Дискуссия

Написал ответ на вопрос, как учить математику. Проанализировав его, показалось, что ответ будет полезен не только вопрошающему. Поэтому решил поместить его в блог.

Математика требует систематических знаний. Многие признают ее скучной наукой. И поэтому самостоятельно изучать ее трудно.

Исходя из своего опыта, полагаю, что для самостоятельного изучения необходимы дополнительные стимулы, которые могут включать в себя интерес к раскрытию секретов, тайн, загадок. Мне еще в начальной школе, попала в руки книга Перельмана «Занимательная арифметика», оставшаяся от погибшего в войне курсанта и стимулировавшая интерес к раскрытию загадок среди чисел, а также постановки необычных задач типа, сколько вагонов овощей потребляет человек за свою жизнь. Обыкновенное любопытство, поиск также стимулирует обращение к математике. И многие утверждают, что в каждой науке столько науки, сколько в ней математики. Может стимулировать занятия математикой также и соревнования молодых людей в форме олимпиад. Еще более важна цель. Надо понять, для чего нужна математика. Поставите высокую цель, достигните большего.

В этом плане может оказаться поучительной моя история приобщения к математике. Будучи юным пионером в 1960 году мне пришлось участвовать в соревнованиях, в которых мой класс занял первое место. Всем дали путевки для поездки в областной город, а мне, как участнику еще одного соревнования по истории и краеведению, в качестве приза — путевку в Москву. В первый же день учитель истории привел меня к МГУ им. Ломоносова. Комплекс зданий, памятник Ломоносову, обустройство, чернокожие люди да дополнительная информация о том, что тут учатся студенты, меня так впечатлили, что поставил себе цель — поступить. Тогда не знал еще, чему в нем учат. Цель поступления с математикой связал лишь в 9 классе, когда осознал свой повышенный интерес к ней. В качестве основы занятий выбирал задачники с решениями. Если знаний для решений оказывалось недостаточно, то их восполнял из учебников. При этом к учебникам обращался с конкретным вопросом. А как известно, чем конкретнее вопрос, тем скорее находился и ответ. Прорешал все доступные тогда решебники по математике и физике.

Приведенные решения в задачниках выполняли роль учителя и экзаменатора. Сначала плохо понимал приведенные решения задач. Но при систематическом обращении постепенно приходил успех и моральное удовлетворение. И поставленная цель легко была достигнута. Репетиторы не понадобились. Да и о существовании их тогда не догадывался.

Однако перед поступлением испытал состояние, близкое к испугу, когда мои сверстники употребляли математические абсолютно не известные мне термины. Мне показалось, что университет мне будет недоступен. Однако, экзамены  расставили всех нас по своим местам. На экзамене надо было не знание терминов, а практика решения задач. Опыт самостоятельной подготовки позволил не только одолеть университетский курс парню из глухой лесной провинции, но и по жизни не оставить ни одной нерешенной задачи из тех, что предстояло разрешить.

Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Владимир Чепурных

Окончил мехмат МГУ им. М. В. Ломоносоваг. Стремлюсь к союзу истины, добра и красоты. Если не на халяву в качестве решательной машины, стучитесь сразу в чат: консультирую без оплаты.
Посмотреть всех экспертов из раздела Учеба и наука > Математика


Комментарии

Здравствуйте, Владимир!

Мы с Вами практически ровесники, я школу окончил в 66-м. Правда, поступал я не на математику, а на физфак. Но это тоже нехило, как сейчас говорят — этой самой математики аж 6 семестров. Мало кто из нынешних студентов вмещает в себя столько знаний из «царицы наук». Технических и особенно экономических специальностей.

Не имея математического склада ума, всегда воспринимал математику как универсальный инструмент для решения самых разнообразных учебных, научных и жизненных задач. Такой я воспринимаю математику до сих пор.

А что касается вопроса, как учить эту науку, то лучшего способа, чем решение многочисленных и разнообразных задач пока не знаю. Особенно чтобы эти задачи были востребованы, а не просто для поддержания «спортивной формы».

Вскоре после окончания университета я многократно брался за решения разнообразных задач, диффуров и интегралов, но вскоре эти занятия бросал из-за отсутствия стимула. А вот контрольных для не очень сообразительных студентов (включая заочников) я перерешал несчетное количество. Чем по сей день и поддерживаю форму. На этом сайте тоже :)

И еще. Нельзя все удержать в голове. Ведь смысл высшего образования всего в двух вещах: в умении работать с литературой и общего представления (своеобразного «фона») об изученном за 5 лет. Это дает возможность ориентироваться в знакомой области и знать, как и где находить ответы. Сегодня это Интернет, но если человек не ориентируется, то в этой куче информационного мусора он не сможет отличить правильный ответ от неправильного, бриллиант от стекляшки.

Успехов!

Павел

16.05.11