Определение успешности социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью (в помощь педагогу школы VIII вида)

Привожу статью в сокращении, оригинал вот тут http://alexa-consult.ucoz.ru/publ/opredelenie_uspeshnosti_socialnoj_adaptacii_obuchajushhikhsja_s_intellektualnoj_nedostatochnostju_v_pomoshh_pedagogu_shkoly_viii_vida/1-1-0-2

Одной из основных задач специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида является социальная адаптация обучающихся. Успешность подготовки к самостоятельной жизни зависит не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам и профессионально-трудовых навыков и умений, но и от уровня сформированности навыков общения, умения налаживать отношения с окружающими, а также от личностных особенностей детей, влияющих на их поведение в обществе.

Что же мы понимаем под социальной адаптацией? Согласно определению, данному Н.Я. Ивановым и А.Е. Личко, это интегрированный показатель состояния человека, отражающий его способность выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное отражение окружающей действительности и функционирование собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучение и др. Успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особенностями человека и требованиями окружающего его социума.

Особенно трудно приспособиться к нормам поведения в обществе обучающимся с особыми образовательными потребностями, т.к. в силу своих психофизиологических особенностей и привычек они  часто не справляются с требованиями, которые предъявляются в школе. Можно перечислить основные причины, ведущие к социальной дезадаптации таких детей и подростков: социально-педагогическая запущенность ребенка, длительная и массивная психическая депривация, ослабленный иммунитет, нарушение формирования отдельных психических функций и навыков обучения в школе, а также различные эмоциональные расстройства.

Т.к. процесс социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью затрагивает широкий круг проблем, то в работе педагогов школы VIII вида педагог-психолог принимает самое непосредственное участие. Он координирует их действия таким образом, чтобы в учебно-воспитательном процессе прежде всего учитывались индивидуальные особенности детей. Психологическое сопровождение работы педагогов школы включает в себя:

*участие в работе школьного ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума);

*участие в работе Службы сопровождения школы;

*участие в разработке индивидуальных программ развития и обучения детей;

*выступления на педагогических советах школы по вопросам помощи обучающимся в адаптации к условиям школы;

*индивидуальное консультирование педагогов, классных руководителей и воспитателей  групп продленного дня (ГПД) по вопросам взаимоотношений с обучающимися;

*разработка рекомендаций для смежных специалистов, работающих с детьми, педагогов и родителей по результатам диагностики успешности социальной адаптации обучающихся.

Подводя итог всему сказанному, хочется отметить, что в сфере деятельности педагога — психолога школы VIII вида невозможно получить быстрый результат, т.к. динамика развития детей разворачивается медленно и происходящие изменения в поведении обучающихся видны не сразу. Поэтому необходим совместный упорный целенаправленный труд  педагогов и психолога школы по обеспечению максимально возможной приспособленности обучающихся к жизни в обществе с учетом их индивидуальных особенностей.

Источник:
Алексеева А.П. Определение успешности социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью (в помощь педагогу школы VIII вида)// Психологическое сопровождение педагогической деятельности: материалы V областной научно-практической конференции/ науч. ред.и сост. В.М. Иванова. – Псков: ПОИПКРО, 2010. – 98 с.

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Алексеева Ольга

НОВОГОДНЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ-2017. ПРЕДНОВОГОДНИЙ СТРИМ 18. 12. 16 Психолог для детей и взрослых первой квалификационной категории, таролог, нумеролог, опыт работы 10 лет. Ченнелинг с ангелами по запросу. ***Безоплатных услуг не оказываю.
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология > Дети и подростки


Комментарии

    Да, это-хорошая коррекционная школа для гиперактивных детей.

25.07.13

там не только гиперактивные дети, это дети умственно отсталые

25.07.13