Общаться в чате

Боги и мистические существа: Магическая семерка, часть 2

Матерь СваКак и обещала, во второй части статьи о числе семь, я расскажу о значении и символизме семерки в славянской мифологии и Ведической Традиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сначала немного общих сведений. Издавна семерка считалась священной и у наших предков, древних славян. Семь ассоциировалось также с  Основательностью, Прочностью, Надёжностью. А «семьдесят» или «семьдесят семь» – сверхпрочное число.

Так, в старых русских сказках и заговорах неизменно присутствуют семьдверей, семь ворот, семь (семьдесят или семьдесят семь) замков и затворов. Волку противостоят семеро козлят, царевна живёт у семи братьев-богатырей, царь даёт в приданое “семь торговых городов да сто сорок (70х2) теремов”.

В заговорах упоминается «70 жил и 70 суставов», из которых изгоняется хворь или, наоборот, куда насылается присуха.

Наша игрушка «матрёшка» имеет семь вложенных одна в другую фигурок, как символ семеричного деления наших «тел», а также целостности такого единого и многообразного понятия, как семья (семь «я»).

До последнего времени одним из любимых праздников на Руси был Семик, или Семиярило (Купало — день летнего солнцеворота), отмечаемый в седьмой четверг после Ярова Дня. Позднее к этому времени был приурочен христианский праздник – Троица.

«Священное Семиречье» присутствует в исторической памяти наших предков, как место прежнего обитания славяно-арийских родов.

Сва Слава

Семь цветов радуги славяне считали «священным семицветьем, завещанным от богов», поэтому именно семью цветами переливается оперение птицыМатерь-Сва-Славы. Соединяясь воедино, спектр опять складывается в единый цвет – белый. А это есть цвет Яви, цвет Жизни. Мы так и говорим: «На белом свете».

Есть и вполне материальные подтверждения особого значения семерки у наших предков.

височное кольцоВятичские височные кольца имели семь лепестков. Семь небесных сфер в виде рельефных концентрических кругов изображались на жертвенниках скифов-пахарей (сколотов).

 

 

 

 

 

 

В прошлой части я рассказывала о соответствии дней недели Богам античности и Севера, пришла пора подробнее осветить эту тему и со стороны верований славянских народов. Я, насколько смогу, попробую передать свое видение этого большого пласта нашей Традиции.

Поскольку множество славянских народов (Родов), возникнув из одного корня, разошлись в разные земли, неизбежно у них постепенно возникли некоторые различия и в данном вопросе – какого Бога/Богиню почитать в тот или иной день недели. Но для пантеизма и политеизма (см. мои первые статьи в рубрике) это вполне допустимо и даже более того, полезно: единство – в многопроявленности.

Для простоты восприятия напишу порядок дней недели в привычном для нас виде (начинающейся с понедельника), т.к. вопрос, с какого дня начиналась неделя у древних славян — это большая отдельная тема :)

Понедельник (Род/Сварог, Дана, Морена)

С понедельником ассоциируют как Сварога так и Рода (как Богов-демиургов, создавших Мир), хотя здесь явно чувствуются поздние отголоски патернального христианского мифа о происхождении Земли в семь дней. Поэтому моему восприятию ближе ассоциации понедельника с Даной (богиней Воды и Луны, женой Даждьбога – бога Солнца) и Марой/Мореной – богиней Зимы и Смерти (у греков она – Геката, одна из ипостасей триединой лунной Богини).

Вторник (Световид, Ярило)

Здесь тоже нет единого мнения. В различных источниках упоминается Ярило и Световид/Световит. Тут немного подробнее, т.к. у Ярило есть и еще одна корреляция с темой моего сегодняшнего блога.

Ярило, Яровит, Яромир (от «яркий», «жаркий», «яростный») — бог плодородия, ярый бог пробуждающейся природы и вешнего света (Ярило — Афанасьев, Яровит — Эббон, Яромир — Краледворская рукопись), буйный, рьяный Тур, он же, возможно, есть Ругевит или Руевит — у ругов-руян (Саксон Грамматик, Деяния Данов, Книтлингасага ), семиликий бог войны, кумир стоял в г.Карензе (Корница) на Рюгене. Он имел восемь мечей и семь голов и был исполинского роста. Четыре головы были мужские и две женские, седьмая, звериная — была на груди. Ярило — сын или явья ипостась Велеса, который зимой выступает как Мороз, а по весне — Ярилой.

Но мне в этом случае ближе образ Световида — Бога, хранящего границы между Мирами (Нави, Яви и Прави), как представителя богов Прави.

Среда (Велес, Семаргл)

Здесь большинство исследователей отдает предпочтение Богу Велесу, покровителю Магии и Колдовства, управляющему мирами Нави, хранителю границ Миров от богов Нави. Но встречается и ассоциирование среды с богом Семарглом (о нем я напишу подробнее ниже). Впрочем, согласно некоторым источникам, Семаргл — одно из имен Велеса :)

Четверг (Перун)

В плане четверга разночтений нет: этот день, безусловно является днем Перуна – Богом-Громовержцем, управляющим Молниями, сыном Бога Сварога и Лады-Богородицы.

Пятница (Макошь, Лада)

Этот день, безусловно – день Богини. И тут уже не так важно, почитать ли Великую Мать как Ладу, Богородицу (главную Рожаницу) или как Макошь – богиню Земли и Судьбы.

Суббота (Стрибог, Купало)

Некоторые источники ассоциируют субботу с Купало, т.к. суббота у славян — день здоровья, очищения, «банных» мероприятий, но это, на мой взгляд, недостаточный аргумент. Гораздо более обосновано ее соотнести со Стрибогом – богом Ветров.

