что все что неприятно, и требует внимания, концентрации, усидчивости, и не приносит мгновенный результат, нужно кому то другому. И мы уже знаем кому! Да, все правильно — внутреннему родителю.
От того и прокрастинирует прокрастинатор! Делает все, что угодно, кроме того, что действительно важно и нужно. И при это испытывает сильнейшее чувство вины, и снижение самоуважения, за то, что ничего не сделал.
Особой фигурой здесь стоит, перфекционизм.
В этом случае, человек хочет сделать важные для него дела идеально, и при этом, очень боится провала этой миссии. И опять же потому, что внутренний родитель необычайно строг, и требует высочайших стандартов выполнения его требований, несмотря на то, что сами эти требования давно стали частью жизни взрослого человека.
Вот такое по возможности краткое истолкование прокрастинации. Разумный вопрос, что с этим делать? Выходов как мне видится два. Первый связан с овладением тайм менеджментом, самодисциплиной (статей об это в интернете множество). Второй – это исследование отношений со своим внутренним родителем. Сделать это самостоятельно довольно сложно, хотя кому то, до какой — то степени удается. Лучший вариант обратится за помощью к специалисту, психологу – психотерапевту. Но все зависит конечно от того, на сколько прокрастинация мешает жить.
Можно в принципе и отложить на потом.))
Психолог, психоаналитический психотерапевт.
Работаю с широким спектром проблем, сложностями в близких отношениях, детско-родительских, на работе, с дискомфортными душевными состояниями, возрастными кризисами, состояниями подавленности и общей неудов Узнать подробнее
Психолог, психоаналитический психотерапевт.
Работаю с широким спектром проблем, сложностями в близких отношениях, детско-родительских, на работе, с дискомфортными душевными состояниями, возрастными кризисами, состояниями подавленности и общей неудовлетворенностью жизнью. Фобии, навязчивые состояния, депрессия, панические атаки, психосоматика, зависимости. Свернуть