Стрибог, Стрибо, Стриба – Бог-Отец, Старый Бог, дед ветров (соотносимый в этой ипостаси с Сатурном и Кроносом) является верховным царем ветров. Его почитали и как истребителя всяческих злодеяний, разрушителя злоумышлений. Стрибог – посредник между Вышним и Нижним мирами…

Воскресенье (Световид, Даждьбог)

День Солнца только некоторые связывают со Световидом, но большинство, разумеется, с Даждьбогом — богом плодородия и одним из главных богов славянской религии. Даждьбог (старший сын и наследник Сварога) олицетворяет собой мощь и силу Солнца.

Напоследок расскажу подробнее о боге Семаргле (по некоторым источникам — семиглавом).

«Седьмым Род родил Семаргла – бога-огня, давшего людям огонь»

Семаргл

Бог Семаргл/Симаргл в языческой мифологии был одним из сынов великого бога Сварога. Детей Сварога называли Сварожичи, и его сын Семаргл после рождения становится богом земного огня. Иногда по ошибке Семаргла причисляют к небесным псам, которые охраняли семена для посева, но это не так. Согласно преданиям, хранителем семян считался более мелкий по значению бог Переплут.

Из древних славянских книг известно о том, как родился Семаргл. Однажды Сварог ударил магическим молотом о камень Алатырь и высек из него божественные искры. Искры разгорелись и превратились в пламя, а в пламени стал ясно виден огненный бог Семаргл. Он гордо восседал на златогривом коне серебряной масти, и его окутывал густой дым. Там, где проезжал Семаргл, оставался выжженный след. Так бог огня демонстрировал своё величие и силу, хотя чаще Семаргла изображают тихим и мирным.

Семаргла ещё почитают как бога Луны и огненных жертвоприношений, хранителя дома и домашнего очага. Временами он может оборачиваться крылатым псом и парить под небесами. В народе имя Семаргла вслух стараются произносить редко, опасаясь его гнева. Ведь Семаргл обитает не на далеких небесах, а среди людей и в любой момент может вмешаться в людскую жизнь.

Огонь — волшебная и мощная сила. С ним славяне связывали возникновение людей на земле. Как гласит предание, сначала Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь — самое первое пламя любви.

Охраняя землю, Семаргл не пускает в мир зло. Каждую ночь стоит он на страже с огненным мечом и лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день осеннего равноденствия. А через 9 месяцев в день летнего солнцестояния у Семаргла и Купальницы рождаются дети — Кострома и Купало.

Семаргл входит в круг важнейших языческих богов пантеона князя Владимира, его имя упомянуто и в русских летописях. Предположительно его имя происходит от старорусского слова «смага», что значит «огонь, язык пламени». Часто Семаргла считают посредником между небесным и земным миром. Иногда изображают полупсом, полузмеем, хранителем заговоров. У западным славян он зовется Рарожек, то есть сын Сварога. Но его сущность остается единой — это бог земного огня.

Семаргла-Сварожича чтили во все те дни, когда народный календарь говорил об огне и кострах. В день 14 апреля, когда на Руси окончательно расставались с зимой, ритуальное пламя сжигало Марену, а Семаргл своей силой растапливал последний снег. Позднее, в христианскую эпоху образ Семаргла слился с образом архангела Михаила с огненным мечом.

Симаргл (др.-рус. Семарьглъ, Симарьглъ, Сим-Рьглъ) — в восточнославянской мифологии божество, входившее в число семи (или восьми) божеств древнерусского пантеона (см. в ст. Славянская мифология), идолы которых были установлены в Киеве при князе Владимире (980). Имя С. восходит, по-видимому, к древнему *Sedmor(o)-golvъ, «Семиглав» (ср. характерную для славянских богов поликефалию, в частности семиглавого Руевита). Согласно другой, более спорной гипотезе (К. В. Тревер и др.), имя и образ С. — иранское заимствование, восходит к мифической птице Сэнмурв. Д. Ворт связывает С. с птицей Дав. Функции С. неясны; вероятно, они связаны с сакральным числом семь и воплощением семичленного древнерусского пантеона. Характерно, что в некоторых текстах «Куликова цикла» имя С. искажено в Раклий, и это божество рассматривается как языческое, татарское.

Лит.: Тревер К. В., Сэнмурв-Паскудж, Л., 1937; Jakobson R., While reading vasmer's dictionary, в его кн.: Selected writings, v. 2, The Hague-P., 1971; Ворт Д., Dub-Simyrj, в кн.: Восточнославянское и общее языкознание, М., 1978, с. 127-32.

«Мифы народов мира»



Дополнение автора от 06.12.13 00:13:58

Источники:

«Бог Семаргл» О.Полонский (сайт www.kirkino.ru/index.php?cat=10&doc=208)

05.12.13
66
9 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Иволга

Парапсихолог, психолог, работаю индивидуально. Рационалист и скептик. На все вопросы смотрю сначала с позиции «пси», и если не вижу быстрых и адекватных решений, тогда предлагаю альтернативные магические варианты. Уважаю сомневающихся. Ничего не пред Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Эзотерика


Комментарии

Сейчас на сайте

Большое спасибо, Иволга. 

Очень интересно и доступно:)

Умничка) 

+

06.12.13

Спасибо Иволга! Люблю историю! От меня +

06.12.13

Интересный и познавательный блог!!!"+1"

06.12.13

Иволга, спасибо, как всегда интересно, теме + !

06.12.13

Спасибо Иволга! как всегда… ИНТЕРЕСНО!!!

06.12.13

Познавательно.Спасибо.)+1

06.12.13

Иволга, спасибо! Очень интересно!

06.12.13

Спасибо. Интересно прикоснуться к своим истокам. Жду продолжения.

+1

06.12.13

Люблю славянскую мифологию +1

06.12.13